рабочая программа ЧТЕНИЕ 9 класс 8 вид
рабочая программа (9 класс)

       Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

      Содержание  обучения  по предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

      Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера  и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год (68 часов; 2 часа в неделю). Занятия проводятся в форме урока по 40 мин.

Курс чтения направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chtenie_9_kl_8_vid.docx45.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основании:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Устава МКОУ “Покровская средняя общеобразовательная школа”, утвкржденного приказом Управления образования Администрации Черемисиновскоо района Курской области;
  3. Положения о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету, утвержденного приказом №49/14 от 31.08.2013 г.;
  4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В.;
  5. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2016 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

       Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

      Содержание  обучения  по предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

      Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера  и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год (68 часов; 2 часа в неделю). Занятия проводятся в форме урока по 40 мин.

Курс чтения направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку.

Учащиеся должны:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 

-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. 

В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

- совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения;

- повысить уровень общего развития учащихся;

- научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;

- развивать нравственные качества школьников;

- расширять возможности в осознании читаемого материала.

На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это вязано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Устное народное творчество (7)
Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».
Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).
«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».


Из произведений русской литературы ХIХ века (29)
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении).
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).
Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша».
А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».


Из произведений русской литературы ХХ века (21)

М. Горький «Песня о Соколе».
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).
М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».
К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».
С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова».
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».
Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».

Из произведений зарубежной литературы (8)

Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мед» (в сокращении).

Эрнест Сетон-Томпсон «Снап» (отрывок в сокращении).

Джеральд Даррелл «Живописный жираф» (отрывок в сокращении).

Повторение (3)

Произведения для внеклассного чтения.
П. Ершов «Конёк – горбунок», стихотворения А. Пушкина, Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А. Чехов «Унтер Пришибеев», стихотворения С. Есенина, Э. Сетон – Томпсон «Снап», Р. Стивенсон «Вересковый мёд», стихотворения М. Цветаевой, Д. Даррелл»Живописный жираф».

Произведения для заучивания наизусть.
М. Лермонтов «Тучи», отрывок из повести Н. Гоголя «Майская ночь…», А. Фет «Это утро, радость эта…», М. Цветаева «Красною кистью…», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», Н. Рубцов «Зимняя песня», М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок), И Крылов «Кот и Повар» (отрывок), отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Количество

часов

Тип урока

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

Устное народное творчество (7 ч.)

1

Объяснение нового материала.

Стр. 3-9

2

Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 10-12

3

Былины. «На заставе богатырской»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 13-18

4

Р/Р. Сочинение-миниатюра по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

1

Комбинирован-ный.

5

Сказки. Сказки про Василису Премудрую.

1

Объяснение нового материала.

Стр. 19-29

6

Сказка «Лиса и тетерев».

1

Комбинирован-ный.

Стр. 30-32

7

Р/Р. Изложение по сказке (о животных).

1

8

Из произведений русской литературы ХIХ века (29ч.)

Василий Андреевич Жуковский. Литературная сказка «Три пояса»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 34-46

9

Р/Р. Отзыв на сказку «Три пояса»

1

Комбинирован-ный.

Стр. 3 – 47 повторить

10

Вн.чт. П.Ершов «Конек – горбунок».

1

Комбинирован-ный.

11

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) Басня «Кот и повар»

1

Комбинирован-ный.

Стр. 48-53

12

Вн. Чт. По басням И.А.Крылова

1

Комбинирован-ный.

Прочит. 3 басни, нарисовать 1 эпизод

13

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) «Страницы из биографии и творчества великого поэта»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 54-58

14

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая.

1

Комбинирован-ный.

Стр. 58-62

15

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая.

1

Комбинирован-ный.

Стр.62-72

16

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья.

1

Чтение, беседа.

Стр. 72-81

17

Р/Р. Урок-беседа по вопросам к поэме «Руслан и Людмила».

1

Комбинирован-ный.

Вопросы, нарисовать понравившийся эпизод

18

19

«Барышня – Крестьянка»  Чтение и обсуждение

2

Комбинирован-ный.

Стр. 81-92

Стр. 93-103

20

Повторение пройденного по творчеству Пушкина

1

Урок – игра.

Создать ребус, виктори-ну

21

Внеклассное чтение (по рассказам Пушкина)

1

Самостоятельная работа.

22

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) «Лермонтов – художник и поэт»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 104-108

23

Стихотворение «Тучи»

1

Комбинирован-ный.

Стр. 109

Выучить.

24

Баллада «Морская царевна»

1

Комбинирован-ный.

Стр. 110-114

25

26

Николай Васильевич Гоголь (1808-1952) «Майская ночь» или «Утопленница». Чтение и анализ произведения.

2

Объяснение нового материала.

Стр. 117-124

Стр. 125-133

27

Р/Р. Работа по картинам А. И. Кунджи «Украинская ночь»» и И. Н. Крамского «Русалка»

1

Комбинирован-ный.

28

Внеклассное чтение повести Н. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

1

Комбинирован-ный.

29

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) «Рыцарь на час»

1

Комбинирован-ный.

Стр. 134-138

30

«Саша»

1

Комбинирован-ный.

Стр. 138-141

31

Р/Р. Рассказ на тему «Письмо «ГРИНПИС»у»

1

Комбинирован-ный.

Стр. 142

32

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) «На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…»

1

Комбинирован-ный.

Стр. 143-147

33

Антон Павлович Чехов (1860-1904) Рассказ «Злоумышленник»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 148-156

34

Рассказ «Пересолил»

1

Комбинирован-ный.

35

Р/Р. Рассказ по плану («Пересолил»)

1

Комбинирован-ный.

Стр. 162

Вопросы.

36

Вн. Чт. А.П.Чехов «Дом с мезонином»

1

Комбинирован-ный.

37

Из произведений русской литературы ХХ века (21ч.)

Максим Горький (1868-1930) «Песня о Соколе»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 164-170

38

Р/Р. Урок выразительного чтения.

1

Повторение, чтение, беседа.

Стр. 169

Отрывок выучить.

39

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) «Необычное приключение…»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 170-176

40

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) Стихи.

1

Объяснение нового материала.

Стр. 178-180

41

Урок выразительного чтения стихов стихов М. Цветаевой

1

Повторение, беседа.

42

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) «Стекольный мастер»

1

Комбинирован-ный.

Стр. 181-190

43

Урок заучивания отрывка из рассказа «Стекольный мастер»

1

Повторение.

Стр. 185

Отрывок выучить.

44

Внеклассное чтение по рассказам К. Паустовского.

1

Комбинирован-ный.

45

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 192-194

Выучить.

46

Р/Р. Сочинение по плану «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

Комбинирован-ный.

47

Творчество С. А. Есенина «Собаке Качалова»

1

Повторение, комбинированный

Стр. 194-195

48

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) «Судьба человека»

1

Комбинирован-ный.

Стр. 196-204

49

Р/Р. Беседа по содержанию рассказа «Судьба человека» Изложение.

1

Повторение, беседа.

50

Евгений Иванович Носов (1925-2002) «Трудный хлеб»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 205-212

51

Р/Р. Составление словесного портрета литературного героя.

1

Комбинирован-ный.

Стр. 212

52

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971) «Тихая моя родина»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 214-216

53

«Русский огонек», «Зимняя песня»

1

Беседа, комбинированный

Стр. 217-220

Выучить.

54

55

Юрий Иосифович Коваль (1938-1995) «Приключения Васи Куролесова» главы 1-5

Главы 5, 6, 7. Ответы на вопросы.

1

1

Объяснение нового материала.

Комбинирован-ный.

Стр. 221-232

Стр. 232-234

.

56

Внеклассное чтение (Полное содержание повести «Приключения…»)

1

Повторение, беседа.

Дочитать повесть.

57

Урок-повторение. По страницам русской литературы.

1

Комбинирован-ный.

.

58

Из произведений зарубежной литературы (8ч.)

Роберт Луис Стивенсон (1850-1894) Баллада «Вересковый мед»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 236-241

.

59

60

Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) «Снап», «История бультерьера» 1-2 части.1

3 часть

1

Комбинирован-ный.

Стр. 242-249

Стр. 250-254

61

Р/Р. Составление плана к рассказу «Снап» Пересказ содержания по плану.

1

Комбинирован-ный.

62

Джеральд Даррел (1925-1995) «Живописный жираф»

1

Объяснение нового материала.

Стр. 255-265

63

Урок-беседа по рассказу «Живописный жираф»

1

Повторение, беседа.

Стр. 266

.

64

Р/Р. Сравнительная характеристика к литературным героям.

1

Комбинирован-ный.

дописать

.

65

Внеклассное чтение по зарубежной литературе.

1

Комбинирован-ный.

Прочитать рассказы

.

66

67

68

Повторение (3ч.)

Беседа по вопросам.

3

Комбинирован-ный.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащийся должен:

  • получить достаточно прочные навыки  осознанного, правильного и выразительного  чтения;
  • научиться  правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащийся должен уметь:

  • Читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
  • Участвовать в анализе произведения;
  • Выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
  • Пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
  • Высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
  • Учить стихотворения наизусть;
  • Выполнять посильные задания по прочитанному тексту.

Учащийся должен  знать:

  • краткое содержание некоторых художественных текстов.

Норма техники чтения -  90-100 слов в минуту.

В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:

  • урок изучения и первичного закрепления знаний ;
  • урок закрепления новых знаний и выработки умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и контроля знаний;
  • урок коррекции знаний;
  • урок развития речи.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

  • традиционное обучение;
  • активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы контроля достижений учащихся:

  • пересказ;
  • проверочная работа;
  • работа с раздаточным материалом.

    Виды  контроля:

  • самоконтроль;
  • контроль учителя.

Литература

1. В.В.Воронкова «Программа специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2000г.

 2.  Учебно – методическое пособие:  Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.

3. Бородин С. М. , Бородина В. А. “Учим читать”.

4. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.

5. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 9 класса коррекционной школы 8 вида по чтению и развитию речи

Рабочая программа для учеников 9 класса коррекционной школы 8 вида по чтению и развитию речи...

Рабочая программа 6 класс VIII вида чтение, письмо, математика, музыка, изо, сбо

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа № 9» ст. ТемнолесскойСтавропольского края  Шпаковского района...

Рабочая программа 7 класс VIII вида чтение , письмо, математика,музыка, изо, история,сбо.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо математике7 класс VIII вида Ступень обучения- специальное коррекционное...

Рабочая программа 8 класс VIII вида чтение,письмо, математика, музыка,история, обществоведение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо чтению и развитию речи8 класс VIII видаСтупень обучения- специальное коррекционное...

Рабочая программа 9 класса 8 вид чтение, письмо, математика, сбо, история, обществоведение,биология, география.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо чтению и развитию речи9 класс VIII видаСтупень обучения- специальное коррекционное...

Рабочие программы 7 класс Специальная Коррекционная школа 8 вида; письмо, чтение и развитие речи

Данные рабочие учебные  программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для учащихся 7 класса составлены  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных уч...