Повышение способности понимания текста
методическая разработка

Статья в электронном журнале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ezh.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение способности понимания текста на основе развития познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ (ЗПР)».

В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с ОВЗ (ЗПР), как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества. Развитие личности ребенка, его активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – требования самой жизни и основа ФГОС.

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный с формированием основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Полноценный навык чтения – база для дальнейшего обучения по всем школьным предметам, основной источник получения информации и способ общения. Недостаточное овладение детьми техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебе, может привести к неуспеваемости по основным предметам.

Научить детей понимать текст, воспитать их как вдумчивых читателей – одна из важных задач обучения. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  младшим школьникам необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность.

Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребенка. Формирование данных качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых младших школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. Детям с ОВЗ (ЗПР) характерно:

- недостаточная концентрация и неустойчивость внимания и восприятия,

- низкая способность к приему и переработке информации, сложности с прочностью запоминания,

- шаблонность мышления, сложности с абстрактными понятиями,

- трудности в установлении причинно-следственных связей,

- недостаточный объем знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира,

- трудности в речевом развитии (бедность словаря, низкий уровень связной речи).

Поэтому в обучении младших школьников с ОВЗ (ЗПР) эффективны следующие приемы:

- обязательная вербализация любой деятельности, сочетание инструкции с показом,

- необходимо давать краткие, четкие, позитивные вопросы и инструкции,

- предлагать «пошаговые» инструкции, поэтапность выполнения задания,

- использовать схемы, таблицы, алгоритмы, сигнальные карточки вместо сложных инструкций,

- активно использовать индивидуальные карточки-тесты для закрепления и проверки знаний,

- давать меньший объем заданий, предоставлять дополнительное время для выполнения задания,

- давать выполнять аналогичные задания самостоятельно (следуя от простого к сложному),

- учебный материал должен «опираться» на жизненный опыт ребенка, предоставлять возможность выбора.

Важная особенность в работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) – акцент на игровых методах обучения, позволяющих повышать познавательную деятельность, значительно облегчающий процесс восприятия и понимания младшими школьниками текста учебного материала.

Нарушение чтения

Причина нарушения

Игры и упражнения

для коррекции и развития

Не понимает значения прочитанного слова

Недостаточный уровень развития восприятия, памяти, бедность словарного запаса

«Бусы» (СГС – мак, СГСС – зонт)

«Лишняя буква» (исправь буквы – прочти слово: свалный – славный)

«Подбери слово» (гром – гремит, молния – сверкает)

«Слова наоборот» (большой – маленький)

«Лишнее слово» (смелый, храбрый, трусливый, отважный)

«Собери группу» (животные, птицы, рыбы и т.д.)

Не понимает смысла прочитанного текста

Недостаточный уровень развития памяти, словесно-логического мышления

«Цепочка» (младенец, ребенок, подросток, взрослый)

«Чем похожи?» (яблоко и арбуз, сахар и соль)

«Опиши предмет» (лето – жаркое, зима – морозная, снежная, ветреная)

«Добавь хвост» (солнечное лето, морозная зима)

Не умеет выделить главное в прочитанном тексте

Недостаточный уровень развития внимания, памяти, словесно-логического мышления

«Назови слова» (на определенную букву, на определенное количество букв)

«Чего не хватает?» (у картинки-предмета, ряда слов)

«Кто что делает?» (строитель строит дом)

«Добавляй слово» (Мальчик читает. Мальчик читает книгу. Мальчик читает книгу сказок.)

Работа с иллюстрациями

Загадки

Низкая скорость чтения

Недостаточный уровень развития внимания, восприятия, пространственной ориентировки, техники чтения

«Графический диктант»

«Слева, справа, ниже, выше – нарисуй как услышишь»

«Таблицы Шульте»

«Назови цвет» (цвет слова, а не само название слова)

«Найди слово» (найти определенное слово или фразу)

«Узор» (выкладывание узора по образцу в определенном порядке)

Отсутствие желания читать

Недостаточный уровень развития техники чтения, мотивации, работоспособности

Ребусы

«Нарисуй как запомнил» (слова – картинки)

«Закончи предложение» (У рыбы никогда не бывает… У человека всегда есть…)

Сюжетные картинки

Составление диафильма

Логические задачи

Чтение является важным средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Когда ребенок хорошо владеет чтением, то у него развивается устная речь и речь письменная. Успешность обучения определяется качеством читательских навыков, но интерес к чтению проявляется у детей только тогда, когда они полноценно овладевают процессом чтения.

Литература: С.Н. Костромина «Учиться на пятерки по чтению. Как?». Санкт-Петербург, 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - презентация "Обучение пониманию текста глухих учащихся

В докладе я рассказываю об особенностях развития глухих детей и моих методах работы на уроках. Доклад сопровождается презентацией....

Развитие способностей понимания ,рефлексивного ,проблемно организованного мышления у школьников на уроке литературы.

На примере  урока литературы в 9 классе"Печорин - герой или жертва?" учащиеся учатся работать с текстом художественного произведения  с целью ответа на проблемные вопросы. Передо мной стоит ...

развитие навыков чтения и понимания текстов на английском языке

данный методический материал предлагается для учителей английского языка, которые используют учебно-методический комлекс "English" - 2 и 3 ( под редакцией И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной). Также он...

Обучение приёмам понимания текста на уроках русского языка и литературы

Обучение приёмам понимания текста на уроках.СодержаниеI. Текст. Понимание текста.  Источники.II. Модель работы читателя с текстом. Источники.III. Виды и приёмы чтения. Источники.IV. Програм...

Уровни понимания текста

Статья посвящена проблеме обучения учащихся чтению иноязычных текстов. В статье рассматриваются уровни понимания текста, а также значение  каждого из этих уровней в процессе чтения и по...

Работа учителя математики МАОУ "Лицей №2" г. Альметевска Карюшовой Ирины Тимофеевны по формированию способностей учащихся пониманию текста по математике.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение ФГОС нового поколения,прдиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни высокотехнологичном конкурентном мире...