Конспект индивидуального занятия с ребенком имеющим ЗПР (автоматизация звука « Ш»)
план-конспект


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с ребенком имеющим ЗПР

(автоматизация звука « Ш»)

Темы:

Коррекционная – «Работа над словом. Слова, обозначающие предметы. Автоматизация звука Ш. Правильное произношение свистящих звуков в стихотворной речи.

Грамматическая – «Существительное – часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?

Лексическая – «Овощи и фрукты». «Одежда»

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение послоговому чтению;
  • Обучение умению проводить звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки;
  • Автоматизация звука «Ш»;
  • Закрепление правильного произношения свистящих звуков в стихотворной речи;
  • Закрепление правильного произношения звука «Л» в чистоговорках;
  • Закрепление правильного произношения звука «Л» в предложениях;
  • Закрепление правильного произношения звуков «Р» и «Р» в стихотворной речи.

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие умения отгадывать загадки;
  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Развитие артикуляционной мускулатуры;
  • Развитие направленности выдоха;
  • Развитие познавательных процессов (памяти, внимания);
  • Развитие силы голоса, интонационной выразительности речи;
  • Развитие чувства ритма;
  • Активизация словаря по теме «Одежда», «Овощи», «Фрукты».

Воспитательные:

  • Воспитание познавательного интереса;
  • Воспитание доброжелательности, трудолюбия.

Оборудование:

  • Э.М. Курицына «Большая книга занятий по развитию речи» стр. – 87, 94
  • И.В. Ковалец «Азбука эмоций» стр.-12, 13
  • О.А. Новиковская «Логопедическая азбука» стр. – 59
  • Звуковые домики;
  • Фишки желтого, синего, красного, зеленого цвета.
  • Иллюстрации с изображением фруктов, овощей, одежды;
  • Картинка с изображением воздушных шариков.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка домашнего задания. Уточнение пространственно-временных представлений. Какие сегодня число, день недели? Какой идет месяц?

Предложить ребенку послушать стихотворение и досказать слово:
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея, словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга

 И гогочет: … … …!

2.Дыхательная гимнастика.

Предложить ребенку подуть на снежинки сначала сильно, потом слабо.

3.Артикуляционная гимнастика.

Предложить ребенку сесть перед зеркалом, выполнить следующие упражнения: - Заборчик
-Лопатка
-Иголочка

-Часики
-Чистим зубки
-Лошадка
-Грибок
-Маляр

4.Предложить ребенку посмотреть на картинку.

На картинке нарисованы воздушные шарики; предложить надуть, сдуть шарики, произнося при этом звук Ш.

5.Развитие фонематического восприятия.

А) Предложить ребенку послушать звуки и хлопнуть 1 раз в ладоши, когда он услышит звук Ш.
С-К-Т-Ш-В-Ф-Т-Л-Ш-К-С-Ш

Б) Предложить ребенку послушать слоги и поднять руку только тогда, когда он услышит слог со звуком Ш.
СУ-ШО-ХИ-ПУ-ША-ЛУ-КА-ШУ-ЛИ-РО-ШО

6.Фонематический анализ.

-Послушай…Ш…А…Что получится? (ША)
Предложить ребенку взять фишки синего и красного цвета; выложить из них получившийся слог.

7.Предложить ребенку отгадать загадку:

Встаёт на заре, 
Поёт во дворе, 
На голове гребешок.
Кто же он?
(Петушок)

8.Игра «Найди картинку».

Перед ребенком лежит карта с нарисованными картинками (по 4 на каждой карте). Предложить ребенку найти из 4-х картинок одну картинку со звуком Ш.

9.Игра «Овощи-фрукты».

Предложить ребенку разложить овощи и фрукты следующим образом: овощи со звуком Р на грядки, а фрукты со звуком Л на дерево.

10.Игра «Какой звук».

Предложить ребенку послушать слова и сказать, какой звук слышится в начале, конце слова.

Начало: Лиса, листья, лампа, лимон.
Конец: стол, Стул, мел, укол.

11.Предложить ребенку рассмотреть картинки и назвать слова со звуком Л.Стр. 94.

12.Предложить ребенку рассказать стихотворение.

Дворник дверь
Два дня держал -
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

13.Игра «Одежда».

Предложить ребенку рассмотреть картинку и назвать слова со звуком С.

Предложить ребенку сложить в чемодан одежду со звуком Р.
Стр.- 87

стр.10-11

14.Определение позиции звука С в слове.

Предложить ребенку взять «звуковые схемы»; фишки желтого цвета.

- «Сейчас мы с тобой будем расселять слова со звукам С в разные комнаты. Я буду называть слова, а ты будешь ставить желтую фишку в первое окошко, если звук С будет в начале слова; во второе – если звук С будет в середине слова; в третье – если звук С будет в конце слова.

Стол, колесо, стул, яблоко, лиса, укус.

15.Обучение послоговому чтению. Попросить ребенка прочитать слоги.
Стр. 59.

16.Подведение итогов. Спросить:

- «Чем мы сегодня занимались?»
- «Какие звуки сегодня приходили к нам в гости?»
Завершить занятие эмоционально-положительной оценкой ребенка.

17.Рефлексия

- Сегодня на занятии ты был внимательным и старательным. Ты – молодец!

- Выбери на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое индивидуальное занятие по РСВ и ОП «Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции перед гласными в игровых упражнениях. Коррекция звука «Р».

На индивидуальном занятии ведется работа по коррекциии звука «Р» и  автоматизации звука «Ш» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных  процессов как: па...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука Л для детей с нарушением слуха

Формирование произношения:Тема: Звук [Л].Цель: Автоматизация в обратной позиции в слогах, словах, предложениях.Развитие речевого слуха:Тема: Текст «Звери готовятся к зиме».Цель: Тренировка...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука С для детей с нарушением слуха

Тема: Автоматизация звука [с]. Текст «Зима»Цель: Автоматизация [с] на материале слогов, слов, предложений в позиции между гласными.Учить воспринимать фразы на слух из деформированного текс...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука Ц для детей с нарушением слуха

Формирование произношения:Тема: Звук [Ц].Цель: Автоматизация в обратной позиции в слогах, словах, предложениях.Развитие речевого слуха:Тема: Текст «Находка».Цель: Тренировка слуха в различ...

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР. Автоматизация звука Ч для детей с нарушением слуха

Формирование произношения:Тема: Звук [Ч].Цель: Автоматизация в обратной позиции в слогах, словах, предложениях.Развитие речевого слуха:Тема: Текст «Отважный поступок».Цель: Тренировка слух...