Тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа

Каримова Алсу Маратовна

Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработано в рамках  специальной индивидуальной программы развития (СИПР, вариант 2) для обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (2 класс, вариант 2)

102 часа (3 урока в неделю)

N п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

1 четверть – 27 часов

1

 Урок знаний.

1

Вводный

Выполнение игровых действий  с мячом, называние имен одноклассников, называние школьных принадлежностей. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом.

2

Воспоминания о лете.

1

Изучения нового материала

Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца),  побуждение детей к вербальным высказываниям.

3

Воспоминания о лете.

1

Закрепления

изученного материала

Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца),  побуждение детей к вербальным высказываниям.

4

Мои одноклассники.

1

Изучения нового материала

Просмотр презентаций «Школьные принадлежности», «Наша школа».

5

Мои одноклассники.

1

Закрепления

изученного материала

Обсуждение презентаций «Школьные принадлежности», «Наша школа».

6

Сказочная страна.

1

Изучения нового материала

Рассматривание картинок, отгадывание загадок.  Просмотр презентации. Обыгрывание знакомой сказки, умение играть роль в соответствии с  ее содержанием.

7

Сказочная страна.

1

Закрепления

изученного материала

Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса и т.д.) по инструкции учителя  в разных частях листа бумаги (центр, слева, справа).  

8

Приветствие сказочных персонажей.

1

Изучения нового материала

Предметно-игровые действия в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа.

9

Приветствие сказочных персонажей.

1

Закрепления

изученного материала

Предметно-игровые действия в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа.

10

Интересные истории.

1

Изучения нового материала

Разучивание игр с правилами (игра «Колечко-колечко..») с использованием различных средств коммуникации (вербальных, невербальных).

11

Интересные истории.

1

Закрепления

изученного материала

Закрепление партнерских отношений между учениками в процессе игр с правилами (игра «Колечко-колечко..») с использованием различных средств коммуникации (вербальных, невербальных).

12

Красивые узоры.

1

Изучения нового материала

Составление орнамента из природного материала (например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и др.).

13

Красивые узоры.

1

Закрепления

изученного материала

Составление орнамента из природного материала (например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и др.).

14

Играем вместе (детское лото, игры с правилами). Любимая игрушка.

1

Изучения нового материала

Использование настольно-печатных игр (серии игр «Детское лото», «Детское домино»).  Использование любимых игрушек в дидактической игре «Угадай, чья игрушка?».

15

Играем вместе (детское лото, игры с правилами). Любимая игрушка.

1

Закрепления

изученного материала

Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (звук телефона, дверного звонка, шум пылесоса, стиральной машины, звук льющейся воды), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. 

16

Играем вместе (детское лото, игры с правилами). Любимая игрушка.

1

Актуализации ЗУиН

Использование настольно-печатных игр (серии игр «Детское лото», «Детское домино»).  Упражнения в узнавании игрушек.

17

Любимые мультфильмы.  

1

Изучения нового материала

Просмотр мультфильмов. Работа в парах (совместно с педагогом).  Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки)

18

Любимые мультфильмы.  

1

Закрепления

изученного материала

Просмотр мультфильмов. Работа в парах (совместно с педагогом).  Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки).  

19

Любимые мультфильмы.  

1

Актуализации ЗУиН

Совершенствование партнерских игровых отношений при соблюдении очередности и правил игры (Сьедобное – несьедобное, Летает - не летает, Растет-не растет).

20

Мои желания.

1

Изучения нового материала

Прослушивание сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д..  Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам)  с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации.

21

Мне нравится.

1

Закрепления

изученного материала

Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам)  с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации.

22

Подарок для друга.

1

Комбинированный

Рассматривание картинок, отгадывание загадок.  Просмотр презентации. Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.

23

Любимые считалочки.

1

Изучения нового материала

Слушание и проговаривание считалок.

24

Любимые считалочки.

1

Закрепления

изученного материала

Слушание и проговаривание считалок.

25

День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня.

1

Изучения нового материала

Рассматривание картинок, отгадывание загадок.  Проигрывание игры «Испекли мы каравай».

Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом.

26

День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня.

1

Закрепления

изученного материала

Рассматривание картинок, отгадывание загадок.  Проигрывание игры «Испекли мы каравай».

Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом.

27

Повторение и обобщение

1

Повторение

Рассматривание картинок, отгадывание загадок.  Карточки-задания. Использование раскрасок.

2 четверть – 21 час

1

Любимые сказки. (автор С. Сутеев).

1

Изучения нового материала

Слушание и проигрывание сказки «Кто сказал мяу?», раскрашивание  картинок.

2

Любимые сказки. (автор С. Сутеев).

1

Закрепления

изученного материала

Слушание и проигрывание сказки «Под грибом», раскрашивание картинок.

3

Любимые сказки. (автор С. Сутеев).

1

Актуализации ЗУиН

Слушание и проигрывание сказки, раскрашивание картинок.  Обведение трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения.

4

Вместе слушаем сказки.

1

Изучения нового материала

Слушание и проигрывание сказки, раскрашивание картинок.

Прослушивание аудиозаписей голосов животных, их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом.

5

Вместе слушаем сказки.

1

Закрепления

изученного материала

Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию ("Кто в гости пришел?", "Кто спрятался?"),  использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты,  звуки, слова, фразы

6

Вместе слушаем сказки.

1

Актуализации ЗУиН

Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию.

7

Считалочки.

1

Изучения нового материала

Слушание и проговаривание считалок. Использование пальчиковой гимнастики.

8

Считалочки.

1

Закрепления

изученного материала

Слушание и проговаривание считалок. Использование пальчиковой гимнастики.

9

Игры с правилами. Найди клад на острове

1

Изучения нового материала

Знакомство с правилами игры, активизация диалогической речи в процессе дидактической игры (куда пойдешь? Что найдешь? Что нашел? Что встретил на пути? И т.д.

10

Игры с правилами. Найди клад на острове

1

Закрепления

изученного материала

Активизация диалогической речи в процессе дидактической игры (куда пойдешь? Что найдешь? Что нашел? Что встретил на пути? И т.д.

11

Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.

1

Изучения нового материала

Поддержание интереса к партнерским играм в процессе проведения дидактической игры «Волшебный мешочек».

Загадки: отгадай и нарисуй. Раскрашивание картинок.

12

Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.

1

Закрепления

изученного материала

Использование пишущего предмета: «Нарисуй, что в мешочке?», узнавание и называние изображенных предметов.

Загадки: отгадай и нарисуй. Раскрашивание картинок.

13

Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.

1

Актуализации ЗУиН

Загадки: отгадай и нарисуй. Раскрашивание картинок.

14

Ярмарка игрушек.

1

Комбинированный

Упражнения в узнавании игрушек.  Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом.

15

Веселые картинки: книжка для малышей.

1

Комбинированный

Прослушивание:  книжка для малышей «Колобок».  Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя.

16

Готовимся к празднику. Подарки на ладошке.

1

Изучения нового материала

Рассматривание картинок, отгадывание загадок. Просмотр презентации.  Раскрашивание открытки к празднику.  

17

Готовимся к празднику. Подарки на ладошке.

1

Закрепления

изученного материала

Использование пишущего предмета: обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.  

18

Приглашение к взаимодействию.

1

Изучения нового материала

Выполнение задания учителя в парах (в игре, во время дежурства и т.д.).

19

Приглашение к взаимодействию.

1

Закрепления

изученного материала

Выполнение задания учителя в парах (в игре, во время дежурства и т.д.).

20

Приглашение к взаимодействию.

1

Актуализации ЗУиН

Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова)  с использованием для    ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).      

21

Повторение и обобщение

1

Повторения

Рассматривание картинок, отгадывание загадок.  Карточки-задания. Использование раскрасок.

3 четверть – 30 часов

1

Путешествие по Москве. Звук А.

1

Изучения нового материала

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А (аквариум, абрикос, автобус, Андрей и т.д.). Работа с картинками.

2

Путешествие по Москве. Звук А.

1

Закрепления

изученного материала

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А (аквариум, абрикос, автобус, Андрей и т.д.). Работа с картинками.

3

Лепим вместе.

1

Изучения нового материала

 Выбор материала для лепки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий;

4

Лепим вместе.

1

Закрепления

изученного материала

Выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей поделки и поделок сверстников (такой-не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).

5

Строим вместе.

1

Изучения нового материала

Выбор материала для постройки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей постройки и построек сверстников (такой - не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).

6

Строим вместе.

1

Закрепления

изученного материала

Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова)  с использованием в ответах различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).      

7

Рисуем вместе.

1

Изучения нового материала

Создание совместных рисунков со сверстником (по сюжетам  знакомых сказок "Репка", "Колобок" и др.); передача изображенного сюжета (фрагмента) в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации, умение участвовать в создании продукта коллективного труда

8

Рисуем вместе.

1

Закрепления

изученного материала

  Создание совместных рисунков со сверстником (по сюжетам  знакомых сказок.

9

Рисуем вместе.

1

Актуализации ЗУиН

Создание совместных рисунков со сверстником (по сюжетам  знакомых сказок.

10

Рисуем вместе.

1

Повторения

Создание совместных рисунков со сверстником (по сюжетам  знакомых сказок.

11

Путешествие по Москве. Звук А.

1

Изучения нового материала

Воспроизведение звука (а). Презентация.  Просмотр слайдов с видами на город. Работа с картинками.

12

Путешествие по Москве. Звук А.

1

Закрепления

изученного материала

Воспроизведение звука (а). Презентация.  Просмотр слайдов с видами на город. Работа с картинками.

13

Путешествие в зоопарк. Звук У.

1

Изучения нового материала

Презентация о животных зоопарке, обогащение словарного запаса в процессе уточнения представлений о животных и их детенышей. Воспроизведение отдельных звуков (у, а).

14

Путешествие в зоопарк. Звук У.

1

Закрепления

изученного материала

Воспроизведение отдельных звуков (у, а). Презентация.  Настольно-печатная игра «Путешествие по зоопарку». Работа с картинками (животные)

15

Путешествие в зоопарк. Звук У.

1

Актуализации ЗУиН

Воспроизведение отдельных звуков (у, а). Презентация. Работа с картинками (животные).

16

Поездка на дачу. Звук М.

1

Изучения нового материала

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м).  Работа с кассой букв. Выполнение заданий на составление и чтение слогов, слов. Работа с картинками. Отгадывание загадок.

17

Поездка на дачу. Звук М.

1

Закрепления

изученного материала

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м).  Работа с кассой букв. Работа с картинками. Отгадывание загадок.

18

Поездка на дачу. Звук М.

1

Актуализации ЗУиН

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м).  Работа с кассой букв. Работа с картинками. Отгадывание загадок.

19

Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

1

Изучения нового материала

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Презентация,. Работа с сюжетными картинками.

20

Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

1

Закрепления

изученного материала

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно, обезьяна, очки, Оля и т.д.) Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Работа с сюжетными картинками.

21

Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

1

Актуализации ЗУиН

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно, обезьяна, очки, Оля и т.д.) Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Работа с сюжетными картинками.

22

Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

1

Повторения

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно, обезьяна, очки, Оля и т.д.) Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Работа с сюжетными картинками.

23

Путешествие по стране. Города России. Звуки А,У,М,О.

1

Изучения нового материала

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Выполнение заданий на составление и чтение слогов, слов. Презентация. Просмотр слайдов с видами на город Санкт-Петербург.

24

Путешествие по стране. Города России. Города России. Звуки А,У,М,О.

1

Закрепления

изученного материала

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Выполнение заданий на составление и чтение слогов, слов. Презентация. Просмотр слайдов с видами на город Тула.

25

Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.

1

Изучения нового материала

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Выполнение заданий на составление и чтение слогов, слов.

26

Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.

1

Закрепления

изученного материала

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Выполнение заданий на составление и чтение слогов, слов. Презентация. Просмотр слайдов с видами на город Ярославль.

27

Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.

1

Актуализации ЗУиН

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Выполнение заданий на составление и чтение слогов, слов. Презентация.

28

Путешествие по стране. Города России. Звуки А,У,М,О.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Выполнение заданий на составление и чтение слогов, слов. Презентация. Просмотр слайдов с видами на город.

29

Путешествие по стране. Города России. Звуки А,У,М,О.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Презентация. Просмотр слайдов с видами на город.

30

Повторение и обобщение.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв.  Презентация.

4 четверть – 24 часа

1

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

Изучения нового материала

Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; обращение доступными средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми) к партнерам по игре в процессе игровых действий; положительно реагировать на завершение игры, выражать слова благодарности сверстникам за совместную игру.

2

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

Закрепления

изученного материала

Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры;

3

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

Актуализации ЗУиН

Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры.

4

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

Актуализации ЗУиН

Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры.

5

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

Актуализации ЗУиН

Обращение доступными средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми) к партнерам по игре в процессе игровых действий; положительно реагировать на завершение игры, выражать слова благодарности сверстникам за совместную игру.

6

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

Повторения

Обращение доступными средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми) к партнерам по игре в процессе игровых действий; положительно реагировать на завершение игры, выражать слова благодарности сверстникам за совместную игру.

7

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

Повторения

Использование различных средств коммуникации, в том числе альтернативных (изображения графические, печатные, электронное устройство) для передачи и соблюдения правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).

8

Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

Повторения

Совместное выполнение графических заданий на общем листе бумаги, задания "Дождливая погода", "Весенняя пора", "Весенняя лужайка".

9

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

1

Изучения нового материала

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Презентация о местности, в которой живут дети.

10

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

1

Закрепления

изученного материала

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Презентация. Просмотр слайдов с видами на город.

11

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

1

Актуализации ЗУиН

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Презентация. Просмотр слайдов с видами на город.

12

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

1

Актуализации ЗУиН

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Презентация. Просмотр слайдов с видами на город

13

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

1

Актуализации ЗУиН

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Презентация. Просмотр слайдов с видами на город

14

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Презентация. Просмотр слайдов с видами на город.

15

Звуки А,У,М,О. Мой город (мой край).

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Просмотр слайдов с видами на город.

16

Звуки А,У,М,О. Мой город (мой край).

1

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Просмотр слайдов с видами на город.

17

Звуки А,У,М,О. Повторение.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Закрепление знакомых звуков с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв.

18

Звуки А,У,М,О. Повторение.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Закрепление знакомых звуков с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв.

19

Звуки А,У,М,О. Повторение.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв.

20

Звуки А,У,М,О. Повторение.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв.

21

Звуки А,У,М,О. Повторение.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв.

22

Звуки А,У,М,О. Повторение.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв.

23

Звуки А,У,М,О. Повторение.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв. Выполнение заданий на составление и чтение слогов, слов.

24

Звуки А,У,М,О. Повторение.

1

Повторения

Воспроизведение отдельных звуков (у, а, м, о) Работа с кассой букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс СИПР

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность челов...

Календарно - тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»

Целью программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умен...

Календарно- тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Календарно- тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1(дополнительный) класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с учащимся 8 класса с расстройствами аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью"

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с учащимся 8 класса с расстройствами аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью" разработана...