Главные вкладки

    Методическая разработка интегрированного спортивно-логопедического праздника, посвящённого «Дню Защитника Отечества» для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (ЗПР и ДЦП).
    план-конспект

    Верхотурцева Елена Владимировна
    Данная методическая разработка  составлена для обучающихся начального и среднего звена с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР и ДЦП). Направлена на психомоторное развитие детей с ОВЗ через овладение крупной и мелкой моторики.
    Для повышения эффективности коррекционно – развивающей работы с данной категорией обучающихся в условиях школы выстроилась модель сотрудничества учителя – логопеда и учителя по физической культуре. 
    Адресовано учителям физической культуры, учителям – логопедам, реализующим адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР, ДЦП. Совместное мероприятие учителя – логопеда и учителя по физической культуре помогают корректировать речевые навыки посредством развития общей моторики. 
    Данная методическая разработка не требует специального оборудования.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sport._log._prazd._k_23_fevralya.docx49.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

    Методическая разработка интегрированного спортивно - логопедического праздника, посвящённого «Дню Защитника Отечества»

    для обучающихся

    по адаптированной образовательной

    программе для детей с  ОВЗ (ЗПР и ДЦП).

    Составители:  Курчатова О.Н.; учитель физкультуры  

    высшая квалификационная категория,

                                                                    Верхотурцева Е.В.; учитель – логопед    

                                                                 

    г. Советский

    2019 г.

    Аннотация

    Данная методическая разработка  составлена для обучающихся начального и среднего звена с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР и ДЦП). Направлена на психомоторное развитие детей с ОВЗ через овладение крупной и мелкой моторики.

    Для повышения эффективности коррекционно – развивающей работы с данной категорией обучающихся в условиях школы выстроилась модель сотрудничества учителя – логопеда и учителя по физической культуре.

    Адресовано учителям физической культуры, учителям – логопедам, реализующим адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР, ДЦП. Совместное мероприятие учителя – логопеда и учителя по физической культуре помогают корректировать речевые навыки посредством развития общей моторики.

    Данная методическая разработка не требует специального оборудования.

    Содержание

    1. Аннотация. …………. …………………………. стр  2
    2. Содержание…………………………………….. стр  3
    3. Введение ……………………………………….. стр  4
    4. Положение (программа)………………………..стр  8
    5. Библиографический список……………………стр 14
    6. Приложение……………………………………..стр 15

    Введение

             С 1 сентября 2016 года в России введен новый образовательный стандарт инклюзивного образования, по которому дети с ограниченными возможностями здоровья получили возможность учиться вместе со здоровыми сверстниками по адаптированным  программам.

    В связи с изменением образовательной системы в России с 2016 года, вступил закон об инклюзивном образовании, который регламентирует обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

    По статистике МБОУ СОШ №1 г. Советский, наибольшее количество детей с ОВЗ обучающихся в начальной школе – это обучающиеся с задержкой психического развития и детским церебральным параличом. Данная особенность свидетельствует о замедленном темпе всех психических процессов. Учителя-предметники занимаются основными школьными дисциплинами, но для учащихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) и детским церебральным параличом (далее ДЦП) необходимы дополнительные коррекционные занятия, и специальные методы и формы обучения, которые помогут детям с особыми образовательными потребности освоить школьную программу.

    В МБОУ СОШ № 1 г. Советский  за последние три года наблюдается тенденция увеличения количества обучающихся с задержкой психического развития и детским церебральным параличом.

    2016-2017г. – 36 чел.

    2017-2018 г. – 37 чел.

    2018-2019 г. -  47 чел.

    Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и учителя по физической культуре.

    Задача логопеда – помочь детям овладеть речью. Для этого выстроена целая система коррекционных логопедических занятий. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбирать интонацию и формировать предложения. Работа учителя по физической культуре заключается в развитии общей моторики у детей с ОВЗ, развитии дыхания и координации движений. Взаимодействие различных движений обеспечивает как развитие правильного дыхания, так и развитие речи.

    Целью совместной работы учителя-логопеда и учителя по физической культуре является развитие общей и мелкой моторики, координации движений, выразительной, связной речи, артикуляционного аппарата, голоса.

    Данная методическая разработка была составлена для обучающихся начального и среднего звена с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР и ДЦП). Направлена на психомоторное развитие детей с ОВЗ через овладение крупной и мелкой моторики. При разработке мероприятия мы учитывали разнообразие различных патологических проявлений при нарушении в развитии детского организма. Все задания составлены с учетом психофизических возможностей детей. Для получения психологической адаптации в обществе детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми не зависимо от возраста. При взаимодействии в командах дети учатся проявлять положительные качества личности, учатся управлять своими эмоциями в различных ситуациях, проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, оказывают бескорыстную помощь товарищам по команде, учатся находить с ними общий язык и общие интересы.

    Активное  участие в мероприятии принимают родители детей с ДЦП. Были привлечены волонтеры (обучающиеся нашей школы) с целью формирования толерантного отношения и принятия людей с ОВЗ.

    В работе с детьми с ЗПР имеются свои особенности. Агрессивность, тревожность и другие отклонения в психическом состоянии школьников стали серьезной повседневной психолого – педагогической  проблемой. Преодоление тревожности, агрессивности в поведении детей стало оперативной социальной необходимостью, так как со временем, с возрастом эти черты личности закрепляются. Социальная напряженность прямо или косвенно влияет на психическую напряженность школьников, приводит к отклонениям от норм поведения, затрудняет общение с окружающими. Продолжительное такое состояние отрицательно влияет на психическое и физическое здоровье.

    Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.  Физическое воспитание детей с ДЦП отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют разработки особых методов и приемов их физического воспитания. Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с ДЦП. Двигательные нарушения, ограничивающие или делающие невозможными активные движения,  отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма.  Поэтому развитие движений составляет основу физического воспитания этих детей.

    Применение подвижных игр во внеурочной деятельности позволяет ребенку поверить в себя. Предложенные в работе  игры позволяют открыть резервы в использовании игры при коррекции недостатков социально – личностного развития и недостатков в познавательной деятельности школьников, имеющих задержку психического развития и детский церебральный паралич, которые пока  используются в неполной мере.

    Положение.

    Спортивно - логопедический праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества».

    Дата и место проведения: 02.03.2019г, спортивный зал школы, 12. 00 час.

    Форма проведения: групповая, поточная.

    Состав команд: сборные команды (2 команды по 12 человек, обучающиеся с ОВЗ 5д,6г,7д, 8д., обучающиеся с ДЦП и их родители)

    Цель: укрепление здоровья детей.  Расширять представления учащихся о Российской армии.

    Задачи: 

    1. Закрепить представления  учащихся о родах войск. Обогащение активного словарного запаса.

    2. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Российскую армию, желание быть похожими на солдат Российской армии.

    Пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры.  Укрепление здоровья детей.

    3. Смешать  и преобразовать фиксированные позиционные роли в области совместной деятельности и вводить способы и нормы «справедливой» регуляции межличностных отношений.

    4. Коррекционные задачи: укрепление положительной самооценки ребенка,

    умения сосредотачиваться, слушать и воспринимать услышанное, контролировать и планировать свои действия;

     Оборудование и инвентарь: 6 волейбольных мячей, 15 конусов, 16 гимнастических обруча,  3 баскетбольных мяча,4  гимнастических скамеек, 4 гимнастических мята, 2 корзины, , 15 кеглей, шесть  набивных мячей по  3 кг. учебная электронная  доска, компьютер, пословицы напечатанные  слова через запятую в разброс, 3 листа бумаги, 3 ручки.

    Программа.

     Соревнования начинаются с построения команд (объединенные команды). Команды выходят под спортивный марш, проходят по спортивному залу. Затем перекличка и приветствие команд (название команд, девиз, представление участников).

    Ведущий рассказывает ученикам о том, что такое Российская армия. «Российская армия – это вооруженные силы нашей Родины, которые защищают её независимость и свободу». (Верхотурцева  Е.В. учитель логопед)

    Ведущий читает стихотворение:

    Где снега, да дожди косые,

    Где туманы бродят вдали,

    Есть такая страна Россия,

    Что лежит посреди Земли.

    Это Родина – ширь без края,

    Это наша отчизна, мать.

    И профессия есть такая,

    Нашу Родину защищать… (ученик 4а кл.)

        В нашей стране 23 февраля - День Защитника Отечества.

    День такой у нас один –

    Праздник мальчиков, мужчин.

    Отмечает вся страна –

    Двадцать третье февраля.

    Этот день все знать должны –

    День защитников страны.

     «Пограничники, летчики, моряки и другие военные, о которых мы сегодня будем говорить – это военнослужащие Российской армии. Наша армия не нападает, а защищает и российских военных справедливо называют защитниками. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и смелые. Служба в армии - почетная обязанность каждого российского мужчины. Но в рядах Российской Армии служат и женщины». Сегодня мы с вами проявим силу, мужество, ловкость и смекалку, как будущие защитники Отечества. А сейчас мы переходим к программе праздника. (Верхотурцева Е.В. учитель - логопед)

    Программа праздника (Курчатова О.Н. уч. физической культуры)

    1.«Саперы на учениях»- участник держит 2 волейбольных мяча. Бежит, обегая  стойки(5), кладет мячи в корзину. Возвращается по назад и передает эстафету. Следующий участник по прямой бежит, забирает мячи и, обегая стойки возвращается назад  (дети с ДЦП совместно с родителями).

    2.«Переправа» - участник перепрыгивает из обруча в обруч преодолевая «болотные кочки, бежит до стойки, обегает ее и возвращается назад по прямой ( дети с ДЦП - обегают обручи совместно с родителями).

    3. «Метко в цель» - Участник бежит до скамейки (скамейка стоит на середине зала, поперек), ползет по-пластунски под скамейкой и не поднимаясь бросает мяч в кегли (на количество сбитых кеглей ) бросок выполняет 1 раз. Возвращается назад по прямой бегом (дети с ДЦП перешагивают скамейку, ложатся на гимнастический «мат» на живот, выполняют бросок).

    4. «Отдых на привале». Задание: Составить из рассыпанных слов пословицу о патриотизме и Родине.

    Пословицы:

    Одна у человека мать, одна и Родина.

    Нет сына без Отчизны.

    Родина – мать, чужбина – мачеха.

    Не тот - человек, кто для себя живёт, а тот – кто народу счастье даёт.

    Жить – Родине служить.

    Если дружба велика, будет Родина крепка. 

    ( Верхотурцева Е.В. учитель - логопед)

    5. «Санитарная помощь» - переноска раненого. Два человека, взявшись скрестно за руки, переносят 3 на руках до стойки и обратно, передают эстафету следующим участникам (родители переносят детей с ДЦП).

    6.«Торпедная атака» -  с ведением баскетбольного мяча  змейкой бросок мяча в кольцо до попадания (дети с ДЦП- с мячом в руках, бросок в стену).

    7.«Шифровальщик»: собрать слово из заданных букв.

    Командам даётся набор букв (на карточках) врассыпную, например «ЗАЩИТНИК», «КОМАНДИР», «МЕДАЛЬ» и предлагается из них составить слово, подходящее к нашему празднику. Выигрывает та команда, которая составит правильно слово быстрее.

    8. «Полоса препятствий» - бег до скамейки 6 прыжков через скамейку, кувырок вперед, 5 бросков мяча с хлопками рук (хлопок впереди, сзади, поймать мяч). Возвращается назад по прямой бегом ( детей  с ДЦП сопровождают родители дети выполняют перешагивание через скамейку скресным шагом 4ш, бегут до гимнастического мата выполняют на четвереньках передвижения встают   и делают ловлю мяча от родителей с отскоком от пола 4 раза и возвращается назад по прямой бегом).

    9. «Силачи». По 2 человека от команды.  Отжимание из и.п. упора  лежа, отжимание до касания грудью набивного мяча на количество раз (6 набивных мяча по 2 кг.) 3 человека от каждой команды (родители детей с ДЦП) 

    (Курчатова О.Н. уч. физической культуры)

    10. «Войска, в которых я служу…»

    Задание: Ведущий даёт описание рода войск, игроки должны по описанию определить и назвать данный род войск. Ответ ученики записывают на листах бумаги.

       В армии есть различные рода войск. Армия  может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Давайте с вами вспомним, какие рода войск охраняют нашу большую, могучую страну.

    Лексическая характеристика рода войск.

    А. Он на страже рубежей

    День и ночь в дозоре.

    Охраняет он страну

    От беды и горя.

    Друг – собака у него,

    Он в стрельбе отличник.

    С автоматом на плече

    Это - … (пограничник).

     (пограничник, пограничные войска)

    Б. Моряком ты можешь стать,

    Чтоб границу охранять

    И служить не на земле,

    На военном корабле. (Военно-морские силы)

    В. Снова в бой машина мчится,

    Режут землю гусеницы,

    Та машина в поле чистом

    Управляется …(танкистом, танковые войска)

    Г. Самолет парит, как птица,

    На посту и днем, и ночью

    В небесах стальная птица –

    Она быстрее звука мчится.

    В кабине штурман и наводчик

    Ведёт её военный … (лётчик,  Военно-воздушные силы)

    Д. Можешь ты солдатом стать

    Плавать, ездить и летать,

    А в строю ходить охота -

    Ждет тебя, солдат … (пехота, сухопутные войска)

    Е. Нам высота открыла визу

    И мы, наверно, потому

    Судьбе не раз бросали вызов,

    В люк уходя по одному. (Воздушно- десантные войска). 

    ( Верхотурцева Е.В. учитель логопед)

    Итог праздника.

    Ведущий. Когда на тебя нападают - защищайся, а если враг напал на нашу страну, то вся Россия, каждый мужчина должен взять в руки оружие и встать на защиту Родины, своих детей, жен и матерей. Наша армия существует для того, чтобы в любой момент дать отпор врагам и победить во имя свободы и независимости нашей страны.

    Россия – мирное государство. Мы не хотим войны и не собираемся ни на кого нападать. Но и себя в обиду не дадим, для этого есть наши Вооруженные силы. Во время войны все военнослужащие принимают участие в боевых действиях, а в мирное время учатся боевому искусству, изучают оружие и новую военную технику.

    Верховный главнокомандующий Вооруженных сил России - наш президент.

    Отдельными видами войск командуют маршалы и генералы.

    Все здоровые молодые мужчины страны, которым исполнилось 18 лет, должны пройти службу в Российской армии. Они приносят присягу на верность Родине, клянутся защищать ее от врага, честно выполнять свой долг и приказы командиров. Оберегать нашу Родину – большая честь для каждого мужчины нашей страны. А чтобы попасть в тот род войск, который тебе больше нравится, нужно хорошо учиться в школе, потому что с каждым годом военная техника и стрелковое оружие становятся все сложнее, и слабо образованному человеку в ней не разобраться.

    (Курчатова О.Н. уч. физической культуры)

    Рефлексия.

    По завершению мероприятия дети анализировали свою деятельность: оценили свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании работы с помощью техники «Рефлексивная мишень».

    Награждение сладкими призами.

    Считаю, что праздник своей цели достиг, поставленные задачи выполнены.   «Мы любим урок физической культуры», - так говорят мои ученики,  эти слова я надеюсь слышать и в дальнейшей моей профессиональной деятельности.

    Библиографический список:

    1.Вопросы организаций совместных(инклюзивных) занятий физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы

    Всероссийской научно-практической конференции – «Ханты-Мансийск 2017г».

    2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа 2 часть. М.., «Просвещение» 2011г.

     3. Примерные программы по учебным предметам. Средняя школа 2 часть. М.., «Просвещение» 2011г.

    4.Научно-методические журналы «Физическая культура в школе».

    5. В.М. Качашкин. Методика физического воспитания. М…, «Просвещение».

    6. Л.М. Козырева – Логопедическая тетрадь «Слова – друзья и слова – неприятели», Ярославль, 2001.

    Приложение.

    Протокол праздника.

    №п/п

    Конкурсы

    Команда №1

    Команда №2

    Команда № 3

    1

    «Саперы на учениях»

    2

    «Переправа»

    3

    «Метко в цель»

    4

    «Отдых на привале»

    5

    «Санитарная помощь»

    6

    «Торпедная атака»

    7

    «Полоса препятствий»

    8

    «Силачи»

    9

    «Конница»

    10

    «Войска, в которых я служу…»

    11

    Перетягивание каната

    Итог

       

    Бланки ответов на конкурс № 9.

    Название команды

    А-

    Б-

    В-

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества

    Сценарий праздника подготовлен для 5 класса ....

    Сценарий праздника, посвящённого Дню защитника Отечества.

    Сценарий праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....

    Спортивный праздник посвящённый Дню Защитника Отечества для обучающихся с ОВЗ

    Празник посвященный Дню Защитника Отечества проводился во Дворце спотра г. Самара. Спасибо большое нашим спонсорам  Федерацию бокса г. Самара, которые взяли всю организацию праздника на себя....

    Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения

    Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

    Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

    Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

    Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

    Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...

    Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

    Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...