6 класс ИЗО. Урок 9. ТЕМА УРОКА: Беседа об изобразительном искусстве. «Живопись».
план-конспект урока (6 класс)

Поурочное  планирование по  ИЗО 6 класс 8 вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 урок                                                                                                    6 класс

ТЕМА УРОКА: Беседа об изобразительном искусстве. «Живопись».

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомление учащихся с лучшими произведениями русских художников живописцев. Углубление понятия или идейного содержания, художественных достоинств, произведений живописи. Коррегировать память, мышление, внимание, речь. Прививать любовь к прекрасному.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: репродукции художников.

ХОД УРОКА.

  1. Организационная часть урока.

  1. Повторение пройденного материала

.

Что такое симметрия?

Каким признаком пользуются при составлении рисунка значка или эмблемы?

  1. Основная часть.

ЖИВОПИСЬ: существует такая легенда: однажды один греческий художник, по имени Амилес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

   Возможно, такого случая никогда и не было, но легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. Само слово «живопись» значит живопись, то есть писать жизнь.

   Произведения искусства, выполненные любыми красками, называется живописью.

   Искусство живописи было известно ещё в древности. В разные эпохи живописцы писали по-разному, потому что по-разному видели и ощущали мир, от века в век менялось их понимание красоты. И от этого зависело, какие краски, и какую технику они выбирали. Когда-то давно, в эпоху Возрождения, большинство художников писали картины, так, что мы почти не различали на них отдельных мазков. Достигалось это тем, что на основной, плотный, высохший слой краски, один за другим накладывались тончайшие, прозрачные слои красок. Подобный способ называется «лессировкой».

   Позже многие художники стали писать, накладывая на холст краски так, что были заметны мазки кисти. Одни писали мелкими мазками, как будто слегка притрагиваясь к холсту кистью. Другие писали размашисто, крупными, смелыми мазками и не постепенно, а сразу добивались на холсте нужного им цвета. Сейчас художники работают и мазками и гладко. Каждый выбирает себе манеру по душе.

   Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамнике и установленном на мольберте, который также может быть назван, станком. Отсюда и название «станковая живопись».

    А само слово «монументальная» говорит о чём-то большом и значительном. Монументальная живопись – это большие картины, которые пишут непосредственно на внутренних или наружных стенах зданий.

НИКОЛАЙ БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ – родился в (1868-1945г.г.), в селе Шитики Бельского уезда Смоленской губернии и в пору своей наибольшей известности любил вспоминать о своём детстве: «Я ведь от земли. Отца не видел: Я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал от имени уезда. Был пастушонком, и не очень-то меня баловала жизнь.

   Художественные наклонности проявились у него рано6 мальчонкой шести-семи лет он уже вырезал из сырой картошки разные затейливые фигурки. Окончил двуклассное училище в Шитиках. И совершенно неясно, как сложилась бы его дальше жизнь, не повстречай он на своём пути человека, заслуживающего, конечно более подробного рассказа, чем тот, которым мы будем здесь вынуждены ограничиться.

   Это был Сергей Александрович Рачинский (1832 – 1902 г), учёный – биолог, талантливый дилетант, писавший стихи, знакомый и собеседник Льва Николаевича Толстого, Тютчева, Чайковского. Он в 1875 году открыл на собственные деньги народную школу. В эту школу попал учиться и Николай Богданов-Бельский. Рачинский сразу приметил одарённого мальчика. Вскоре отправил его в школу рисования при Троице-Сергиевой лавры, затем в Училище живописи. Там наставниками Н. Богданова-Бельского стали Поленов, Маковский, Прянишников. В классе Поленова ему казалось, что его признание в живописи – пейзаж. Внезапно, сам, себе удивляясь, он почувствовал, что на самом деле не пейзаж, а бытовой жанр, прежде всего деревенский, - вот его дорога в искусстве.

   На нашей репродукции – картина «Ученицы», тоже из татевского цикла. Она была написана в 1899 году и ныне хранится в Саратовской государственной, художественной галерее имени А.Н. Радищева. Этих миловидных девочек особенно ту, что справа художник написал в минуту мечтательной задумчивости, душевной тишины, в такую минуту, когда всё лучшее в человеке словно проступает на его лице. Ни суетливости, ни забот; может быть мечта о будущем, может быть,  просто спокойное созерцание. Скорее всего, это ученицы Рачинского, и Богданов-Бельский писал их с натуры. Но кто бы ни были, зрителю ясно, что художник задался целью показать в традиционно-простонародном, слегка даже стилизованном облике простую и безмятежную душевную красоту.

   КОНСТАНТИН ФЛАВИЦКИЙ – родился в 1830 году в Москве, на Старосадской улице, в семье чиновника среднего достатка. В самом месте его рождения – нечто знаменательное. Недалеко от Старосадской улицы, если чуть спуститься к Солянке, находится Ивановский монастырь. Во время нашествия Наполеона монастырь горел, потом хоть и был восстановлен, но уже не как монастырь: в монашеских кельях помещались чиновники и рабочие Синодальной типографии. Но память о монастыре ещё была свежа, ещё живы были очевидцы. В рассказах нянек и матушек легенды, ещё не потеряли своих первозданных красок. Какие легенды? О Салтычихе, замучившей более ста крепостных, а потом отбывавшей долгое наказание в монастырской тюрьме. О монахине Досифее, жившей совсем потаенно в одной из келий монастыря. Это была не простая монахиня. В монастыре её часто посещал митрополит Платон и лица императорской фамилии. Но она чего-то всё боялась, дала обет молчания, а все бывшие при себе бумаги сожгла. Поговаривали, что была она дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа Разумовского, называли её и княжной Таракановой.

   Правда, у нас нет никаких документов о том, что Константин Флавицкий слышал о княжне Таракановой в детстве. О нём вообще известно немногое, ведь он очень рано умер – тридцати шести лет. Умирал он от чахотки, не имея ни собственной семьи, ни своего угла, ни круга друзей и почитателей, которые сохранили бы его наброски, эскизы, письма.

   Картина «Княжна Тараканова» была написана в 1864 году. Это была первая русская историческая картина, которая имеет особенный характер духовной жизни, драмы, борьбы душевной.

   Что же было известно о княжне Таракановой? Сама она разным людям рассказывала о себе по-разному, и имён у неё было несколько: девица Франк, девица Шель, госпожа Треймуль, Алина, Али-Эмете, княжна Владимирская и так далее. Вот как, основываясь на разных свидетельствах, описывает её Меньшиков-Печерский: Получив как видно хорошее воспитание, она знала французский и немецкий. Говорила несколько по-итальянски и по-английски, по-русски и по-польски не знала. Обладая редкой красотой, она была умна, всегда весела, любезна и обладала редкой способностью сводить с ума каждого мужчину и делать его своим покорным поклонником. И в самом деле, в продолжении трёх-четырёх лет её похождений по Европе одни, очарованные красотой её, входят из угождения красавице в неоплатные долги и попадают за то в тюрьму, другие принадлежа к известным фамилиям, поступают к ней в услужение; сороколетний князь Римской империи хочет на ней жениться, вопреки всем политическим расчётам и хотя узнает о её неверности, однако - же намеривается бросить германские свои владения и бежать с прекрасной своей очаровательницей в Персию.

    Во время восстания Пугачёва. В 1773 году, прелестная авантюристка объявила себя вывезенной в детстве в Европу и по праву крови имевшей больше оснований на русский трон,  чем императрица Екатерина-2. В её  свите – представители польской партии, она ищет соратников в лице турецкого султана, ведёт переписку с Ватиканом, пытается обольстить графа Алексея Орлова, который на нескольких кораблях прибыл в Италию. Самозванка не может себе представить, что прибыл Алексей Орлов с одной целью – «заманя её на корабль, отослать прямо в Кронштадт». Не может она себе представить, что любовные клятвы графа насквозь лживы и о каждом её шаге он сообщает в депешах, отправляемых Екатерине.

   И вот – серые стены казематов Петропавловской крепости, изнурительные допросы…. .

   О смерти её существуют несколько версий. Одна, что она умерла в 1775 году от чахотки вскоре после родов и была тайно похоронена в равелине Петропавловской крепости. Другая версия – гибель в каземате во время наводнения в 1777 году. Существует и третья; самозванка не умерла и не погибла, а была пострижена в монахини и жила в Ивановском монастыре под именем Досифеи. Иначе как объяснить известную многим москвичам причуду графа Орлова; куда бы он ни ехал по Москве, никогда не проезжал мимо Ивановского монастыря – любой самый большой крюк делал, но мимо – никогда.

   Из всех версий Флавицкий выбирает вторую, самую драматичную, по всей видимости, искренне в неё поверив. И эту свою уверенность он стремиться передать зрителям, потрясая их достоверностью изображаемого. Он останавливает внимание зрителя не только на прижавшейся, в последнем отчаяние, к стене женщине, эффектно освещая декольтированную, как на балу, шею и грудь, выписывая наряд её из бархата, атласа и кружев.  С не  меньшим тщанием художник пишет скользкие, покрытые плесенью стены, овчину старого тулупа, грязную подушку, набитую соломой.

   А этот жбан и надломленная краюха хлеба…. . Все детали помогают созданию драматического эффекта, нагнетают драматизм. А хлынувшая в окно вода и крысы, спасающиеся от неё на том же топчане, что и княжна, рождают ощущение ужаса.

   Молодой художник выступил как мастер-психолог. Этому его не учили в академии, этого он не мог заимствовать у обожаемого учителя своего – Карла Брюллова. Сказалась художественная интуиция, постижение того пути, на котором вступило русское реалистическое искусство. Александр -2 повелел в каталоге выставки, против картины Флавицкого сделать пометку, что сюжет заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины. Этим как бы умалялась историческая значимость полотна. Не сразу решается купить картину для своей галереи Третьяков, но купив, не жалеет. Картина обретает жизнь, во времени, становится фактом русской культуры, русской истории.

ВАСИЛИЙ ВАСНЕЦОВ – картина «Алёнушка» была написана в 1887 году, Вятский край, где прошло детство художника, был богат дремучими лесами, красочными ярмарками с весёлыми игрушками, игрищами, старинными преданиями. И вся дальнейшая жизнь художника – постоянное стремление их воскресить. Правда, начинал он как жанрист, но уже в ранних полотнах предчувствием «Алёнушки» звучит тема одиночества, сиротства. Таковы картины «С квартиры на квартиру», рисунок «Дети-сироты». Сам художник так вспоминал об этом: «Как я стал из жанриста историком несколько на фантастический лад, на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во время самого яркого увлечения жанром …. Меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы».

   Это можно проследить по подготовке к работе над «Алёнушкой». Эскиз, в котором наметился прообраз будущей картины, возник параллельно со строго натурным этюдом, изображающим сидящую в позе Алёнушки босоногую крестьянскую девочку. Мысль художника осваивает реальное и сказочное бытиё. Сохранился лист с двумя набросками, справа – изображение девичьей полуфигуры; плавная линия очерчивает овал лица, шею, сопрягаясь с формой плеча – от наброска веет лиризмом. И тут же рядом фрагмент с подробно проработанными складками засученного рукава. Здесь уже нет музыки линий, графические средства направлены на выявление конкретной детали. На одном листе сошлись, словно два художественных принципа, которые однако, удивительно ужились в картине. Первый – декоративный, построенный на прихотливом ритме, второй – конкретно – материальный.

   Работая над «Алёнушкой», Васнецов не перестаёт быть передвижником. Отсюда стремление к повествовательному решению, рассказу. Но дух  сказочности придаёт полотну восхитительную поэтичность, которую не передать словами – нужно смотреть и смотреть.

   В мамонтовском кружке, куда входил Васнецов, царила атмосфера увлечённости русским народным искусством, большой популярностью пользовались труды исследователя русской сказки А.Н. Афанасьева, которые открывали древнейшие истоки, помогали постичь скрытую символику. Не оттуда ли потянулись нити к васнецовской картине, в которой человек безраздельно слит с природой?

           Белая берёзонька – то я молоденька,

           Шёлковая трава – то моя русая коса,

           Чёрный тёрп – то мои чёрны очи, -

Поётся в старинной русской песне.

    Очертания головы Алёнушки повторены в изгибе ветки с ожерельем сидящих ласточек. Это далеко не случайно, ведь ласточка по древним поверьям – божья птица, приносящая счастье, распущенные волосы отожествлялись с думами, тёмный омут – с несчастьем, а берёза у воды с исцелением. Тщетно было бы искать прямую связь сюжета картины с мотивами фольклора. Художник не иллюстрирует сказку, а создаёт девичий образ, полный покоя и светлой грусти. Выплакалась девушка и задумалась. Тихая печаль сквозит в глазах, в чуть заметном движении её губ. Этому способствует осеннее оцепенение природы. И хотя день пасмурен, мрачен лес, страшен таинственный бездонностью омут, тёплые краски вносят приподнятую интонацию. Золотые блески листочков рассыпаны по воде. С ними перекликаются светло-розовые цветы на тёмно-синем платье. Цвет сгармонирован ультрамариновый сарафан органично переходит в приглушённую голубоватую кофточку, охристые по тону руки и лицо – в насыщенное золото волос.

   Особое значение Васнецов придавал изображению природы. Сохранилось 12 подготовительных пейзажных этюдов, но подлинной образности художник добился лишь в картине. Закройте Алёнушку рукой. Видите, само трепетное свечение листвы наполнено ожиданием чуда, словно грозят кому-то верхушки елей. А теперь потихоньку отодвиньте руку, картина обретает удивительную  законченность. Достигнуто главное – мы искренне сопереживаем героине, кажется, ещё немного, и услышим шелест листьев, ощутим прохладу камня под босыми ногами.

  1. Закрепление нового материала.

Что такое живопись?

Рассказать о жизни художника Николая Богданова-Бельского?

Какую картину мы рассматривали на уроке Н. Богданова-Бельского?

Кто изображён на картине?

Рассказать о художнике Константине Флавицком.

Как называется картина, которую  написал К.Флавицкий, и мы рассматривали на уроке?

Рассказать историю создания картины.

Рассказать о художнике В. Васнецове.

Какую картину В. Васнецова мы рассматривали на уроке?

Кто изображён на картине?

  1. Итог урока: проводилась беседа о живописи русских художников Н. Богданова- Бельского, К. Флавицкого, В. Васнецова. Рассматривались художественные произведения: «Ученицы», «Княжна Тараканова», «Алёнушка». Ребята отвечали на вопросы учителя.

  1. Домашнее задание: найти дома, если есть, репродукции картин русских и советских художников.

  В первые эту в своё время нашумевшую картину, до сих пор привлекающую внимание множества посетителей Третьяковской галереи, увидели сто                                                                                                                                 тридцать три года назад на выставке Академии художеств в 1864 году. Полотно к. Флавицкого волновало своим остродраматическим сюжетом. Живописец изобразил каземат в Петропавловской крепости. За стенами бушует буря, высоко поднялись воды разъярённой Невы, началось наводнение. Вода уже врывается в темницу. На кровати стоит прислонившаяся к стене красивая, грациозная женщина. Она в отчаянии, близок её смертельный час. Мокрые крысы выбираются из воды и ищут спасения на постели узницы.

   Кто же была она, эта загадочная арестантка? Подлинное имя её так и осталось неизвестным истории. Природа наделила её не только замечательной красотой, но и хитростью, умом. Окружённая толпой богатых поклонников, она под разными именами и титулами появлялась в разных городах Европы. То её называют девицей Франк, дочерью какого-то богатого феодала, то госпожой Тремуйель, наследницей другого богача. Наконец в 1772 году она появляется в Париже под видом персидской принцессы Али Эмете. Продолжая свои похождения, она попеременно становится то султаншей Элеонорой, то принцессой Азовской, то княжной Володимирской, то герцогиней Лимбургской. Уже один перечень имён и титулов, сменяющих друг друга, словно в калейдоскопе,  свидетельствует об образе необыкновенно дерзкой авантюристки большого размаха.

   Она принимала и другие имена, однако вершиной приключений красавицы был день, когда она объявила себя дочерью русской императрицы Елизаветы Петровны и её возлюбленного А. Разумовского. Отсюда следовало, что самозванка является ни больше, ни меньше, как внучкой Петра 1, и что именно она должна находиться на русском троне, а не Екатерина II,  взошедшая на престол после убийства своего мужа Петра III.

   Несомненно, что последнее перевоплощение самозванки произошло не без влияния и участия некоторых лиц  из её близкого окружения. История свидетельствует, что намерения претендентки на русский престол были далеко идущими. Она начала рассылать разным лицам свои «манифесты», подписывая их своим новым именем – «Елизавета». В её ларце хранилось искусно сфабрикованное «завещание» её «матери» Елизаветы Петровны, в котором все права наследования престола были представлены дочери.

    Самозванка до того завралась, что  адресовала свои послания и папе римскому и турецкому султану, прося их о помощи в возвращении ей законных прав царской дочери.

   Вскоре весть о самозванке, которую называли «княжной Таракановой», дошла до берегов Невы. Екатерина II, обеспокоенная пугачёвским восстанием, была взволнована появлением в Европе дерзкой самозванки, которую в некоторых городах Италии принимали с почестью, достойной лишь лиц царской крови. Екатерина весьма быстро отреагировала на столь неприятные известия. Конечно, эту вызывающую интриганку надо  обезвредить, и как можно скорее.

   В это время в Италии при русском флоте находился граф Алексей Орлов-Чесменский, Командовал же русской эскадрой известный адмирал Грейг. И Екатерина решила поручить поимку самозванки Алексею Орлову. Она повелевает ему, во что бы то ни стало, хитростью или силой захватить самозваную внучку Петра 1.

   Случилось, однако, так, что сама Тараканова решила встретиться с Алексеем Орловым, надеясь каким-либо образом привлечь на свою сторону русский флот, базировавшийся в итальянских водах. Тем более, что Алексей Орлов был известен как брат отвергнутого Екатериной фаворита Григория Орлова.

   Встреча состоялась. Хитрый Алексей Орлов нашёл пути для усыпления бдительности самозванки. Да, действительно это так – он враждебно настроен к Екатерине и мечтает отомстить за брата. Алексей Орлов оказывает авантюристке самое пристальное внимание, устраивая в её честь пышные приёмы. Боле того, он притворяется влюблённым в «будущую русскую государыню» и, наконец, просит её руки. Но претендентка на роль «хозяйки земли русской» обещает «влюблённому» графу своё сердце лишь после вступления на престол.

   Орлов «терпелив», он согласен ждать. А пока он хотел бы видеть княжну на борту адмиральского корабля «Исидор», флагмана русской эскадры, стоящей на рейде бухте Ливорно. Русские моряки окажут ей царские почести. И… самозванка совершает здесь свой роковой шаг. Она соглашается. Громовым пушечным салютом приветствует эскадра приближающуюся шлюпку с находящимися в ней Орловым, княжной и с некоторыми сопровождающими её лицами и слугами. На борту «Исидора» её встречает сам адмирал Грейг. Вот она уже на палубе флагмана. И через минуту весь мастерски разыгранный спектакль обрывается. Куда-то внезапно исчезает «влюблённый» Орлов. Самозванка ищет его глазами вокруг, но вместо графа к ней приближается гвардии капитан Литвинов и громким голосом объявляет: - Вы арестованы!

   Её вводят в капитанскую каюту. Эскадра поднимает паруса и немедленно покидает гавань Ливорно. А граф Алексей Орлов остаётся на итальянском берегу. Он спешит в Пизу и проникает в здание, где до этого жила пойманная им  красавица. Здесь он овладевает всем её архивом, включающим и переписку знаменитой авантюристки. Быть может, с помощью архива будут раскрыты организаторы сверхвызывающего заговора.

   Одиннадцатого мая 1775 года флагман «Исидор», а за ним и остальные корабли русской эскадры бросают якорь на большом Кронштадском рейде. Курьер, посланный в столицу, доставляет во дворец рапорт о доставке самозванки в Россию. Спустя тринадцать дней, 24 мая 1775 года, княжну Тараканову вместе с захваченными с нею лицами, заключают в Петропавловскую крепость.

   Начинаются допросы. Их ведёт по приказанию Екатерины фельдмаршал Голицин. Пленница говорит много, так много, что нет возможности разграничить правду и вымысел. Но о главном молчит загадочная узница. Она не называет лиц, которые внушили её объявить себя дочерью Елизаветы Петровны, ничего не говорит о своём действительном происхождении.

   Пред заключением в крепость была осмотрена медиками, которые установили у неё «грудную болезнь в сильной степени».

   В начале декабря, предчувствуя близкий конец, она попросила прислать к ней священника. Голицин приказал послать  в крепость священника Петра Андреева. Выбор этот был не случаен. Священник говорил по-немецки, авантюристка же не зала ни единого русского слова, но хорошо владела французским и немецким. Голицин тщательно проинструктировал священника, надеясь, что, быть может, в последний смертный час свой дерзкая арестантка откроет истину. Но едва только пришедший духовник коснулся этой темы, как княжна хрипящим голосом воскликнула:

-  Читайте отходную, больше вам здесь делать нечего!

   Четвёртого декабря 1775 года самозванка умерла, унеся тайну своего происхождения в могилу. В крепости она пробыла шесть месяцев и одиннадцать дней. По преданию, солдаты закопали её в садике Алексеевского равелина. В мемуарах, позднее заключённых здесь декабристов, есть упоминание о небольшом холмике-могиле, находящемся на месте их прогулок.

   Княжна Тараканова умерла от чахотки, но в народе ходила легенда, что заключённая в каземате узница погибла во время наводнения. Легенда стала известной и находящемуся в Италии пенсионеру Константину Дмитриевичу Флавицкому. Ещё за рубежом он задумал написать картину, посвящённую злочастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее.

   Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух лет писал «Княжну Тараканову», показав последний её час не таким, каким он был в действительности, а как о том повествовала легенда. Картина имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже.

    И всё же на полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга – Ленинграда, произошло 21 декабря 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров и выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.

    Как свидетельствует кандидат исторических наук П. Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же – каменный каземат с непомерно большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы находилась неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу. Установлено, что даже при сильнейшем наводнении 1777 года, если бы Тараканова дожила до него, вода, проникшая в казематы, при максимуме подъёма стояла чуть-чуть выше пола.

   Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно Флавицкого. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелел «в каталоге картин, против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины.

   Знаменитый наш критик В.В. Стасов, увидев на выставке полотно Флавицкого, назвал его «чудесной картиной славной нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи».

   Вот почему П. Третьяков, увидев «Княжну Тараканову», зажёгся желанием приобрести её. Переговоры начались с автором, а закончились с братьями Флавицкого. Сам художник тридцати шести лет от роду умер от чахотки в зените своей славы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Бинарный урок по теме"Связь музыки и изобразительного искусства" 5 класс

В данном материале содержится разработка урока по теме"Связь музыки и изобразительного искусства" и презентация. Урок разработан для учеников 5 класса по программе Неменского Б. М,...

РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)

Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...