Адаптированная рабочая программа обучение на дому 6 кл.
рабочая программа

Ткачёва Надежда Михайловна

Адаптированная рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkachyov_sasha_6_klass_aop_2022-23_-_kopiya.docx104.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Таятская основная общеобразовательная школа

им. Героя России И. Кропочева»

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УВР

_________  Н.В.Шмидт  

Директор

 МБОУ Таятская ООШ                    

 _______________    В.А.Ткачёв

   

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для ребёнка 6 класса

с тяжёлым и множественным нарушением развития

обучающегося индивидуально на дому

на 2022-2023 учебный год

Ткачёва Надежда Михайловна - учитель

                            с.Таяты Каратузского района Красноярского края

2022 год

Пояснительная записка адаптированной  рабочей программы

Адаптированная рабочая программа разработана и адаптирована на основе программы «Обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011, индивидуализирована для учащегося 6 класса ФИ.

Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Учебный план МБОУ Таятской ООШ;
  3. Образовательная программа МБОУ Таятской ООШ.  
  4. Устав МБОУ Таятской ООШ

Адаптированная рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

        Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Данная индивидуальная программа была составлена для обучения ФИ. ФИ, ученик 6 класса (8 лет обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью), соматически ослабленный мальчик в силу имеющихся заболеваний: ограничение поражения ЦНС эпилепсия, плохо развита речь и мелкая моторика. Движение рук неловкое, несогласованное. Всегда нуждается в помощи взрослого.

Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.

Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:

- Русский язык (графика и письмо) – 1 ч. в неделю;

- Литературное чтение (альтернативное чтение – 1 ч. в неделю;

- Математика (математические представления и конструирование) – 1 ч. в неделю;

- Технология (ручной труд) – 1 ч. в неделю;

- Окружающий мир – 1 ч. в неделю;

- Музыка – 0,5 ч. в неделю;

- ИЗО – 1ч. в неделю.

- Физическая культура (адаптивная физическая культура) – 0,5 ч. в неделю;

- СБО – 1 ч. в неделю.

Пояснительные записки к каждому предмету дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Объем и качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей учащегося.

Форма обучения – обучение на дому.

Методы и формы обучения.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

  Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана и методических рекомендаций региональных органов образования.

 

Основные виды организации учебного процесса:

  • урок;
  • индивидуальная форма работы;

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • трудовая деятельность;
  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • практическая деятельность.

При изучении тем курса используются:

  • наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
  • дидактический материал;
  • коррекционные задания и упражнения.

         Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.

Краткая характеристика ребенка с тяжёлой умственной отсталостью.

Диагноз: Спастический церебральный паралич. Локализованная (фокальная) (парциальная) симптоматическая эпилепсия и эпилептические синдромы с комплексными судорожными припадками.

       Ребёнок не понимает обращённую речь. Собственная речь отсутствует или представлена в виде звукокомплексов. Не хочет смотреть на знакомые предметы окружающей обстановки,  не показывает части тела: руки, ноги, глаза.

 Способен реагировать на шумовые предметы, но и здесь внимание очень кратковременно.

Организация образовательного процесса.

Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам, установленным годовым календарным графиком. Программа рассчитана на 8 часов в неделю.

Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными психофизическими возможностями глубоко умственно отсталых детей, с учётом рекомендаций Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального образования по охране здоровья и предупреждения учебной перегрузки школьников.

Дети с тяжелой степенью умственной отсталости нуждаются в большом индивидуальном и дифференцированном подходе.

При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью безотметочная система обучения. Продвижение определяется результатами их продуктивной деятельности (поделки, рисунки) и познавательной (уровень развития речи, формирование умений и навыков счета, социально-бытовой ориентации и навыков самообслуживания).

Продолжительность учебной недели – 5 дней.

Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строится по четвертям.

Продолжительность урока –

10 мин. – основная тема урока,

 5 мин. – игровая деятельность, физ. пауза,

 10 мин. – основная тема, смена вида работы,

 5 мин.  – игровая деятельность, физ. пауза.

5-10 мин. – адаптация к школьной среде.

Все занятия проводятся в 1 половине дня. Их продолжительность 35-40 мин.

Таким образом, данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей, обеспечивает коррекцию развития этих детей с целью дальнейшей социализации, реабилитации детей в обществе.

«Русский язык (графика и письмо)»  

Основные задачи реализации содержания:

Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования письма.
Развитие и коррекция мелкой моторики, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Формирование умения пользоваться карандашом и ручкой. Выполнение инструкций.

Литературное чтение.
Основные задачи реализации содержания:

Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему. Развитие у учащихся слухового внимания и способности к звукоподражанию, привитие навыков правильно сидеть, слушать учителя.

Математика.
Основные задачи реализации содержания:

Развитие умения работать с учителем, слушать учителя, выполнять инструкции. Обучение организуется на практической, наглядной основе. Учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова.

Окружающий мир.

Основные задачи реализации содержания:

Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Музыка.
Основные задачи реализации содержания:

Коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

Изобразительное искусство.
Основные задачи реализации содержания:

Формирование эмоционально- положительного отношения к изобразительной деятельности и ее результатам, фиксировать взор, внимание.

Ручной труд.

Основные задачи реализации содержания:

Учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений.

Физическая культура.
Основные задачи реализации содержания:

Коррекция дефектов физического развития моторики, укрепление здоровья. Учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции.

СБО
Основные задачи реализации содержания:

Формирование положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности. Обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)

Все учебные предметы имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение ведется в игровой форме, строится на основе предметно-практической деятельности с использованием наглядностей. Такой подход позволяет познать окружающий мир, используя все анализаторы.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Усвоил;

Частично усвоил;

Не усвоил.

Требованию к уровню подготовки обучающихся

Методы и приемы, используемые в обучении:
- Совместные действия педагога и ученика.
- Выполнение действий по подражанию и образцу.
- Работа по шаблонам и трафарету.

- По словесной инструкции через применение игровых приемов.

Литература.

 1. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

2. А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Москва. 2003.

3. Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова «Обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Список литературы (дополнительный)

  1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
  2. Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  3. Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5, 2011.
  4. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная,  Т.Н.Исаева
  5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  6. «Игровые упражнения»  Узоровой О.В., Нефедовой Е.А., 2020.
  7. Янушко Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
  8. Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - Москва «Просвещение» 2003.
  9. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми». – М.: Дрофа, 2007.
  10.  Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008.
  11.  Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996.
  12.  Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.
  13.  Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. «Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.
  14.  Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. «Наши пальчики играют» –СПб., Паритет, 2003 г.

Программа по учебному предмету русский язык (графика и письмо)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.  

 При разработке программы учитывались следующие особенности развития учащегося  с тяжёлой умственной отсталостью.

Требованию к уровню подготовки обучающихся.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать коммуникативный контакт с окружающими;
  •  воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
  •  воспринимать и понимать символические средства: пиктограммы, карточки;
  •  понимать соотносящие и указательные жесты;
  •  контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
  • обследовать предмет и выделять его формы;
  • показывать  изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);
  •  правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками,  фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки  и т.д.;
  •  закрашивать изображение предмета с определённым контуром;
  •  располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);
  •  проводить прямые, прерывистые, волнистые, закруглённые линии в разном расположении (вертикально, горизонтально)  различными изобразительными средствами;
  •  пользоваться внутренними и внешними трафаретами;
  •  наклеивать предмет по образцу, соотносить его с реальными объектами.

Ученик научится:

  •  правильно сидеть за столом во время письма;
  •  Определять название, назначение  и приёмы использования изобразительных средств;
  •  Ориентироваться в названии и содержании различных упражнений.

Перечень оборудования и дидактического материала.

  Материал для лепки: цветное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для рисования на песке; наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков; скалки разного размера; демонстрационный материал; наглядный материал; мольберт, индивидуальные доски: грифельные, магнитные, ковролиновые; материалы для аппликации; наборы белой бумаги; трафареты (внутренние и внешние), наборы игрушек

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

(графика и письмо) – 34 часа

тема

Коррекционно-развивающая составляющая образованности

Дата по плану

Дата по факту

1

«Лягушата»

Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть зеленые рукавички- «лягушата)

05.09

2

12.09

3

Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх-вниз: «Лягушата прыгают — кваква, ква-ква; лягушата смелые — квааа, квааа»)

19.09

4

26.09

5

Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов (надеть зеленые рукавички-«лягушата», руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх-вниз: «Лягушата прыгают — кваква, ква-ква; лягушата смелые — квааа, квааа»).

03.10

6

«Пианино»

Учить действовать отдельно каждым пальцем своей руки по подражанию («игра» на детском пианино)

10.10

7

«Курочка зовет цыплят»

Учить выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определенных действий, познакомить ребёнка с названием этого пальца — указательный (игра «Курочка зовет цыплят — ко-ко-ко»)

17.10

8

24.10

9

Захват мелких предметов.

Учить захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью)

07.11

10

14.11

11

 «Кашка для куклы»

Учить захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»)

21.11

12

28.12

13

Упражнения с карандашом.

Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу, вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно)

05.12

14

12.12

15

Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой)

19.12

16

«Молоточек»

Закрепить умения выполнять движения кистями рук по подражанию (игры «Молоточек — тук-тук»)

26.12

17

«Рыбка плывет»

Закрепить умения выполнять движения кистями рук по подражанию («Рыбка плывёт»)

09.01

18

«Поезд едет»

Закрепить умения выполнять движения кистями рук по подражанию (игра «Поезд едет — ту-ту»)

16.01

19

Игра «Зайчики»

Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игра «Зайчики»), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании

23.01

20

Игра «Очки»

Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игра «Очки»), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании

30.01

21

«Пальчики поздоровались»

Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игра «Пальчики поздоровались»), познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании

06.02

22

«Спрячем игрушку»

Учить брать в обе руки (захват ладонями) сыпучие материалы (чечевицу, горох, фасоль) и высыпать их в посуду (игра «Спрячем игрушку»)

21.02

23

13.02

24

Выделение указательного пальца.

Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с пальцами с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев

20.02

25

27.02

26

Упражнения для рук.

Продолжать формировать размашистые движения рук: учить размашистыми движениями стирать тряпкой с доски в направлении сверху вниз, слева направо

06.03

27

Проведение прямой линии на бумаге.

Учить выполнять определенные движения кистями рук на бумаге: учить проводить прямые линии краской по большому листу бумаги (по подражанию)

13.03

28

Учить выполнять определенные движения кистями рук на бумаге: учить проводить прямые линии краской по большому листу бумаги (самостоятельно)

03.04

29

«Сварим кашу для куклы»

Продолжать захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая, манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»)

10.04

30

17.04

31

Упражнения для выделения указательного и большого пальца.

Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев

24.04

32

15.05

33

Упражнения с карандашом.

Продолжать учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно, катание между подушечками большого пальца и остальных пальцев одной руки, попеременно каждой рукой)

22.05

34

29.05

 Программа по учебному предмету литературное чтение

(альтернативное чтение)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

  В связи с тем, что учащиеся  с тяжёлой умственной отсталостью обладают очень различными возможностями, то и выбор средств коммуникации будет зависеть, как от физических, так и от интеллектуальных возможностей безречевого ребенка.

  Для  учащегося  с тяжёлой умственной отсталостью возможно использование методики «Альтернативное чтение», предложенной Л.Б. Баряевой. Цель данной методике – научить ребенка не только «читать» пиктограммы, но и «отвечать» на вопросы, высказывать свои желания.  В качестве системы символов для вступления в коммуникацию с неговорящими детьми с ДЦП используют методику «Лёб-система», разработанную Р. Лёб в Германии. Данная методика охватывает всего 60 символов (пиктограмм) и используется для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения.

  Выбор альтернативных методов коммуникации детей с ДЦП должен быть обязательно индивидуализирован с учетом формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.

  Цель: Формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

  Обучение учащихся выстроено по следующей схеме: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков. Такое обучение ориентировано на индивидуальные психофизические  и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся.

  В рабочей программе определены следующие задачи:

- формировать первичные ценностные представлениях о книгах и иллюстрациях, картинах и картинок;

- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;

- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- развивать фразовую речь;

- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;

- формировать предметные и предметно – игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать  соотносящиеся и указательные жесты.

Требованию к уровню подготовки обучающихся.

Ученик получит возможность научиться:

  • осмысливать простые изображения;
  • показывать персонажей коротких произведений;
  • использовать систему знаков в социальном окружении;
  • устанавливать связь между реальным предметом и его  графическим изображением;
  • самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных.

Ученик научится:

  • узнать членов своей семьи и ближнего окружения;
  • узнавать  и показывать птиц, школьные и гигиенические принадлежности;
  • различать профессии людей (воспитатель, врач);
  • содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Мойдодыр», «Федорино горе» К.Чуковского…
  • графические изображения: времени года, явлений природы, времени суток, обобщающих слов.

Информационное сопровождение

  Учебные принадлежности,  аудиозаписи, дидактико-методические пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, коррекционно – развивающие упражнения, игровые ситуации, индивидуальный раздаточный материал, демонстрационный материал, детские книги, сказки, настольный театр.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (альтернативное чтение) – 34 часа

№  

Тема урока

Часы

Дата

По плану

По факту

1

Зрительная стимуляция. Пальчиковая гимнастика.

1

06.09

2

Реагирование на собственное имя. Упражнения в раскрашивании.

1

13.09

3

Различение звуков окружающей действительности. Воспроизведение простых комбинаций из прямых линий.

1

20.09

4

Понимание простых по звуковому составу слов (мама – папа – дядя). Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий.

1

27.09

5

Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, вкладышами

1

04.10

6

Слушание сказки «Теремок». Произвольное рисование наклонных линий.

1

11.10

7

Слушание сказки «Репка». Рисование наклонных линий по двум точка «Ёлочка».

1

18.10

8

Понимание обобщающих понятий «Овощи и фрукты». Конструирование простых предметов

1

25.10

9

Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмурить глаза, надуть щёки, втянуть щёки, поднять и нахмурить брови)

1

08.11

10

Понимание слов, обозначающих действия предметов (пить, есть, сидеть, стоять). Рисование вертикальных линий из начальной точки.

1

15.11

11

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, хорошо, плохо). Рисование горизонтальных линий разной длины.

1

22.11

12

Понимание слов обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Рисование горизонтальных и вертикальных линий «Забор», «Лестница».

1

29.11

13

Время года – зима. Признаки зимы. Цвет зимы – белый. Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий.

1

06.12

14

Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы» Упражнения в раскрашивании.

1

13.12

15

Понимание обобщающих понятий «Игрушки». Рисование прямых наклонных линий (ёжик).

1

20.12

16

Слушание потешек. Рисование наклонных линий в разных направлениях «Солнышко».

1

27.12

17

Слушание Сказка «Зимовье зверей» Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий по заданию учителя «нарисуй линии такого же цвета», «нарисуй столько же линий», «нарисуй

1

10.01

18

Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих действия предметов (рисовать, играть, гулять и др). Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий из начальной точки «Провода», «Покати мяч по дорожке».

1

17.01

19

«Кто и как голос подает?» на материале диких животных и птиц. Произвольное рисо15.02вание наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

1

24.01

20

Рисование прямых наклонных линий по двум точкам «Ёлочка». Конструирование (ёлочка).

1

31.01

21

«Кто и как голос подает?» на материале диких животных и птиц. Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные, прямые).

1

07.02

22

Слушание стихотворения А. Барто «Кто и как кричит?» с голоса учителя. Упражнения на закрепление умений изображать линии «Ручеек» (волнистые), «Травка зеленеет…» (прямые, вертикальные)

1

14.02

23

Работа с парными картинками. Д/И  «Что изменилось?» Рисование на манке – круги.

1

21.02

24

Время года – весна. Основные признаки и наблюдения в природе. Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка). Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

1

28.02

25

Слушание «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака. Закрашивание пальчиками, создание цветных пятен: «Осеннее дерево» (дорисовка), «Дождь».

1

07.03

26

Понимание обобщающих понятий «Животные». Выполнение штриховки (вертикальные, прямые).

1

14.03

27

«Кто и как голос подает?» на материале домашних животных и птиц. Конструирование простых предметов.

1

04.04

28

«Кто и как голос подает?» на материале диких животных. Выполнение штриховки горизонтальные прямые.

1

11.04

29

Понимание обобщающих понятий «Транспорт».  Обведение карандашом по трафаретам (круг).

1

18.04

30

Узнавание различение имен членов семьи. Обведение карандашом фигур (квадрат).

1

25.04

31

Понимание обобщающих понятий «Посуда». Обведение карандашом фигур (треугольник).

1

02.05

32

Понимание обобщающих понятий «Посуда». Рисование прямых линий и предметов из них.

1

16.05

33

Понимание обобщающих понятий «Одежда». Рисование прямых линий и предметов из них «Флажок».

1

23.05

Программа по учебному предмету по математика (математическое представление и конструирование)

    Пояснительная записка.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Актуальность предмета обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов во множестве, а также выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

Обучающей задачей является получение на занятиях представления о различных признаках предметов, обучение сравнивать и устанавливать взаимно однозначные соответствия, получение представлений о количестве и числе, элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений и др.

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;

- ориентировка в величине (длинный – короткий, узкий – широкий, высокий – низкий);

- понимание количества предметов (один, много, ни одного, мало)

-узнавание предметов по форме (круг, квадрат, треугольник)

- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под)

Календарно-тематическое планирование по математике (математическое представление и конструирование) – 34 часа

Тема урока

Часы

Дата по плану

Дата по факту

1

Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статистических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика: «Сорока-сорока»

1

01.09

2

«Шар и кубик»

1

08.09

3

Контрастные по величине предметы «Большой -маленький»

1

15.09

4

«Один, много, мало»

1

23.09

5

«Много, один, ни одного»

1

29.09

6

 Круг.

1

06.10

7

«Длинный – короткий»

1

13.10

8

Сравнивание предметов путём наложения.

1

20.10

9

Квадрат.

1

27.10

10

Круг и квадрат.

1

10.11

11

Длинный – короткий, один – много.

1

17.11

12

Количество   форма, величина

1

24.11

13

Правая, левая рука

1

01.12

14

Сравнение 2 групп предметов (по количеству, по длине)

1

08.12

15

Широкий -узкий

1

15.12

16

Сравнивание предметов по ширине путём наложения.

1

22.12

17

Повторение. Фигура треугольник.

1

29.12

18

Повторение. Треугольник и квадрат.

1

12.01

19

Определение пространственных направлений от себя и обозначение их словами вверху – внизу.

1

19.01

20

Высокий – низкий, выше – ниже.

1

26.01

21

Сравнение предметов по высоте.

1

02.02

22

Количество величина

1

09.02

23

Круг, квадрат, треугольник.

1

16.02

24

Части суток: день, ночь.

1

02.03

25

Сравнение двух предметов по длине и ширине.

1

09.03

26

Повторение.

1

16.03

27

 Совершенствование умения различать и показывать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

1

06.04

28

Пространственные направления от себя и обозначение их словами: впереди – сзади, слева – справа.

1

13.04

29

Впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа

1

20.04

30

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

1

27.04

31

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

1

04.05

32

Определение пространственного расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д.

1

11.05

33

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

2

18.05

34

25,05

Программа по учебному предмету Окружающий мир

(человек, природа, общество)

 

Пояснительная записка.

Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном и социальном мире.

 Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

 Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений.  Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.

При ознакомлении с предметным миром, природой и социальными явлениями у интеллектуально неполноценных детей формируется понимание логических отношений: части и целого, причины и следствия, временной последовательности. На основе анализа реальных фактов и явлений (особенно наглядных в природе) дети учатся делать простейшие обобщения, умозаключения, выводы.

Обучающие задачи: в ходе ознакомления с окружающим, прежде всего, появляется возможность расширить представления ребёнка о том предметном мире, в котором он живёт, выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия существования, которые будут его окружать всю жизнь и во многом определять условия деятельности.

Коррекционные задачи:

- развивать наблюдательность и любознательность

- формировать нравственное поведение детей в природе

- воспитать эстетическое отношение к природе, способность видеть красоту родной природы

- учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы

- развивать ощущения, восприятия, представления

- создать у детей предпосылки к развитию речи

- формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики

- учить понимать обращённую речь

- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого

Календарно-тематическое планирование по Окружающему миру

(человек, природа, общество) - 34 часа

Тема урока

Часы

Дата

По плану

По факту

1

«Что растет на грядке»

1

07.09

2

«Овощи, фрукты»

1

14.09

3

«Осень наступила»

1

21.09

4

Деревья.

1

28.09

5

Камень, песок.

1

05.10

6

Птицы

1

12.10

7

Грибы, ягоды.

1

19.10

8

Комнатные растения.

1

26.10

9

Домашние животные. Кот, собака.

1

09.11

10

Члены семьи

1

16.11

11

Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"

1

23.11

12

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики).

1

30.11

13

Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные)

1

07.12

14

Одежда.

1

14.12

15

Мебель (назначение, виды)

1

21.12

16

Двор. Игровая и спортивная площадки

1

28.12

17

Секреты Снеговичка

1

11.01

18

«Жизнь под снегом»

1

18.01

19

Жизнь на подоконнике

1

25.01

20

«Домашние животные и детеныши»

1

01.02

21

«Конец зимы»

1

08.02

22

Весна в неживой природе

1

15.02

23

Кругом вода

1

22.02

24

Секреты глины и песка

1

01.03

25

О растениях весной

1

15.03

26

Наземный транспорт  (автобус, троллейбус, трамвай).

1

05.04

27

Воздушный транспорт.

1

12.04

28

Водный транспорт.

1

19.04

29

Продукты питания.

1

26.04

30

Компьютерная презентация «Я-человек»  

1

03.05

31

Семья. Родители – мама, папа, дочь, брат.

1

10.05

32

Узнавание себя на фотографии

1

17.05

33

Домашний адрес.

1

24.05

34

Повторение.

1

31.05

Музыка.

Пояснительная записка.

Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого цель педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.

Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На музыкальных занятиях перед педагогом ставится задача развивать способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, творческие способности.

Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- умение различать и показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты

- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее

- выполнение доступных ребенку движений под различный ритм музыки

Календарно-тематическое планирование по Музыке - 17 часов

 

Тема урока

Часы

Дата

По плану

По факту

1

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, в бубен)

1

06.09

2

Исполнение песни «Жили у бабуси»

1

20.09

3

Музыкально – дидактические игры на музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка)

1

04.10

4

Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни «Цыплёнок Пи"

1

18.10

5

Слушание произведения П.И Чайковского «Времена года» (осень)

1

08.11

6

Слушание музыкальных инструментов и нахождение их. Д/И «Найди такой же инструмент»

1

22.11

7

Произведения П.И.Чайковского: «Времена года» (зима)

1

06.12

8

Слушание и узнавание произведения   с CD диска «Спокойной ночи малыши» (игра с куклой)

1

20.12

9

Слушание произведения записи «Маленькой Ёлочке» О.Фельцман/И.Шаферан

1

10.01

10

Слушание произведения «Белые снежинки» Г.Гладков

1

24.01

11

Слушание произведения П.И Чайковского «Времена года». (Весна)

1

07.02

12

Слушание песни «У всех мама есть»

1

21.02

13

Развитие слухового внимания и интереса к предметному миру. Игра с сыпучими материалами: крупы.

1

07.03

14

Слушание П.Чайковский «Танец маленьких лебедей»

1

04.04

15

Музыкально – дидактические игры на музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка): упр. «Веселый оркестр»

1

18.04

16

Развитие слухового внимания и интереса к предметному миру. Игра с сыпучими материалами: крупы.

1

02.05

17

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, между предметами.

1

23.05

ИЗО  (рисование, аппликация).  

Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком, имеющим ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Актуальность занятий по аппликации, лепке, рисованию в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Используемые техники делают работы детей выразительнее, богаче по содержанию.

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительной памяти, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формирование у детей наглядно-образное и логическое мышление.

Обучающими задачами является необходимость вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Это делает жизнь ребенка с ТМНР интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Основными задачами к занятиям на всех годах обучения являются: развитие заинтересованного отношения умственно отсталых детей к предлагаемым заданиям, создание соответствующего эмоционального состояния, обеспечение должной (чаще всего игровой) мотивации детской деятельности.

Планируемые результаты:

Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

∙ Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

∙ Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

∙ Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

∙ Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

∙ Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.

∙ Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

∙ Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

Календарно-тематическое планирование по ИЗО (34 часа)

Тема урока

Часы

Дата

По плану

По факту

1

Рисование «Червячки для цыпленка»

1

01.09

2

Аппликация «Шарики катятся по дорожке»

1

08.09

3

Рисование «У ежа иголки»

1

15.09

4

Аппликация «Большие и маленькие мячи»

1

23.09

5

Рисование «Яблоки»

1

29.09

6

Рисование «Баранки»

1

06.10

7

Рисование по замыслу

1

13.10

8

Аппликация «Листопад»

1

20.10

9

Рисование «Дождик»

1

27.10

10

Рисование «Листопад»

1

10.11

11

Рисование «Огурец»

1

17.11

12

Рисование «Вкусный пирог»

1

24.11

13

Рисование «Дорожки»

1

01.12

14

Аппликация «Снеговик»

1

08.12

15

Рисование «Пирожки для Машеньки»

1

15.12

16

Рисование «Окошки в теремке»

1

22.12

17

Рисование «Новогодняя елка с украшениями и шариками»

1

29.12

18

Рисование «Мандарины и апельсины»

1

12.01

19

Аппликация «Пирамидки»

1

19.01

20

Рисование «Украсим рукавичку-домик»

1

26.01

21

Рисование «Вкусные гостинцы на день рождения мишки»

1

02.02

22

Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке»

1

09.02

23

Рисование «Большие и маленькие птицы на кормушке»

1

16.02

24

Рисование «Светит солнышко»

1

02.03

25

Аппликация «Салфетка»

1

09.03

26

Рисование «Окно для петушка»

1

16.03

27

Рисование «Колеса поезда»

1

06.04

28

Рисование «Самолет»

1

13.04

29

Рисование «Мышонок в норке»

1

20.04

30

Аппликация «Неваляшка»

1

27.04

31

Рисование «Гусеница»

1

04.05

32

Рисование «Праздничный салют»

1

11.05

33

Рисование «Бусики»

1

18.05

34

Рисование «Грибы»

1

25.05

Программа по учебному предмету технология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

          Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

           Учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в образовательном процессе с позиции психотерапевтических технологий, направленных на воспитание трудолюбия, развития мышц рук, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами.

 Обучение организуется с учетом традиций народного быта и художественных промыслов, а также современных и традиционных арт-терапевтических технологий. На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие учащемуся выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, их объемные и плоские модели, а затем и самостоятельно. На уроках постоянно подчеркивается значимость труда на доступном восприятию учащемуся уровне. Это возможно, учитывая индивидуальные особенности развития эмоционально-волевой сферы учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

 Особое внимание на уроках обращается на обеспечение безопасности труда учащегося, соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда.

На уроках ручного труда учат:

- выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с заранее намеченным планом вместе с учителем, по образцу и по словесной просьбе учителя;

- подготавливать место для занятий;

- учитывать свойства материалов при выполнении поделок из них;

- применять разнообразные предметы-орудия для изготовления поделок;

- бережно относится к результатам своего труда и других людей;

             Уроки по предмету «Ручной труд» направлены на обучение доступным приемам труда, развитие их творческих способностей, формирование умения работать в коллективе и стремление доводить начатое дело до конца, положительное отношение к труду.

Занятия ручным трудом благоприятно влияет на развитие мышечной системы рук, глазомер, обменные процессы и т.д. В ходе уроков формируется и совершенствуется восприятие учащегося путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

Для учащегося эффективность этих уроков заключается в создании благоприятных возможностей для становления умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока.

Учебный предмет «Ручной труд» успешно интегрируется с предметами «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», и другими учебными предметами и коррекционно-развивающимися занятиями.

Приемы работы.

         Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики). Скатывание круговыми движениями в ладонях и на подкладной доске (шар). Вдавливание поверхности шара (яблоко). Отщипывание пальцами маленьких кусочков и скатывание мелких шаров (бусы, вишни, яички). Сплетение столбиков (кренделя, булочки). Скатывание круговыми движениями шара и раскатывание в ладонях овальной формы (огурец). Вытягивание одного конца у столбика (морковь, огурец). Соединение плоскостных деталей с объёмными (рыбка). Соединение деталей способом примазывания (чашка с ручкой). Прищипывание края формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка).

 Практические работы.

 Упражнение в подготовке материала к лепке.

 Лепка столбиков различной длины и толщины.

 Изготовление баранок, бубликов, кренделей, булочек.

 Лепка по образцу и показу предметов шаровидной формы: бусы, ягоды, мячи, куклы-неваляшки, снеговики (из двух шаров разной величины).

 Лепка овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблоко, помидор. Составление композиции из овощей и фруктов (овощи в тарелке, фрукты в корзине).

 Лепка предметов, овощей и фруктов, имеющих овальную форму. Составление композиции (картофель, сливы, огурцы и т.д.).

Цель: Освоение практических навыков и умений работы с пластилином, бросовым материалом и другими материалами. Максимальное включение учащегося в образовательный процесс, формирование доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, учебной, трудовой, общения).

Задачи:  

Учить выполнению простейших трудовых навыков;

Формировать мотивацию к труду (желание, элементарная осознанная необходимость);

Улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер, образное мышление;

Воспитывать положительное отношение к труду, терпение, аккуратность.

Условия реализации программы.

Виды и формы организации учебного процесса.

      Для реализации данной программы используются разнообразные тиры уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомление с новым материалом, урок формирования умений учащихся, урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, комбинированный урок).

Форма работы на уроке: индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Технологии: здоровье сберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, игровые.

Инструментарий: рабочая программа, наглядные пособия, демонстрационный материал, тематический словарь в картинках, дидактические и развивающие игры, диагностическая карта наблюдений.

         

 Основные требования к знаниям и умениям учащегося.

 Ученик получит возможность научиться:

             Требования, предъявляемые у организации рабочего места, подготовке оборудования, инструментов и приспособлений.

  • Назначение инструментов и приспособлений, используемых при ручных работах.
  • Правила безопасной работы с пластилином
  • Названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок.
  • Последовательность изготовления изделий.
  • Основные приемы лепки.

Ученик научится:

  • Правильно организовать свое рабочее место, соблюдать требования безопасной работы и внутреннего распорядка.
  • Пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, подбирать материалы по цвету.
  • Ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту, определять приемы работы и инструменты, нужные для ее выполнения, сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.
  • С помощью учителя лепить из пластилина.
  • Применять приобретенные навыки на практике.

Перечень оборудования и дидактического материала:

- материал для лепки: цветное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для рисования на песке;

- наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;

- скалки разного размера;

- демонстрационный материал;

- наглядный материал;

- мольберт, индивидуальные доски: грифельные, магнитные, ковролиновые;

- материалы для аппликации;

- наборы белой бумаги;

- трафареты (внутренние и внешние), наборы игрушек.

Календарно-тематическое планирование по технологии

 (ручной труд) – 34 часа

Тема 

Коррекционно-развивающая составляющая образованности

Дата по плану

Дата по факту

Работа с пластилином

Воспитывать интерес к лепке. Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами (яблоко)

05.09

Воспитывать интерес к лепке.  Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами (колобок)

12.09

Работа с тестом

Учить наблюдать за действиями взрослого, оперирующего пластичным материалам

19.09

26.09

Работа с песком

03.10

Действия –мять

Учить выполнять действие с пластичными материалами — мять кусок.

10.10

Отрывание кусочков

Учить выполнять действие с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки

17.10

24.10

Отрывание кусочков и соединение

Учить выполнять различные действия с пластичными материалами — разрывать на кусочки и соединять их в целый кусок

07.11

«Колбаска»

Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого («Колбаска»).

14.11

«Конфеты»

Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого («Конфеты – палочки)

21.11

28.12

«Баранки»

Учить (в совместной деятельности со взрослым) соединять концы слепленной колбаски

05.12

12.12

Учить действовать по подражанию действиям взрослого («Баранка»)

19.12

26.12

«Конфеты-шарики»

Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Конфеты-шарики»)

09.01

16.01

«Колобок»

Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Колобок»)

23.01

Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Мяч»)

30.01

«Лепёшки»

Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Печенье»)

06.02

Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Блины»)

21.02

Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Пирожки»)

13.02

«Печенье»

Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Печенье»)

20.02

«Пирожки»

Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Пирожки»)

27.02

Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать ее, подражая действиям взрослого («Блины»)

06.03

«Бусы»

Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Бусы»)

13.03

03.04

10.04

«Миска»

Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Баранки к чаю»)

17.04

Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Виноград»)

24.04

Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Катятся колобки»)

15.05

Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Рассыпались мячики»)

22.05

Закреплять умения по просьбе взрослого раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями («Угостим кукол печеньем»)

29.05

АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Пояснительная записка.

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Физкультурно-оздоровительная активность является действенным средством поддержания качества жизни, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской или протезом. У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека, способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни. Также адаптивная физкультура формирует компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных, способность преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок. Воспитывает потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни, осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества, желание улучшать свои личностные качества, стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Целью адаптивной физической культуры является повышение двигательной активности детей с ТМНР и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков, сохранение здоровья детей с тяжелыми и множественными нарушениями, профилактика возникновения вторичных заболеваний

Описание возможных результатов обучения:

- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;

- формирование действий с предметами доступными способами с помощью взрослого.

Календарно-тематическое планирование по физической культуре

 (адаптивная физическая культура) – 17 часов

Тема урока

Часы

Дата

По плану

По факту

1

Массаж, пальчиковая гимнастика.

1

13.09

2

Дыхательные упражнения. Греем ручки. Удлинённый выдох.

1

27.09

3

 Движения пальцами «жарко-холодно» с напряжением.

1

11.10

4

Совместная игра в мяч

1

25.10

5

Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Раскачивание рук».

1

15.11

6

Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Погреми погремушкой»

1

29.11

7

Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Постучи кубиком».

1

13.12

8

Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Постучи погремушкой».

1

27.12

9

Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. Разучивание развивающих упражнений под музыку.

1

17.01

10

Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. Упражнения на координацию движений.

1

31.01

11

Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. Упражнения на расслабление мышц.

1

14.02

12

Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Переложи флажок»; «Подними флажок».

1

28.02

13

Движения руками «Боксёр»

1

14.03

14

Упражнение для плечевого пояса и рук; для туловища. «Положи погремушку»; «Посмотри на погремушку».

1

11.04

15

Наклоны головы вперед-назад.

1

25.04

16

Движения под музыку (покачивания, похлопывания)

1

16.05

17

Движения руками «Птички летят»

1

30.05

СБО

          Пояснительная записка.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР требуется специально организованное обучение.

Цель обучения: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Основная воспитательная задача по данному разделу работы - привить детям навыки самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию, учить решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки по самообслуживанию, личной гигиене, детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию, аккуратному принятию пищи.

Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны взрослых, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия.

Календарно-тематическое планирование по СБО  -34 часа

Тема урока

Часы

Дата

По плану

По факту

1

Отождествление себя в зеркале

1

02.09

2

Части тела человека.

1

09.09

3

Руки, движение пальцев рук.

1

16.09

4

Лицо человека. Основные части лица (глаза, рот, нос, уши).

1

23.09

5

Внешний вид в зеркало.

1

30.09

6

Пол, возраст, имя, фамилия.

1

07.10

7

«Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечек».

1

14.10

8

Компьютерная презентация «Я - человек» 

21.10

9

Повторение

1

28.10

10

Узнавание предметов одежды.

1

11.11

11

Одевание куклы Кати

1

18.11

12

Чудо – носик!

1

25.11

13

Таблетки растут на ветке.

02.12

14

«Чтобы уши слышали»

1

09.12

15

Крепкие – крепкие зубы

1

16.12

16

Наши ручки – чистые! Мыло и мыльная пена

1

23.12

17

Узнавание себя на фотографии

1

13.01

18

Рассматривание картинок, отображающих добрые поступки детей, используя приёмы, побуждающие детей выражать отношение к ним

1

20.01

19

«Что случилось с куклой Машей?»

1

27.01

20

Дифференциация одежды для девочки и мальчика.

1

03.02

21

Узнавание (различение) головных уборов (шапка, платок, кепка).

1

10.02

22

Приём пищи. Сообщение о желании пить. Питьё из кружки (стакана).

1

17.02

23

Умение различать нужные для приёма пищи.

1

03.03

24

Стихи А. Барто о правилах культурного поведения.

1

10.03

25

Культура поведения. Формирование навыков здороваться, прощаться, благодарить.

1

17.03

26

Узнавание предметов обуви.

1

07.04

27

Самостоятельное обувание и снятие обуви.

1

14.04

28

Умение различать предметы нужные для приема пищи.

1

21.04

29

Учимся пользоваться ложкой, вилкой.

1

28.04

30

Спокойной ночи

1

05.05

31

Семья. Родители – мама, папа, дочь, брат.

1

12.05

32

Охрана жизни и здоровья.

1

19.05

33

Умение обозначать необходимость помощи (жестом, словом) в различных ситуациях.

1

26.05

34

Безопасность при общении с животными

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА

    Программа по математике для 5 класса рассчитана на 170 часов. В связи с индивидуальным обучением на дому учащегося 5В класса  внесены изменения в количество часов по основным...

Рабочие программы обучения на дому ребёнка-инвалида (опорно-двигательный аппарат)

Рабочие программы основных предметов учебного плана для обучения на дому ребёнка-инвалида с сохранным интеллектом. Срок обучения 5 и 6 класс. Уроки технологии и физической культуры адаптированы для ра...

Рабочая программа обучение на дому 9 класс по иносторанному языку (английский язык)

Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа обучение на дому 8 класс по иностранному языку (английский язык)

Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Адаптированная рабочая программа (обучение на дому) 5 класс

Адаптированная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО, входит в образовательную область и позволяет получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средства...

Адаптированная рабочая программа (обучение на дому) 3 класс

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по м...