Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками у дошкольников с РАС
статья

Головлева Лариса Васильевна

Расстройство аутического спектра (РАС) –достаточно распространенное заболевание в современном мире.  Вовлечение ребенка с РАС в индивидуальную, а затем уже в совместную с детьми деятельность- это главная интегративно-образовательная задача. Применение разнообразных форм взаимодействия обогащает эмоциональный и интеллектуальный опыт интегрируемого ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками у дошкольников с РАС»

Совместная деятельность - это деятельность 2-х и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и тоже время.        Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой формой организации работы с воспитанниками.

Цели совместной деятельности

-Сформировать систему знаний, умений, навыков детей по разным разделам программы.

-Закрепить знания и умения детей, полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности

 -Развить умение детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях.

–Наладить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

        Но мы работаем не с простыми детьми, а детьми, имеющими РАС.   Расстройство аутического спектра–достаточно распространенное заболевание в современном мире.  Несмотря на это механизмы коррекционной помощи недостаточно проработаны.

        Работа с ребенком с РАС предполагает постепенное поэтапное включение в образовательную деятельность при коллективном сотрудничестве специалистов. Для успешного сопровождения детей с РАС необходимо создание специальных условий в организации образовательного пространства. Благоприятными условиями образовательного пространства выступает создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с нарушением аутического спектра в соответствии с их потребностями.

        Вовлечение ребенка с РАС в индивидуальную, а затем уже в совместную с детьми деятельность- это главная интегративно-образовательная задача. Применение разнообразных форм взаимодействия обогащает эмоциональный и интеллектуальный опыт интегрируемого ребенка. Основополагающим началом коррекционной работы является определение ведущего направления развития речи, навыков социального взаимодействия.

        Выбор направления зависит от потребностей ребенка с РАС.                                    

        В первую очередь обучение ребенка навыкам самообслуживания, во-вторых –снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной среды психологической атмосферы для занятий.                                                                                                                                                

        В нашей группе воспитывается 4 ребенка с РДА. РДА – это особая форма психического развития, которая включает эмоциональные когнитивные, личностные и коммуникативные нарушения. Дети с РДА испытывают ряд трудностей во взаимодействии с окружающими, не могут развивать и поддерживать отношения. Другой характерной особенностью является стереотипность в поведении, которая проявляется в стремлении ребёнка сохранить постоянные, привычные условия для жизни, эти дети не смотрят в глаза, не испытывают радость, повторяют одни и те же слова. Самым сложным жизненным моментом для аутичного ребёнка является адаптационный период. Трудности адаптации связаны не только с трудностями эмоционального контакта, но и часто с невозможностью при обучении произвольно сосредоточить ребёнка на том или ином задании. Адаптационный период прошел с определенными трудностями, но результат достигнут: все дети с удовольствием приходят в Центр, знают своё рабочее место, помогают в подготовке к занятиям, помогают накрывать на стол.

        С какими трудностями мы столкнулись при обучении детей с РДА?

        В первую очередь это трудности поведенческого характера, трудности адаптационного периода, трудности во взаимодействии с другими детьми.   Детей с РАС очень трудно учить, трудно включить в образовательное поле. Искаженное развитие аутичного ребенка проявляется в системном нарушении переноса знаний   в практическую плоскость, большие трудности при работе с семьей, недостаточность научно-методической литературы.                                                    

        Для того, чтобы ребенок с РДА освоил азы совместной деятельности с педагогом, а затем с детьми, мы проявляем гибкость в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее все спланировать, но процесс обучения может пойти по другому руслу, в зависимости от желания ребенка. На этапе налаживания контакта, мы исходим из интересов ребенка, что ему более интересно и комфортно, т.е. мы принимаем правила игры ребенка   Со временем ребенок начинает видеть в нас товарища, союзника, начинает доверять нам, и только после этого мы предлагаем свои правила игры.

Основными методами работы с детьми является: арт-терапия; песочная терапия; сенсорная интеграция; сказкотерапия; игротерапия.

        Основной метод, для налаживания совместной деятельности с детьми, мы используем игротерапию. Игра является – символическим языком для самовыражения, игра является средством для коммуникации, т.к. в последнее время мы столкнулись с большим количеством не говорящих детей.

        Чтобы увлечь, заинтересовать ребенка работой, мы доносим информацию через картинки, избегаем переутомления, организуем пространство, обращаемся к ребенку по имени, обучаем ребенка навыкам самообслуживания, бытовой ориентации, деятельность осваиваем частями, а затем объединяем в целое, подкрепляем поощрением.      

        Но самое основное –это установление контакта с аутичным ребенком- это очень длительный этап, и является стержневым моментом всего коррекционного процесса.  

        Следующим этапом является   интеграции ребенка с РАС в образовательную среду, адаптация в коллективе сверстников и дальнейшая социализация.

        В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея, чтобы не особенный ребенок   адаптировался к своему окружению, а наоборот, чтобы обычные дети приспосабливались к нему.

        В своей работе нам приходится организовывать работу не только с проблемными детьми, но и оказывать помощь родителям.  Мать, как правило, живет в состоянии хронического стресса.  Невозможность договориться с ребенком, непредсказуемость его поведения, нарушение эмоционального контакта приводит ее к различным нарушениям, стрессам (она ищет виновных в своих проблемах).                      

        Родители умышленно ограничивают ребенка в общении (как бы стесняясь его). Гиперопека, неприятие родителей своих детей, отсутствие у родителей знаний и   навыков необходимых для воспитания ребенка.     Все это вместе негативно сказывается на воспитании ребенка.                                      

        Поэтому нам приходится проводить большую консультативную работу с родителями: беседы, собрания, совместные праздники и т.д.      Только совместная работа родителей и педагогов может дать положительный результат в скорейшей адаптации и интеграции аутичного ребенка в группу для организации совместной деятельности со сверстниками.  

        В настоящее время у наших детей возник интерес к окружающим, потребность в общении со своими сверстниками. Дети способны организовать совместную деятельность уже без помощи педагога. Чтобы достичь такого результата проведена большая работа: рассматривание совместных фото через ТСО; проводили беседы «Мои друзья», «Назови ласково»; учили позитивным способам общения; сопоставляли поведение героев сказок «злой-добрый», «хороший-плохой»; дети оказывают друг другу помощь; убирают игрушки, накрывают стол, проводим совместные праздники, поздравляем с днем рождения, дарим подарки, делаем фотографии.

        Совместная образовательная деятельность дает возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, почувствовать себя частью коллектива.

        Таким образом, совместная деятельность детей с РАС направлена на компенсации нарушений. Гибкая предметно-развивающая среда приобщает к жизни в социуме, учит выражать себя.  Педагог последовательно и поэтапно развивает ребенка с РАС.   В современных условиях, современной образовательной системы индивидуальный и дифференцированный подход-это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника, как индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности учителя технологии использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности для повышения качества образовательного процесса

Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подгот...

Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками c НПОЗ

Приемы работы  с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности по дифференциации звуков /Р/, /Р`/ ,/Л/, /Л`/  учителя-логопеда с дошкольниками с НПОЗ....

Конспект совместной деятельности с дошкольниками подготовительной группы на тему "Весна. Насекомые"

Интеграция образовательных областей:Коммуникация, познание, социализация, здоровье, художественное творчество.Педагогические ориентиры: закрепить, уточнить и активизировать словарь детей по тема...

«Формирование готовности к физкультурной деятельности будущего учителя начальных классов»

Формирование готовности к физкультурной деятельности будущего учителя начальных классов...