Дисграфия 4 класс. Перспективный план коррекционных занятий
рабочая программа

Швырева Надежда Александровна

Перспективный план коррекционных занятий 4 класс, дисграфия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план коррекционных занятий

(4 - класс, дисграфия, нарушения языкового анализа и синтеза)

№п\п

Тема

Дата

К-во

часов

Задачи коррекционной работы

1-2 этапы (диагностико-подготовительный)

1

Обследование устной речи

1

Обследовать уровень сформированности устной речи на начало года

2

Обследование письменной речи

1

Обследовать уровень сформированности письменной  речи на начало года

3

Обследование состояния фонематического слуха и восприятия

1

Обследовать уровень сформированности фонематического слуха и восприятия на начало года

3 этап (коррекционный)

3.1 Совершенствование языкового анализа и синтеза на уровне звука

4

Звуки и буквы. Буквы, которые не обозначают звуков

1

Совершенствовать умение дифференцировать понятия  «звук» и «буква».

Закрепить умение  различать на слух особенности  в звучании согласных и гласных звуков.

Совершенствовать фонематический слух и восприятие.

Закрепить знания о буквах мягкий знак (ь), твердый (ъ) знак и их значении в звукобуквенном анализе.

Совершенствовать умение проводить  звукобуквенный анализ с помощью речевых инструкций, информационных таблиц.

5

Гласные звуки и буквы, которые их обозначают.

Двойное значение гласных е,ё,ю,я

1

Закрепить знания о гласных звуках и буквах.

Закрепить знания о слогообразующей роли гласных букв.

Совершенствовать умения выделять  гласные звуки в начале, середине и конце слова.

Совершенствовать умение анализировать слова с гласными, имеющими двойное значение с помощью сигнальной опоры.

6

Согласные звуки и буквы, которые их обозначают

1

Закрепить знания о согласных звуках и буквах.

Совершенствовать умения выделять  согласные звуки в начале, середине и конце слова.

Совершенствовать умение определять место звука в слове.

Активизировать словарный запас, речевую активность, умение выполнять задания с помощью речевых инструкций и информационных источников.

7

Согласные звуки (твердые и мягкие). Обозначение твердости и мягкости согласных звуков на письме

1

Совершенствовать знания о звуке и букве.

Совершенствовать  умение дифференцировать твердые и мягкие согласные  звуки с помощью сигнальных опор.

Совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ с помощью речевой инструкции.  

8

Согласные звуки (звонкие и глухие)

1

Совершенствовать фонематический слух.

Закрепить умение на слух определять звонкую или глухую согласную.

3.2 Совершенствование языкового анализа и синтеза на уровне слога

9

Слог. Перенос. Ударение. Слоговой анализ и синтез. Многозначность слов.

1

Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять последовательность и количество слогов в слове.

Совершенствовать умение выделять ударную гласную и ударный слог в слове.

Совершенствовать умение определять место слога в слове относительно других слогов.

Совершенствовать умение составлять слова из слогов, с определенным слогом,  с определенным количеством слогов.

3.3 Совершенствование языкового анализа и синтеза на уровне слова

10

 Близкие по значению слова (синонимы)

1

Совершенствовать  лексическую сторону речи, обогащать  словарный запас, умение объяснять значение слова с помощью толкового словаря.

Развивать умения различать грамматическое и лексическое значение слова.

Совершенствовать умение использовать при записи слов графические схемы на примере слов-синонимов

11

Слова с противоположным значением (антонимы)

1

Закрепить  знания о словах с противоположным значением  (антонимах)

Активизировать и расширить словарный запас детей за счет адекватного использования антонимов в самостоятельной речи.

 Развивать внимание, мышление, способность контролировать действия.

Совершенствование умения произносить слова по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью слова на примере слов-антонимов.

12

Слова одинаковые по звуковой форме разные по значению (омонимы)

1

Совершенствовать  лексическую сторону речи, обогащать  словарный запас, умение объяснять значение слова с помощью толкового словаря.

Формировать умение записывать слова с проговариванием на примере слов-омонимов.

13

Слова с безударными гласными в корне

1

Совершенствовать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением с помощью алгоритма.

Совершенствовать звуковой  анализ и синтез, фонематический слух, графическую зоркость.

Совершенствовать графомоторные навыки, вырабатывать каллиграфически правильное письмо.

14

Слова со звонкими и глухими согласными

1

Совершенствовать звукобуквенный, слоговой анализ и синтез, фонематический слух, графическую зоркость.

Закрепить правописание слов со звонкими и глухими согласными.

15

Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Слоговой и звукобуквенный  анализ и синтез. Составление предложений по опорным словам и словосочетаниям.

1

Совершенствовать навык правописания безударной гласной в корне по образцу и речевой инструкции педагога.

 Совершенствовать умение проводить звукобуквенный и слоговой анализ и синтез на примере практических упражнений со словами с непроверяемыми гласными в корне.

Развивать связную речь в процессе работы над предложением, используя опорные слова и словосочетания.

3.4 Развитие навыков словообразования

16

Родственные слова

1

Закрепить понятие «родственные слова».

 Развивать умение подбирать  родственные слова по образцу, речевой инструкции педагога.

Совершенствовать умение дифференцировать однокоренные и родственные слова.

Активизировать  словарь и развитие навыков словообразования.

Совершенствовать умение графически моделировать слова.

17

Морфологический анализ слова

1

Совершенствовать навык словообразования, используя различные варианты заданий – образование новых слов, работа с деформированным текстом, тестовые задания.

Закрепить  знания о корне, приставке, суффиксе и окончание.

Закрепить  навык разбора слов по составу.

Активизировать словарный запас, умение объяснять значение слова с помощью толкового словаря

Совершенствовать умение подсчитывать количество звуков и букв в слове до его записи.

18

Предлоги

1

Совершенствовать языковой анализ и синтез на уровне слова по речевой инструкции и образцу.

Совершенствовать умение распространять предложение по схеме, соединять части разорванного предложения по смыслу, выделять слова в слитном тексте предложения

Совершенствовать знания о конкретно-просранственных значениях предлогов.

совершенствовать умение правильно формулировать ответы на вопросы.

3.5 Развитие навыков согласования

19

Слова-признаки

1

Развивать  словарь признаков, умение подбора признаков к предмету.

Активизировать работу по словоизменению и словообразованию.

Совершенствовать навык постановки вопроса к словам-признакам.

Развивать умение соотносить слова, обозначающие признаки предметов, со схемой

20

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

1

Совершенствовать словарь признаков. Активизировать работу по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Совершенствовать словарь антонимов,  синонимами

21

Согласование прилагательных с существительными в падеже

1

Совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными в роде.

Совершенствовать навык согласования имён прилагательных с именами существительными в падеже.

Совершенствовать навык выделения ударных и безударных гласных в слове.

22

Слова-действия

1

Совершенствовать глагольный словарь.

 Развивать навык словоизменения.

Совершенствовать навык соотнесения слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой слова.

Совершенствовать умение выделять согласные (гласные) звуки в начале, середине и конце слова.

23

Согласование глагола с существительным в числе

1

Совершенствовать навык согласования имён существительных с глаголами в числе.

 Совершенствовать словарь действий. Совершенствовать устную речь.

Развивать внимание, мышление, восприятие

24

Согласование глагола с существительным в роде

1

Совершенствовать навык согласования глагола с существительными в роде.

 Совершенствовать навык соотнесения слов-действий с графической схемой.

Совершенствовать навык определения последовательности звуков в слове.

25

Согласование глагола с существительным во времени

1

Совершенствовать навык постановки вопроса к глаголам.

Совершенствовать навык изменения глагола по временам.

Развивать пространственно-временные отношения

26

Согласование числительных с существительными в роде и падеже.

1

Совершенствовать навык согласования числительных с существительными в роде и падеже.

Совершенствовать навык работы с деформированным текстом

27

Наречие

1

Развивать речь посредством обогащения словарного запаса (составьте словосочетание, предложение, дайте лексическое толкование слов) и рассуждения по алгоритму;
Совершенствовать умение  сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.

Совершенствовать навык определения места звука в слове.

3.6 Совершенствование языкового анализа и синтеза на уровне предложения

28

Моделирование предложений с помощью схем

1

Совершенствовать умение составлять предложения с помощью графических схем.

Совершенствовать навык подбора учеником предложений с определенным количеством слов.

29

Составление предложений по картинке с помощью вопросов

1

Совершенствовать умение составление предложений по картинкам и определение количества слов в предложениях.

Совершенствовать умение составлять  графические схемы предложений или, наоборот составление предложений по схемам.

30

Составление предложений по картинке

1

Совершенствовать навык составления предложений по картинкам и определения количества слов в предложениях.

Совершенствовать навык распространения предложений путем увеличения количества слов.

Совершенствовать навык составления графических схем предложений или, наоборот составление предложений по схемам.

Совершенствовать навык письменной речи

31

Предложение. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст

1

Совершенствовать навык соотнесения предложений с графической схемой.

Совершенствовать навык выделения слов и предложений в слитном тексте.

Совершенствовать навык дифференциации понятий: предложение - словосочетание - текст.

 Развивать навык построения  сложных предложений различного типа.

Совершенствовать навык установления в сложных предложениях причинно-следственных связей.

32

Состав предложения.

1

Совершенствовать навык постановки вопроса к отдельным словам в предложении.

Совершенствовать навык выделения границ предложения в тексте: постановка точек в предложениях.

Развивать навык  наблюдения за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов.

Работа с деформированными предложениями

3.7 Совершенствование языкового анализа и синтеза на уровне текста

33

Работа над текстом

1

Совершенствовать навык установления смысловых связей между предложениями в составе текста.

Совершенствовать знания  о понятии текст, его признаки: смысловой целостности, законченности.

Совершенствовать навык выделения логико-смысловых связей текста

IY этап (заключительно- диагностический)

34

Обследование устной речи и письменной речи

1

Обследовать уровень сформированности устной речи на конец года

35

Обследование состояния фонематического слуха и восприятия

1

Обследовать уровень сформированности фонематического слуха и восприятия на конец года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционно-воспитательной работы 2012-2013

Перспективный план  по шести основным направлениям с учащимися 10-го класса...

Перспективный план коррекционно-методической работы тифлопедагога

Перспективный план  коррекционно-методической работы тифлопедагога на учебный год      ...

Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся с диагнозом "дизорфография", перспективный план коррекционно-логопедической работы.

Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся с диагнозом "дизорфография", перспективный план коррекционно-логопедической работы....

Перспективный план логопедических занятий для 1 класса (сложная структра дефекта) в коррекционной школе VIII вида

Планирование логопедических занятий разработано для учащихся 1 классов со сложной структурой дефекта....

Перспективный план интегрированных занятий в старшей логопедической группе

Данный план будет полезен педагогам, работающими с детьми с нарушениями речи в условиях ДОУ. Соответствует ФГОС ДО....

Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы. 3-4 класс.

Календарно-тематический план коррекционных занятийпо формированию эмоционально-волевой сферы (3-4 класс)...