Трудовое воспитание детей с ОВЗ
материал

Мышко Екатерина Валерьевна

Труд является важной частью жизни человека, именно поэтому следует вовлекать детей в трудовую деятельность, она начинается в семье, затем продолжается в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_detey_s_ovz.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание детей с ОВЗ

Труд является важной частью жизни человека, именно поэтому следует вовлекать детей в трудовую деятельность, она начинается в семье, затем продолжается в образовательном учреждении.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности школьника посредством ознакомления с трудом взрослых и приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Приучение к труду способствует приобретению навыков самообслуживания, дети учатся следить за чистотой и порядком в классе и рекреации, ухаживать за цветами, убирать игрушки и др.

Цель трудового воспитания школьников с ТМНР – это, прежде всего, успешная  социализация. Именно от социализации во многом зависит, сумеет ли ребенок стать полноценным членом общества, и реализовать свои способности.

Задачи:

  • Развитие и совершенствование трудовых навыков.

  • Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и др.).

  • Воспитание аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца.

Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных видасамообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.) Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключается, прежде всего, в ее жизненной необходимости. Из–за повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Полученные знания и умения закрепляется в повседневной практике детей. Дети с ОВЗ, как правило, нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении.

Труд в природе - уход за растениями и животными. Особое значение, данный вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому.

Направленное формирование трудового развития и социально-бытовой компетентности детей в условиях школы осуществляется в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий на всех занятиях, на специальных занятиях по обучению детей хозяйственно-бытовому труду и в режимные моменты, в ходе ознакомления с окружающим миром.

Ручной и художественный труд развивает конструктивные и творческие способности детей, полезные практические навыки и умения, формируют интерес к работе, направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В процессе занятий у обучающихся вырабатываются навыки умения действовать по заранее составленному плану. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников, развивает внимание.

В школе важно организовать трудовую деятельность детей так, чтобы можно было вовлекать детей в труд, а не просто вести беседы и разглядывать иллюстрации.

Также важно проводить работу и за пределами образовательного учреждения, т. к. дети с ОВЗ нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Приближение учебного процесса к жизни и возможностям детей с ОВЗ способствует повышению интереса обучающихся к учебному материалу, побуждает их к лучшему усвоению его и к активной самостоятельной деятельности. С этой целью с родителями проведена консультация о приобщении детей к посильному труду дома.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что трудовая деятельность детей в школьной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если она правильно организована, проводится систематически и не только педагогами, но и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудовое воспитание детей в семье"

Выступление на родительском собрании...

Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ (доклад)

      Труд- важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для ...

Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Беседа "Трудовое воспитание детей в семье"

В данной статье рассматриваются вопросы о роли труда в формировании личности ребенка, о трудовых обязанностях ребенка в семье и условиях воспитания у него трудолюбия....

Положительный опыт семьи в трудовом воспитании детей

в презентации представленн опыт семьи одной из учениц класса, который может быть полезен родителям...

Доклад "Трудовое воспитание детей на традициях народа Саха"

В настоящее время происходит возрождение традиций. Изменилось представление о национальных традициях, как о чем- то, фиксирующем только моменты различия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции...