Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква С"
план-конспект

Чемоданова Ольга Викторовна

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в группе для детей 6-7 лет с ОВЗ, обусловленными ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_s.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по подготовке к обучению грамоте в

группе коррекционной направленности для детей с ТНР  6-7 лет.

Тема: « Звуки (С), (СЬ) и буква С.

Цель: Познакомить детей со звуками «С,Сь» и буквой «С».

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

  1. Уточнить правильную артикуляцию звуков «С», «СЬ».
  2. Учить выделять звук «С» из слов, давать его характеристику.
  3. Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий).
  4. Закрепить умение определять место звука «с» в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов.
  5. Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 3-х звуков
  6. Совершенствовать навыки фонематического синтеза.
  7. Закрепить образ буквы «С»

  Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие (умение выделять звук в слове)

1. Развивать мелкую моторику.

2. Стимулировать речевую активность.

Коррекционно-воспитательные 

Воспитывать умение работать в коллективе,

Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками (с), (сь); домики с тремя окошками, кассы букв и слогов, конверт с заданиями, магнитофон, мольберт.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Психогимнастика. Логопед просит детей: «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все обиды, злобу и огорчения.(3 раза)

А сейчас мы пожелаем друг другу счастливого пути и отправимся в путешествие в волшебный лес (звучит спокойная, красивая мелодия).

Логопед: Смотрите ребята, новогодние праздники только наступят, а нам уже прислали в волшебном сундучке подарки (открывается сундук, подарков нет, лежит письмо от Вьюги). Чтение письма: «Праздники наступят, когда вы выполните мои задания».

2.Постановка цели занятия.

Сегодня мы отправимся в путешествие, выручим подарки. Будьте внимательны! Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать загадки.

Человечек озорной,

Неразлучен он с метлой,

Жить в тепле он не привык.

Кто растает? (Снеговик)

 

Очень любят детки

Морозные конфетки,

Только пьют потом пилюльки

Те, кто скушал что? (Сосульки)

Ты под маской скрылась ловко,

В шубке рыженькой, плутовка,

Хвост твой - гордость и краса,

Кто ж ты, хитрая? (Лиса)

Белый-белый, словно мел -

К нам он с неба прилетел.

Лес укрыл, поля, лужок.

Что за кружево? (Снежок)

Логопед: Какие звуки вы услышали в ответах загадок? (звук С)

3. Знакомство со  звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков С,СЬ, их характеристика и обозначение. (дети садятся за столы)

Произнесите ещё раз звук: губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя, голос «спит».

Дайте характеристику звука «С» - (согласный, твёрдый, глухой).

Дайте характеристику звука «СЬ» - (согласный, мягкий, глухой).

Дети присаживаются на коврик, на котором разложены предметные картинки и находят картинки, в названиях которых есть звуки «С, СЬ». Дети называют выбранную картинку и определяют, какой звук «С»  или «СЬ» в этом слове. Выставляют на мольберт  к  квадрату соответствующего цвета.

4.Определение количества слогов в словах.

Игра «Поселим зверей».

Логопед выставляет на доску картонные изображения домиков в 1, 2 и 3 этажа, которые помогут детям наглядно дифференцировать слова с разным числом слогов. Показывая детям несколько изображений разных животных, логопед предлагает помочь ему правильно расселить их в домики. Чтобы догадаться, кто в каком домике будет жить, нужно сосчитать число слогов в каждом слове. Слова: сова, лиса, собака, аист, снегирь, сорока, гусак, свинья, сом, судак, оса, стрекоза, ласточка и пр. После того как все картинки расставлены под изображениями соответствующих домиков, число слогов в названиях животных каждой группы уточняется различными способами.

5.Составление слов типа СГС (Дети садятся за столы)

Из первых звуков этих слов составьте новое слово и выложите его в кассе.

Картинки: самолет, овощи, кот (СОК) и т.д

6. Физкультминутка.

Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (Присели)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах)

7.Составление предложений из данных слов.

Вьюга закружила, замела все в зимнем лесу. И слова  в предложениях тоже все перепутались. Давайте расставим их по местам:

Синица, куст, сидеть, на.

Соня, в, падать, сугроб.

Самолет, лес, лететь, над.

Самолет, лес, высоко, лететь, над.

Саня, кататься, санки, на.

Собака, скамейка, спать, под.

Итог занятия.

Ребята, припомните все задания, которые вы выполняли? С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка логопедом деятельности детей на занятии.

Побывали в волшебном лесу, справились с заданиями и за это нам Вьюга вернула наши гостинцы (сюрпризный момент)

1.Организационный момент. Психогимнастика. Логопед просит детей: «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все обиды, злобу и огорчения.(3 раза)

А сейчас мы пожелаем друг другу счастливого пути и отправимся в  путешествие в волшебный лес (звучит спокойная, красивая мелодия).

Логопед: Смотрите ребята, новогодние праздники только наступят, а нам уже прислали в волшебном сундучке подарки (открывается сундук, подарков нет, лежит письмо от Вьюги). Чтение письма: «Праздники наступят, когда вы выполните мои задания».

2.Постановка цели занятия.

Сегодня мы отправимся в путешествие, выручим подарки. Будьте внимательны! Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать загадки.

Человечек озорной,

Неразлучен он с метлой,

Жить в тепле он не привык.

Кто растает? (Снеговик)

 

Очень любят детки

Морозные конфетки,

Только пьют потом пилюльки

Те, кто скушал что? (Сосульки)

Ты под маской скрылась ловко,

В шубке рыженькой, плутовка,

Хвост твой - гордость и краса,

Кто ж ты, хитрая? (Лиса)

Белый-белый, словно мел -

К нам он с неба прилетел.

Лес укрыл, поля, лужок.

Что за кружево? (Снежок)

Логопед: Какие звуки вы услышали в ответах загадок? (звук С)

3. Знакомство с новыми звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков С,СЬ, их характеристика и обозначение. 

 Произнесите ещё раз звук: губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя, голос «спит».

Дайте характеристику звука «С» - (согласный, твёрдый, глухой).

Дайте характеристику звука «СЬ» - (согласный, мягкий, глухой).

Дети присаживаются на коврик, на котором разложены предметные картинки и находят картинки, в названиях которых есть звуки «С, СЬ». Дети называют выбранную картинку и определяют, какой звук «С»  или «СЬ» в этом слове. Выставляют на мольберт  к  квадрату соответствующего цвета.

4.Определение количества слогов в словах.

Игра «Поселим зверей».

Логопед выставляет на доску картонные изображения домиков в 1, 2 и 3 этажа, которые помогут детям наглядно дифференцировать слова с разным числом слогов. Показывая детям несколько изображений разных животных, логопед предлагает помочь ему правильно расселить их в домики. Чтобы догадаться, кто в каком домике будет жить, нужно сосчитать число слогов в каждом слове. Слова: сова, лиса, собака, аист, снегирь, сорока, гусак, свинья, сом, судак, оса, стрекоза, ласточка и пр. После того как все картинки расставлены под изображениями соответствующих домиков, число слогов в названиях животных каждой группы уточняется различными способами.

5.Составление слов типа СГС (Дети садятся за столы)

Из первых звуков этих слов составьте новое слово и выложите его в кассе.

Картинки: самолет, овощи, кот (СОК) и т.д

6. Физкультминутка.

Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

7.Составление предложений из данных слов.

Вьюга закружила, замела все в зимнем лесу. И слова  в предложениях тоже все перепутались. Давайте расставим их по местам:

Синица, куст, сидеть, на.

Соня, в, падать, сугроб.

Самолет, лес, лететь, над.

Самолет, лес, высоко, лететь, над.

Саня, кататься, санки, на.

Собака, скамейка, спать, под.

Итог занятия.

Ребята, припомните все задания, которые вы выполняли? С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка логопедом деятельности детей на занятии.

Побывали в волшебном лесу, справились с заданиями и за это нам Вьюга вернула наши гостинцы (сюрпризный момент)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте. Тема:"Звук и буква Ч"

Предлагаемый Вашему вниманию конспект НОД является частью авторской программы "Обучение и воспитание детей с ОНР", которая завоевала золотую медаль во Всероссийском конкурсе "Призвание-воспитатель" в ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.

На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР  «Слог. Деление слов на слоги»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звук Рь буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы,Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восп...