Конспект по обучению грамоте
план-конспект

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(логопедическая коррекция)

Лексическая тема: «Зимушка-зима»

Звуки [сʼ] - [сʼ]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova_e.i._konspekt._zvuki_s-s_.snezhnaya_koroleva.docx105.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(логопедическая коррекция)

(развитие фонетико-фонематической стороны речи и обучение грамоте)

Фронтальная форма организации детей

Подготовительная группа

Учитель-логопед: Орлова Е. И.

Лексическая тема: «Зимушка-зима»

Звуки [сʼ] - [сʼ]

Коркино

2019

Интеграция областей: «Речевое развитие», «физическое развитие», «социально коммуникативное развитие».

Цель: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная:
  • дифференцировать звуки [с] - [сʼ].
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать навык анализа и синтеза слов;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать и обогащать активный словарь по теме «Зимушка-зима»;
  • развивать самоконтроль над собственной речью;
  • развивать высшие психические процессы;
  • способствовать профилактике дисграфии;
  1. Коррекционно-воспитательные.
  • воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Словарная работа: метель, вьюга.

Оборудование: доска, портативная колонка.

Демонстрационный материал: схема для характеристики звуков, клубок шерстяных ниток, «Снежок», рукавичка, офтальмотренажер, указка со снежинкой, макет «Снежная баба», макет «Ёлочка», иллюстрации «Снежная королева», Сеня и Соня, конверт с посланием, корзина, ребус «Бусы», схемы предложений, разрезная картинка «Сердце» (7 частей),

Раздаточный материал: простые карандаши, «Снежинки», карточки с рядом букв, карточки со словами с пропущенной буквой, символы для звуко-буквенного анализа, касса букв, схемы предложений

           Ход

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

  1. Организационный момент

 (Аудио-звук шагов по снегу).

Учитель-логопед:

Ребята, что вы слышите?

Правильно, это хруст снега.

Договорите словечко: 

Если стали дни короче,

И уже длиннее ночи,

В снег укуталась земля-

Значит, к нам пришла …

Правильно ребята. К нам пришла зима.

Дети играют. Услышав звук, подходят к педагогу

Кто то идет по снегу, хруст снега.

Зима.

  1. Артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед:

Ребята, присаживайтесь и послушайте рассказ о зиме.

Наступила зима. На улице закружила метель. Упражнение «Метель» (облизать языком нижние зубки).

Но однажды выглянуло солнышко, и снежок начал таять, появились сосульки. Упражнение «Сосулька» - (язык вытянут как «Иголочка»).

Ребята с большой радостью отправились на улицу кататься на горке - Упражнение «Горка». (Опустить кончик языка за нижние зубы, спинку языка выгнуть «Горочкой»).

(дети присаживаются на стулья стоящие полукругом).

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

  1. Сообщение темы занятия.

Слышится веселый детский смех. (аудио)

Педагог размещает картинки с изображением детей  Сони и Сени.

Учитель-логопед:

Ребята — это Соня и Сеня. Они радуются зиме.

 Сегодня мы с вами поиграем со звуками. Только они спрятались в именах ребят.

-  Назовите первый звук в имени Сеня.

-  Назовите первый звук в имени Соня.

-Как вы думаете, с какими звуками будем играть?

Прислушиваются

Ребенок: Первый звук в имени Сени – звук [с’]

Ребенок: Первый звук в имени Соня – [с]

 Сегодня мы будем играть со звуками [с] и [с’].

  1. Характеристика звуков.

Учитель-логопед:

Маша расскажи о звуке [с]. Какой это звук?

Артем расскажи о звуке [с’]. Какой это звук?

Чем эти звуки похожи? Дети дают сравнительную характеристику звукам:

Где живут звуки [с] – [с’]?

 На доску крепится буква С.

Звук [с] - согласный, глухой, твердый. Обозначается синим цветом.

Звук [с’] - cсогласный, глухой, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

Звуки [с] и [с’] согласные. Когда мы их произносим воздух встречает преграду (зубки заборчиком, язык встаёт горкой, прячется за нижними зубками).

Они оба глухие. Отличаются тем, что [с] – твердый, [с’] – мягкий.

Звуки [с] – [с’] живут в букве C.

  1. Игровой прием.

(Аудио - звук «Метель»)

 Учитель-логопед:

Ребята, закружила метель. Слышите? Давайте скажем вместе метель.

Как еще можно по другому сказать?

Вьюга.

Закрывайте глаза!

(в этот момент пропадает картинка с изображением  Сени и появляется картинка «Снежная Королева» с письмом).

Ребята, что случилось?

 Посмотрите, что это? Да, верно. Это письмо от Снежной Королевы. И вот что она нам пишет:

«Сеня в моем снежном царстве, чтобы его освободить, вам нужно очень постараться и выполнить все снежные испытания.

 В каждом испытании вы будете находить волшебные фигуры, а в конце узнаете, что получится. И тогда Сеня к вам вернется».

Ребята, отправляемся спасать Сеню? Садимся в санки.

(дети проходят за столы).

Хоровые и   индивидуальные ответы

Метель, вьюга.

Дети закрывают глаза

Пропал Сеня, появилась Снежная Королева.

Это письмо

Дети за каждое пройденное испытания собирают волшебные фигуры.

Да

  1. Игровое упражнение «Найди букву».

Учитель-логопед:

Ребята, вход в снежное царство зашифрован. Чтобы расшифровать, возьмите на столах листочки, обведите в кружок все буквы С по образцу, он находится внизу листа.

Молодцы! Расшифровали все буквы!

Первая фигура у нас с вами!

(Педагог помещает фигуру в корзину).

Дети находят букву С и обводят в кружок.

  1. Физминутка (упражнение на развитие общей моторики «Зима»).

Учитель-логопед:

Вот мы с вами и в снежном царстве.

Посмотрите, кто же нам встретился на пути?

 Солнце землю греет слабо,               (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,                         (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,                                    (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.  

(Дети выходят на ковер).

Это Снежная баба

Дети выполняют движения

  1. Развитие фонематических процессов.

Упражнение по развитию межполушарного взаимодействия «Ухо—нос» 

Учитель-логопед:

Снежная баба нас не пропустит, если мы не выполним следующее задание. Ловите слог с согласным твердым звуком [c], а обратно бросайте слог с согласным мягким звуком [c ’].

(Педагог кидает ребенку снежок).

Холодно в зимнем лесу.  Ребята, давайте погреемся.

Проговариваем слоги и выполняем движения:

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Проговаривайте слог вместе со мной.  Затем хлопайте  в ладоши, меняйте положение рук  наоборот.

Вот и погрелись.

А теперь следующее задание.

Мы будем передавать рукавичку и у кого рукавичка окажется в руках, тот будет добавлять в конце слова нужный звук  [с] или [с’]. Будьте внимательны и запоминайте слова.  

но..., поя...,. ло…, пару…, анана……, гу..., автобу…… ры…, кара…, подно…

В каких словах вы услышали согласный мягкий звук [с’]

Молодцы, у снежной бабы есть для нас фигура.

Са-ся, со-сё, сы-си, су-сю, сэ-се.

Дети проговаривают слоги са, со, су, сы, сы, с движением.

Гусь, нос, пояс, лось, ананас, парус, поднос, автобус, рысь, карась.

Гусь, лось, рысь, карась

Дети находят фигуру.

  1. Дыхательная гимнастика   «Снежинки»

Учитель-логопед:

Отправляемся дальше.

Замела снежная метель, и ветер принес нам снежинки. Возьмите их и положите к себе на ладошки.

Ладонь находится на уровне подбородка, спинка прямая, плечи не поднимаем, вдох носом, щеки не надуваем, выдыхаем ртом.

- Дует сильный ветер.

 (Дети с силой дуют на снежинку).

- Дует легкий ветерок

(Струя воздуха ослабевает).

Сделайте сугроб из снежинок возле ёлки.

Дети подходят к ёлочке. 

Берут с елочки снежинки.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

  1. Подбор родственных слов. Словообразование.

Учитель-логопед:

Ребята, на снежинке послание от Снежной Королевы. Присядем послушаем.

 Она заколдовала слова. Из двух слов нужно составить одно сложное.

Ходит по снегу …

Катиться по снегу …

Ломает снег …

Назовите зимнее явление природы: Снег падает...

Назовите зимнее явление природы: Снег тает…

Ребята вы справились и с этим заданием, и получаете еще одну фигуру. Она спрятана в сугробе.

А еще, Снежная королева, хочет узнать сколько новых «Снежных» слов мы знаем. С помощью снежного клубка

мы назовем родственные слова к слову «Снег».

Педагог наматывает на палец нитку, называет слово и передает клубок ребенку.

Молодцы! Смотрите как дружно нас связала снежная ниточка. Вот какие мы с вами дружные и сплоченные! И знаем много снежных слов.

 За это получаем следующую фигуру.

Дети присаживаются на стульчики.

Снегоход

Снегокат

Снеголом

Снегопад

Снеготаяние

Дети находят фигуру в «сугробе» и кладут в корзину.

(Дети передают друг другу снежный клубок, наматывают его на пальчик, называют родственные слова)

Снег, снежный, снеговик, снежинка, Снежка, Снегурочка, снегоход, снегопад, снегокат, снегирь) 

  1. Пальчиковая гимнастика

Учитель-логопед:

Дальше двигаться по снежному лесу предлагаю на санках

Раз, два, три, четыре, пять  

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.      

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,  

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,        

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,        

Проводим указательным пальцем  правой руки  по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.    

Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой  

Дети проходят за столы.

Выполняют гимнастику

  1. Работа с раздаточным материалом. Взаимопроверка

Учитель-логопед:

Снежная королева, закрыла нам ход ледяными сосульками. В них  зашифровала слова,

 Перед вами карточки, со словами в которых пропущена буква С. Вставьте пропущенную букву С, тогда вы сможете прочитать свое слово. А потом проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

Пару__;  

  __ито;

___анки;

Мо__т;

 Ри _;

__има;

__амокат;

Ко__а.

___ила.

__ироп

Педагог слушает ответы детей.

В каких словах  буква С обозначает твердый согласный звук [с]?

Ребята вы молодцы, вы расшифровали слова и мы сможем двигаться дальше.

(На доске под сосулькой фигура, педагог ее кладет в корзину).

Дети печатают пропущенную букву в слове.

Обмениваются карточками.

Читают.

Носок, санки, рис, самокат, коса, мост

  1. Упражнение для коррекции зрения (офтальмотренаж) «Снежинки». (Методика В.Ф. Базарного)

Учитель-логопед:

Чтобы наши глаза не уставали в пути, сделаем полезные зрительные упражнения. 

На доску крепится «зрительная схема» упражнения.

Следите глазами за сказочными снежинками. Следим за осанкой, голова не двигается.

Голубая снежинка вправо полетела

глазки вправо посмотрели.

Зеленая снежинка влево полетела – глазки влево посмотрели.

Красные снежинки круг нарисовали

И глазки наши не устали

Ветер снег вверх поднимал и оранжевую снежинку вниз опускал

Глазки смотрят вверх и вниз.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Дети выполняют упражнения

Следят глазами по схеме за снежинкой

  1. Звуковой анализ и синтез слова Бусы.

Учитель-логопед:

Ребята, снежная королева загадала ребус нам, отгадайте слово. И тогда вы узнаете, что любит носить Снежная королева.

(Педагог помещает на доску ребус)

Правильно!

Назовите слово бусы ласково.

Правильно, бусики.

Ловите звуки слова. Сколько звуков в слове бусики?

 Нарисуем в воздухе слоги – слияния.

(ручная модель)

Назовите первый слог.

Из чего он состоит? (Это слог-слияние)

Назовите второй слог.

Из  чего он состоит? (Это слог-слияние)

(ручная модель)

Назовите третий слог слияния

Из чего он состоит?

Сколько слогов в слове бусики?

Повторяем правило.  Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

Сколько звуков в слове бусики?

На какой слог падает ударение?

Учитель-логопед приглашает желающего ребенка к доске.

- Назови первый звук в слове;

- Назови последний звук в слове;

-Назови гласные;

- Назови согласные мягкие;

- Назови согласные твердые;

Посели звуки в буквы.

Какой секрет есть у звука [и]?

Мы выполнили это задание и можем получить следующую фигуру.

Дети отгадывают слово Бусы.

Бусики

В слове Бусики – 6 звуков

Дети правой рукой в воздухе «рисуют» слоговые дорожки.

Бу (б,у)

Си (с’,и)

Ки (к’,и)

Три слога.

Три гласных (у, и, и) и три  согласных звука (б, с’, к’)

Три слога

Ударение падает на первый слог

Ребенок выходит к доске и выполняет звуковой анализ. Остальные дети за столами

Звук [ и ] держит за руку впереди стоящий согласный звук и смягчает его.

  1. Произношение звуков [с] - [сʼ] в предложениях; составление предложений из деформированных слов.

Учитель-логопед:

Ребята, пришло новое послание от Снежной королевы. Вот какие в письме написаны «Страшилки».

(крепятся на доску карточки со словами)

Ребята, расставьте правильно слова в предложении.

Дом падает на снег;

В снеговике стоит сугроб;

Стул спит на коте;

Составьте схему последнего предложения. Выложите схему при помощи полосок.

Сколько слов в предложении?

Назовите предлог.

 Какое первое, второе, третье слово.

 Предлог какое по счету слово в предложении?

Молодцы! Получаем следующую фигуру.

(фигура спрятана с обратной стороны доски)

Дети читают предложения и исправляют их.

Дети на столах выкладывают из полосок схему предложения.

В предложении три слова.

Первое слово – Кот, второе – спит, третье – на, четвертое – стуле.

 Предлог- На.

Предлог на третьем  месте.

  1. Отгадывание ребусов

Учитель-логопед:

Ребята, выходите на снежную поляну. (дети подходят к доске)

У нас с вами последнее испытание. Отгадаем ребусы и можем освободить нашего гостя Сеню из плена снежной королевы.

 (Выставляются картинки на доску)C:\Users\User\Desktop\мышление\s1200 (2).jpg

C:\Users\User\Desktop\на открытое занятие\ananas-1.jpg

Дети отгадывают ребусы

Семья, ступень, ананас

  1. Рефлексия. Итог занятия.

Учитель-логопед:

 Ребята, мы молодцы! Мы собрали все фигуры.

Все испытания мы прошли и освободили Сеню из снежного плена.

 Давайте теперь соберем все волшебные фигуры. Что у нас получилось?

Ребята, подарим радужное, доброе сердце снежной королеве вместо снежного сердца?

Как вы думаете теперь она станет какой?

Расскажите, с какими испытаниями и заданиями вам легко было справляться?

- Какое испытание было самым трудным?

Учитель-логопед:

Ребята, вы молодцы! У вас доброе сердце! В знак благодарности от ребят вам подарок - зимние ребусы.

Да!

Дети на столе из фигур собирают изображение.

Сердце.

Доброй, ласковой, хорошей, красивой.

Вставлять пропущенную букву.

Отгадывать ребусы

Было трудно подбирать родственные слова…

Дети получают конверты с ребусами.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...