Главные вкладки

    Конспект "Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи"
    план-конспект занятия (9 класс)

    Конспект индивидуального  коррекционного занятия  по  развитию речевого слуха и формированию  произносительной стороны речи для  обучающихся 9 класса с нарушением слуха ( 2 вид , 2 вариант) .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_rrs_i_fp_9kl_kovaleva_o.n.docx25.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  Праздники. Новый год (распознавание, различение материала текста, анализ)

                Дифференциация звуков  С - З в самостоятельной речи.

    Класс: 9 класс (2вид)

    Диагноз: двусторонняя  нейросенсорная  тугоухость 3-4 степени.

    Цели: 

    • Автоматизировать правильное, чёткое  произношении звуков в самостоятельной речи.
    •  Совершенствовать навык самоконтроля при произношении звуков С-З (с опорой на слух)
    • Развивать фонематический слух, речевой слух и речевую активность в её коммуникативной функции.
    • Развивать слуховое внимание, логическое мышление, память.
    • Совершенствовать грамматический стой речи.
    • Развивать навык слухового восприятия на материале текста.
    • Формирование словаря по теме «Праздники».

    Оборудование: презентация по теме, таблички, аудиозаписи речевых  и неречевых звуков, профили звуков С-З, ёлочка, ёлочные игрушки из картона (пряники, мандарины, леденцы , яйца, яблоки).

    Этапы урока:

    1. Организация начала занятия, мини-диалог по теме.
    2. Настрой на урок.
    3. Работа с планом урока.
    4. Дифференциация звуков С –З.
    5. Минутка релаксации.
    6. Распознавание текста. Выполнение заданий.
    7. Физминутка.
    8. Выполнение заданий (ответы на вопросы , анализ текста).
    9. Распознавание текста по фразам.
    10. Грамматическое задание.
    11. Завершение урока.

    Ход урока:

    Этапы

     урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время

    (мин)

    Организация начала

    занятия, мини-диалог по теме.

    -Поздоровайся с гостями.

    -Как ты слышишь?

    -Как ты себя чувствуешь?

    -Какой у тебя любимый праздник?

    -Большинство людей говорят, что для них самый любимый праздник Новый год?

    -Давай проверим, спроси гостей, какой у них любимый праздник. Большинство?

    -Какие традиции празднования Нового года есть у нас в России? Перечисли.

    -А ты знаешь, откуда пришла традиция  именно так праздновать Новый год? Люди сами придумали это? Кто это придумал?

    Вот тебе подсказка. Послушай (кто это сказал?).

    Аудиозапись 1.(слова Петра: «Знаешь, братец , хотя я и царь ,  люблю все делать сам и на руках у меня мозоли. Всё оттого ,что  хочу показать всем пример. Я постоянно учусь и заставляю учиться других.)  Узнал?

    Аудиозапись 2.(слова Петра:

    «Я основал город Санкт- Петербург и создал военный флот»

    Картинка 1.(Петр 1)

    -Ты догадался, какая тема нашего урока? -Попробуй сформулировать.

    -Сложи тему из слов.

    -Прочитай с логическим ударением.

    -В конце урока тебе нужно будет ответить на главный вопрос:

    Соблюдаются ли традиции введенные Петром  Великим в наши дни?

    -Что такое традиции?

    Отвечает на вопросы,

    выполняет задания.

    -Скажите, пожалуйста, какой ваш любимый праздник?

    -Покупать и украшать ёлку …

    -Знаю (не знаю)

    Да (Нет).

    -Да, узнал (нет, не узнал).

    Можно прослушать еще раз.

    Тема (читает по презентации)

    Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год.

    Читает вопрос

    Соблюдаются ли традиции введенные Петром  Великим в наши дни?

    Традиции –это….(пытается ответить своими словами)

    Настрой

    на урок

    -На уроке будем работать  со звуками С-З,

    говори  правильно, слушай внимательно.

    -Дай характеристику звукам С, З. 

    На уроке буду правильно произносить звуки С-З, говорить правильно, слушать внимательно.

    С - Согласный, глухой, парный произносим без голоса.

    З - Согласный, звонкий, парный, произносим с голосом.

    1

    Работа

    с планом

     урока

    Послушай  и составь план:

    1. Расставлять ударение и нормы орфоэпии в словах.
    2. Различать  слова, словосочетания.
    3. Подбирать синонимы к словам.
    4. Слушать текст и отвечать на вопросы.
    5. Распознавать предложения из текста.
    6. Выполнять грамматические задания.

    После выполнения всех заданий ты оценишь свою работу в соответствии с планом.

    Расставляет таблички  и читает план урока на планшете.

    3

    Формирование произносительной стороны устной речи

    Дифференциация звуков

    С -З

    Послушай меня,  затем поставь ударения  и обозначь правила орфоэпии  в словах  и словосочетаниях.

    Указ, праздновать, поздравлять, на санках, с горки, сосновых, веселится, забавлять, зажигать, стрельба, Европейские, Рождество, собственноручно

    Прочитай  слова, правильно произнося звуки С - З.

    Сними аппараты.  Назови правило орфроэпии в слове … ( произносит за экраном)

    Надень аппараты.

    -Как ты думаешь в эпоху Петра Первого люди говорили также как мы?

    Язык живой и он развивается, меняется из эпохи в эпоху.

    -Как называются устаревшие слова?

    -Подбери синонимы к устаревшим словам.

    ( прочитай слова первого столбика, второго, подбери к слову из первого столбика слово из второго) (работа по презентации).

    -Послушай задание. Я буду говорить слова, ты синонимы. Сними аппараты.

    -Хоромина, знатным, благоденствие скудным, батоги , учинить  .

    Постановка ударения, правил орфоэпии

    Чтение слов.

    Различение слов без аппарата.

    Повторяет слова.

    Нет(да)

    -Архаизмы.

    Знатным -богатым, скудным -бедным, благоденствие- счастье, учинить- сделать, хоромина -дом,

    батоги- палки.

    Снимает аппараты, встает спиной к учителю, слушает слова, но произносит их синонимы.

    8

    Минутка релаксации

    -Закрой глаза, послушай мелодию (мелодия из новогоднего фильма) Знакома тебе эта музыка? Из  какого фильма?

    Отдыхает, слушает музыку

    Формирование речевого слуха

    Распознава-ние текста

    -Послушай  текст, потом будешь отвечать на вопросы

    Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год

    Пропутешествовав по Европе почти два года, Пётр Первый вдохновился Европейскими традициями. Царь повелел перенести начало года с 1 сентября на 1 января. А 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. 20 декабря 1699 года вышел указ о праздновании Нового года.

             Царь повелевал: «По большим улицам знатным людям учинить  украшения из деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. Людям скудным хоть по ветке над воротами или хороминой своей поставить. Поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. Праздновать  и веселиться 7 дней к ряду. Всем знатным людям каждому на своем дворе учинить стрельбу. Детей забавлять, на санках с гор катать. А кто на Новый год не веселится, тех бить батогами.

    Восприятие текста на слух текста целиком (2 раза)

    Физминутка

    Заставляет царь учиться

    Всех боярских сыновей,

    Затевает маскарады –

    Чтоб жилось веселей.

    Много, много перемен –

    Голова кружится.

    Трудно многим людям с этим

    Было согласиться!

    Повторяет движения

    Выполнение заданий

    (ответы на вопросы, анализ текста)

    • Сколько царь путешествовал по Европе?
    • На какое число царь перенес начало года?
    • Какой год шёл в России  до указа?
    • Какой год начался с 1 января после указа?
    • Сколько дней Петр приказал веселиться и праздновать?

    Отвечает на вопросы.

         

    Распознавание текста по фразам.

    Зачитывает предложения за экраном.

    Пытается повторить.

     Затем читает фразы по табличкам.

    Граммати-ческое задание.

    -Прочитай все числительные из текста.

    -Определи разряд числительного …...

    (Зачитывает за экраном)

    -Просклоняй словосочетания с числительными первое января,

    Пётр Первый, тысяча семисотый.

    Чтение числительных.

    Определяет разряд.

    Склоняет числительные.

    ( работа с опорными таблицами)

    Завершение урока

    -Ты можешь ответить на главный вопрос урока?

    -Кого мы должны благодарить за традиции праздновать Новый  год, за ёлку?

    Самооценка.

    -Вот ёлка ,которую   ты должен нарядить. Оцени свою работу по всем пунктам плана. Если отвечал знатно, повесь игрушку , которой украшали ёлку в знатном доме.

    Если  чувствуешь, что отвечал скудно, повесь игрушку из дома бедняков.

    -Ты работал хорошо. Молодец. Правильно говорил и  внимательно слушал. Урок окончен.

    Да. (читает еще раз вопрос и отвечает) Соблюдаются, не соблюдаются, соблюдаются, но не все..

    Царя Петра Первого.

    Украшает ёлку, оценивая свою работу по всем пунктам плана (отвечал знатно, отвечал скудно).

    *-текст с подчеркиванием (за экраном)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

    Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

    Рабочая программа по курсу « Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи» на 2017-2018 учебный год

    Рабочая программа по предмету «Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей,...

    Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

    Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...

    Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

    Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...

    Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

    Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с  учащимися 2 II отде...

    Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи в 7 классе

    Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР содержит примерные виды работ над развитием речевого слуха и произносительной стороной речи на занятии...