Конспект "Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи"
план-конспект занятия (9 класс)

Конспект индивидуального  коррекционного занятия  по  развитию речевого слуха и формированию  произносительной стороны речи для  обучающихся 9 класса с нарушением слуха ( 2 вид , 2 вариант) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rrs_i_fp_9kl_kovaleva_o.n.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Праздники. Новый год (распознавание, различение материала текста, анализ)

            Дифференциация звуков  С - З в самостоятельной речи.

Класс: 9 класс (2вид)

Диагноз: двусторонняя  нейросенсорная  тугоухость 3-4 степени.

Цели: 

  • Автоматизировать правильное, чёткое  произношении звуков в самостоятельной речи.
  •  Совершенствовать навык самоконтроля при произношении звуков С-З (с опорой на слух)
  • Развивать фонематический слух, речевой слух и речевую активность в её коммуникативной функции.
  • Развивать слуховое внимание, логическое мышление, память.
  • Совершенствовать грамматический стой речи.
  • Развивать навык слухового восприятия на материале текста.
  • Формирование словаря по теме «Праздники».

Оборудование: презентация по теме, таблички, аудиозаписи речевых  и неречевых звуков, профили звуков С-З, ёлочка, ёлочные игрушки из картона (пряники, мандарины, леденцы , яйца, яблоки).

Этапы урока:

  1. Организация начала занятия, мини-диалог по теме.
  2. Настрой на урок.
  3. Работа с планом урока.
  4. Дифференциация звуков С –З.
  5. Минутка релаксации.
  6. Распознавание текста. Выполнение заданий.
  7. Физминутка.
  8. Выполнение заданий (ответы на вопросы , анализ текста).
  9. Распознавание текста по фразам.
  10. Грамматическое задание.
  11. Завершение урока.

Ход урока:

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(мин)

Организация начала

занятия, мини-диалог по теме.

-Поздоровайся с гостями.

-Как ты слышишь?

-Как ты себя чувствуешь?

-Какой у тебя любимый праздник?

-Большинство людей говорят, что для них самый любимый праздник Новый год?

-Давай проверим, спроси гостей, какой у них любимый праздник. Большинство?

-Какие традиции празднования Нового года есть у нас в России? Перечисли.

-А ты знаешь, откуда пришла традиция  именно так праздновать Новый год? Люди сами придумали это? Кто это придумал?

Вот тебе подсказка. Послушай (кто это сказал?).

Аудиозапись 1.(слова Петра: «Знаешь, братец , хотя я и царь ,  люблю все делать сам и на руках у меня мозоли. Всё оттого ,что  хочу показать всем пример. Я постоянно учусь и заставляю учиться других.)  Узнал?

Аудиозапись 2.(слова Петра:

«Я основал город Санкт- Петербург и создал военный флот»

Картинка 1.(Петр 1)

-Ты догадался, какая тема нашего урока? -Попробуй сформулировать.

-Сложи тему из слов.

-Прочитай с логическим ударением.

-В конце урока тебе нужно будет ответить на главный вопрос:

Соблюдаются ли традиции введенные Петром  Великим в наши дни?

-Что такое традиции?

Отвечает на вопросы,

выполняет задания.

-Скажите, пожалуйста, какой ваш любимый праздник?

-Покупать и украшать ёлку …

-Знаю (не знаю)

Да (Нет).

-Да, узнал (нет, не узнал).

Можно прослушать еще раз.

Тема (читает по презентации)

Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год.

Читает вопрос

Соблюдаются ли традиции введенные Петром  Великим в наши дни?

Традиции –это….(пытается ответить своими словами)

Настрой

на урок

-На уроке будем работать  со звуками С-З,

говори  правильно, слушай внимательно.

-Дай характеристику звукам С, З. 

На уроке буду правильно произносить звуки С-З, говорить правильно, слушать внимательно.

С - Согласный, глухой, парный произносим без голоса.

З - Согласный, звонкий, парный, произносим с голосом.

1

Работа

с планом

 урока

Послушай  и составь план:

  1. Расставлять ударение и нормы орфоэпии в словах.
  2. Различать  слова, словосочетания.
  3. Подбирать синонимы к словам.
  4. Слушать текст и отвечать на вопросы.
  5. Распознавать предложения из текста.
  6. Выполнять грамматические задания.

После выполнения всех заданий ты оценишь свою работу в соответствии с планом.

Расставляет таблички  и читает план урока на планшете.

3

Формирование произносительной стороны устной речи

Дифференциация звуков

С -З

Послушай меня,  затем поставь ударения  и обозначь правила орфоэпии  в словах  и словосочетаниях.

Указ, праздновать, поздравлять, на санках, с горки, сосновых, веселится, забавлять, зажигать, стрельба, Европейские, Рождество, собственноручно

Прочитай  слова, правильно произнося звуки С - З.

Сними аппараты.  Назови правило орфроэпии в слове … ( произносит за экраном)

Надень аппараты.

-Как ты думаешь в эпоху Петра Первого люди говорили также как мы?

Язык живой и он развивается, меняется из эпохи в эпоху.

-Как называются устаревшие слова?

-Подбери синонимы к устаревшим словам.

( прочитай слова первого столбика, второго, подбери к слову из первого столбика слово из второго) (работа по презентации).

-Послушай задание. Я буду говорить слова, ты синонимы. Сними аппараты.

-Хоромина, знатным, благоденствие скудным, батоги , учинить  .

Постановка ударения, правил орфоэпии

Чтение слов.

Различение слов без аппарата.

Повторяет слова.

Нет(да)

-Архаизмы.

Знатным -богатым, скудным -бедным, благоденствие- счастье, учинить- сделать, хоромина -дом,

батоги- палки.

Снимает аппараты, встает спиной к учителю, слушает слова, но произносит их синонимы.

8

Минутка релаксации

-Закрой глаза, послушай мелодию (мелодия из новогоднего фильма) Знакома тебе эта музыка? Из  какого фильма?

Отдыхает, слушает музыку

Формирование речевого слуха

Распознава-ние текста

-Послушай  текст, потом будешь отвечать на вопросы

Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год

Пропутешествовав по Европе почти два года, Пётр Первый вдохновился Европейскими традициями. Царь повелел перенести начало года с 1 сентября на 1 января. А 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. 20 декабря 1699 года вышел указ о праздновании Нового года.

         Царь повелевал: «По большим улицам знатным людям учинить  украшения из деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. Людям скудным хоть по ветке над воротами или хороминой своей поставить. Поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. Праздновать  и веселиться 7 дней к ряду. Всем знатным людям каждому на своем дворе учинить стрельбу. Детей забавлять, на санках с гор катать. А кто на Новый год не веселится, тех бить батогами.

Восприятие текста на слух текста целиком (2 раза)

Физминутка

Заставляет царь учиться

Всех боярских сыновей,

Затевает маскарады –

Чтоб жилось веселей.

Много, много перемен –

Голова кружится.

Трудно многим людям с этим

Было согласиться!

Повторяет движения

Выполнение заданий

(ответы на вопросы, анализ текста)

  • Сколько царь путешествовал по Европе?
  • На какое число царь перенес начало года?
  • Какой год шёл в России  до указа?
  • Какой год начался с 1 января после указа?
  • Сколько дней Петр приказал веселиться и праздновать?

Отвечает на вопросы.

     

Распознавание текста по фразам.

Зачитывает предложения за экраном.

Пытается повторить.

 Затем читает фразы по табличкам.

Граммати-ческое задание.

-Прочитай все числительные из текста.

-Определи разряд числительного …...

(Зачитывает за экраном)

-Просклоняй словосочетания с числительными первое января,

Пётр Первый, тысяча семисотый.

Чтение числительных.

Определяет разряд.

Склоняет числительные.

( работа с опорными таблицами)

Завершение урока

-Ты можешь ответить на главный вопрос урока?

-Кого мы должны благодарить за традиции праздновать Новый  год, за ёлку?

Самооценка.

-Вот ёлка ,которую   ты должен нарядить. Оцени свою работу по всем пунктам плана. Если отвечал знатно, повесь игрушку , которой украшали ёлку в знатном доме.

Если  чувствуешь, что отвечал скудно, повесь игрушку из дома бедняков.

-Ты работал хорошо. Молодец. Правильно говорил и  внимательно слушал. Урок окончен.

Да. (читает еще раз вопрос и отвечает) Соблюдаются, не соблюдаются, соблюдаются, но не все..

Царя Петра Первого.

Украшает ёлку, оценивая свою работу по всем пунктам плана (отвечал знатно, отвечал скудно).

*-текст с подчеркиванием (за экраном)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу « Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи» на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по предмету «Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей,...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с  учащимися 2 II отде...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи с учеником 2 В класса, имеющим кохлеарный имплант.

В последнее время в специальных коррекционных школах для детей с нарушением слуха появились дети с кохлеарными имплантами, хотя, по уверениям врачей, они должны учиться в массовой школе. Но, к сожален...