Главные вкладки

    Су-джок терапия в работе учителя-логопеда
    методическая разработка

    Юнусова Елена Викторовна

    Комплекс игровых упражнений с использованием су-джок шарика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл su-dzhok.docx22.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат»

    СУ-ДЖОК терапия в работе учителя-логопеда

    Юнусова Е.В . учитель-логопед

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

    Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су " – кисть, "Джок" – стопа)

    В коррекционно- логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

     

    Пальчиковая гимнастика «Капуста»

    Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

    Мы капусту рубим, рубим (ребром правой руки дети стучат по шарику)

    Мы капусту режем, режем (ребром выполняют режущие движения по шарику)

    Мы капусту солим, солим (щепоткой хватают шарик)

    Мы капусту трём, трём(проводят ладонью по шарику)

    Мы капусту жмём, жмём ( сжимают шарик в ладонях)

    Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках шарик  Су-Джок).

    Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

    Шла большая черепаха

    И кусала всех от страха,(дети катают шарик Су -Джок между ладоней)

    Кусь, кусь, кусь, кусь,

    Никого я не боюсь.          

    Пальчиковая игра «Ёжик»

    Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

    Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

    на клубочек ты похож.(дети катают  шарик Су -Джок между ладонями)

    На спине иголки(массажные движения большого пальца)

    очень-очень колкие.(массажные движения указательного пальца)

    Хоть и ростом ёжик мал,(массажные движения среднего пальца)

    нам колючки показал,(массажные движения безымянного пальца)

    А колючки тоже(массажные движения мизинца)

    на ежа похож.                        (дети катают щарик Су -Джок между ладонями).

    Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

    Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

    - Мальчик-пальчик,

    Где ты был?(надеваем кольцо  Су-Джок на большой палец)

    - С этим братцем в лес ходил,

    (надеваем кольцо  Су -Джок на указательный палец)

     -С этим братцем щи варил,(надеваем кольцо  Су -Джок на средний палец)

    -С этим братцем кашу ел,(надеваем кольцо  Су -Джок на безымянный палец)

    -С этим братцем песни пел.    

    (надеваем кольцо  Су -Джок на указательный палец).

    Игры с массажным колечком

    Что у шарика внутри?

    Поскорее посмотри!

    Ты колечко надевай и по пальчику катай.

    Взад – вперёд, вперёд – назад

    Пальчик будет очень рад!

    (Дети поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.)

    Все мои пальчики очень дружны, все для меня они очень важны:

    1.Пальчик большой           (катаем колечко по большому пальцу правой руки)

    2.Указательный                  (катаем по указательному)

    3.Средний                            (катаем колечко по среднему)

    4.Пальчик четвёртый

    5.И пятый, последний!

    Все они пальчики, дружные братцы! Браться за дело они не боятся!

    Использование массажного кольца при автоматизации звуков.

    Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.

    Автоматизация поставленного звука Ш.

    На правой руке:

    Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

    Этот малыш-Ванюша, (указательный)

    Этот малыш-Алеша,    (средний)

    Этот малыш-Антоша, (безымянный)

    А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья.(мизинец)

    На левой руке:

    Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

    Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

    Эта малышка-Маша,   (средний)

    Эта малышка-Даша,   (безымянный)

    А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

    Автоматизация звука Р.

    Звук[ Р] сложный, но приятный

    Мы сейчас произнесем.

    И как будто у машины

    Мы моторчик заведем

    «р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р».

    Закрепим мы этот звук.

    Нам поможет верный друг!

    С колечками мы играем,

    Звук [Р] в начале слова называем!

    Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в начале слова. За каждое слово надевают колечко на палец.

    С колечками играть продолжаем,

    Звук[Р] в середине слова называем!

    Дети по очереди называют слова, в которых звук [Р] стоит в середине слова. За каждое слово надевают колечко на палец.

    Звук[Р] в конце слова называем!

    Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

    Имя короткое произнесем,

    Полное имя к нему подберем.

    Логопед называет имя, ребёнок надевает колечко на пальчик по очереди, начиная с мизинца, называя полное имя.

    Рая-Раиса;

    Рома-Роман;

    Рина- Регина

    Русик-Руслан;

    Ну и Рита- Маргарита!

    Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод, использование которого в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

    Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях коррекционной школы, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ

    Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психиче...

    Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

    Портфолио учителя - логопеда. 2. Результаты коррекционно-воспитательной работы (учитель-логопед, учитель-дефектолог)

    2.1. Доля обучающихся, имеющих высокие результаты коррекционно-воспитательной работы (за три последовательных года, приходящихся на межаттестационный период)2.2. Доля обучающихся, имеющих средние резу...

    Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

    Методические рекомендации по использованию Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста как одного из способов развития мелкой моторики. Содержит небольшую картотеку с упражнениями в стихотв...

    «Использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда»

    Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей, с ограниченными возможностями здоровья, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Игры с песком по...

    Проект «Использование шарика Су- джок и массажного кольца в работе учителя-логопеда»

    Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности 5-7 лет...