Главные вкладки

    Учебно-методическая статья « Привитие интереса к чтению»
    статья

    Юнусова Елена Викторовна

    Рекомендации для педагогов и родителей по формированию навыков чтения у детей с ОВЗ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchebno-metodicheskaya_statya.docx25.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат»

    Учебно-методическая статья

    « Привитие интереса к чтению»

    Юнусова Е.В. учитель-логопед

    2017

    На сегодняшний день тема действительно актуальна.  Особенно для детей с ОВЗ. Перед родителями и учителями стоит проблема : почему у наших детей не сформирован навык чтения на уровне , соответствующем норме? Почему так беден словарный запас? Почему детям сложно передавать свои мысли словами? Во-первых, это связано с особенностями речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Во-вторых, потому, что нашим детям в нынешнее время книгу заменяет телевизор или компьютер. Попытаемся определить пути решения этой проблемы , найти способы формирования у детей желания читать , интереса к чтению.

    В умственном , психологическом , нравственном воспитании ребёнка книга играет  исключительно важную роль. Значение хорошей книги в жизни человека велико. Она помогает разобраться в сложных  обстоятельствах, учит  уважать достоинство человека и правильно оценивать самого  себя. Являясь верным спутником в жизни человека, книга учит его жить и работать. О значении книги М. Горький писал : «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет  разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий . она научит вас уважать человека и самих себя , она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. Любите книгу- источник знания . только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными , честными, разумными людьми…»

    Приучать ребёнка к чтению надо самого раннего возраста. В книгах маленькие читатели найдут ответы на многие интересующие их вопросы. Книга знакомит ребёнка с разнообразными проявлениями добра и зла, учит справедливости и доброте, воспитывает нетерпимость к плохому.

    Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

       Многолетний опыт учителей позволяет сделать вывод, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения 120–150 слов. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

          Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ребенок читает предложение из 8 слов и, дочитав до 4, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения и не может увязать все слова воедино. В этом случае нужна работа над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработал профессор Н.Т. Федоренко. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать – это уже ничего не дает.

         Все упражнения на развитие навыка чтения   проводятся не индивидуально, а коллективно.     Для проведения многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик отмечает, до какого слова он прочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.

         Лучше изменить задание и на этом же отрывке текста потренировать артикуляционный аппарат (чтение в темпе скороговорки). При чтении в темпе скороговорки снижены требования к выразительности чтения, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

    Затем можно переходить к третьему упражнению. Учитель говорит детям: “Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но только красиво и выразительно”. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую часть текста. И здесь ребенок продолжает читать незнакомую часть текста в том же повышенном темпе. Такие упражнения приводят к увеличению скорости чтения.

           Одним из приемов стимулирования учащихся является самозамер техники чтения. Он проводится в конце каждого урока чтения. В течение одной минуты дети читают текст и записывают результат. В конце недели результаты оцениваются самим учеником. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке и повышает интерес к чтению. Такая работа развивает не только речь учащихся, но и мышление, память, воображение

    ЧТО МОГУТ РОДИТЕЛИ?

    Главный вопрос, который беспокоит родителей: Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?

    СОВЕТ:

    Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть — ребенок.

    Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае — НЕ в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.

    СОВЕТ:

    Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

    Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них.

    Как привить интерес к чтению?

    • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
    • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
    • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
    • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
    • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
    • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.
    • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
    • В доме должна быть детская библиотечка.
    • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
    • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
    • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
    • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
    • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
    • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

    Ребёнка важно научить не только читать, но и понимать  прочитанное, использовать добытую информацию для познания окружающей  действительности. Нужно приложить немало усилий , чтобы помочь ребёнку полюбить книгу, но сделать это необходимо.

    Рекомендуемая детская литература для домашнего чтения:

    1-2 классы

    1 Русские народные сказки

    2 Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей

    3 Чуковский К. «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Доктор Айболит»

    4 Толстой А. «Сказки»

    5 Носов Н. «Рссказы»

    6 Заходер Б. «Стихи»

    7 Остер Г. «Котёнок по имени Гав»

    8 Успенский Э. «Про девочку Веру и обезьянку Анфису»

    3-4 классы

    1 Носов Н. «Приключения Незнайки»

    2 Толстой А. «Приключения Буратино»

    3 Лингрен А. «Пеппи Длинный чулок», «Малыш и Карлсон»

    4 Осеева В. «Рассказы»

    5 Успенский Э. «Каникулы в Простоквашино»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие. Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова "Люди и нелюди".

    Эетот материал поможет организовать работу с эпизодом как в данном произведении, так и в любом другом....

    Презентация "Привитие интереса к чтению у школьников"

    «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта кн...

    Статья "Воспитание интереса к чтению"

    В статье анализируется, почему дети не любят и не хотят читать, а также рассказывается о способах привлечения детей к книге...

    Деятельность учителя математики по привитию интереса к чтению.

    Забота о детском чтении -это проявление гумманитарной культуры учителя. Воспитание  у детей  любви к чтению - дело педагогической чести....

    Привитие интереса к чтению книг.

    В данной разработке представлены методические рекомендации родителям, как привлечь детей к чтению книг....

    Привитие интереса к чтению у воспитанников специальной школы

    На протяжении многих веков книга являлась  единственным  источником информации, которую передавали из поколения в поколение. В XXI веке роль книги изменилась, пропал интерес к чтению у подра...