Дифференциация звуков и букв Т - Д
план-конспект

Конспект  группового логопедического занятия. Подходит для воспитанников подготовительных групп  и учащихся 1 классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоравитием речи.

Цель:

1.Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Т-Д;

2.Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

3.Обогащение словарного запаса по теме «Игрушки»;

4. Составление предложений со словами-паронимами;

 

5.Развитие связной речи. Ответы на вопросы и пересказ сказки Г.Юдина «Доброе дело» по опорным картинкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_i_bukv_t_-_d.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Дифференциация звуков и букв  Т – Д

Цель:

           1.Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Т-Д;

           2.Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

           3.Обогащение словарного запаса по теме «Игрушки»;

           4. Составление предложений со словами-паронимами;

           5.Развитие связной речи. Ответы на вопросы и пересказ сказки Г.Юдина «Доброе                                                             дело» по опорным   картинкам.

 Оборудование: карточки с буквами Т и Д, звукобуквенные линейки, наборы слогов,

                                полоски для чтения, тематические картинки («Игрушки»; по сказке

                               «Доброе дело»), картинки – образы букв.    

                                                         Ход занятия       

1.Определение темы занятия.

Отгадайте загадку:  По небесам оравою

                                      Бредут мешки дырявые,

                                      И бывает иногда:

                                      Из мешков течёт вода.

                                      Спрячемся получше

                                      От дырявой …  

                                                                   (тучи)

Ребята, а что это за вода течёт из тучи? Это дождь.(Выставляю картинку)

Какой первый звук в слове тучи?- Т. А в слове дождь? – Д. Сегодня мы будем учиться различать звуки Т и Д.

2.Характеристика звуков.

Давайте найдём их на звукобуквенной линейке (на доске и у себя на партах). Какие это звуки?

Сходство:  оба звука - согласные .,т.к. есть преграда для воздушной струи(зубы, нёбо- язык ударяется о бугорки за верхними зубами),твёрдые, живут в синем замке. При слиянии с гласными второго ряда (я, ё, ю, и, е) или с мягким знаком они становятся мягкими.

Различие: Т – глухой звук ,т.к. голосок спит , Д – звонкий, голосок проснулся, включился, зазвенел.(Рукой попробовали горло).

3.Соотнесение звуков с буквами Д и Т. Образы букв Д и Т.

Ребята, давайте подумаем, на что похожи буквы Т и Д (дом, молоток). Посмотрите сюда:

     Этот домик – буква Д.                            Т в антенну превратилась

     В домике – окошко.                                И на доме очутилась.

     Из трубы идёт дымок,

     А в окошке – кошка.

4.Дифференциация Д – Т в слогах, словах, предложениях.

 - Чтение слогов;

-  Запись слогов в две строчки: в первую с буквой Д, во вторую с буквой Т: да, та, ды, ты, ату, аду, уда, ута, ада, ата,

-  Составление слов из данного набора слогов (сол-да-тик, пе-ту-шок, ду-доч-ка, са-мо-лёт),

запись в тетрадь полученного слова и его слоговой схемы, составление предложений с этими словами, запись графической схемы одного предложения на доске (Я играю на дудочке. )

-  Сравнение слов- паронимов по смыслу и звучанию, устное составление предложений с ними с опорой на картинки:

Давайте поиграем в волшебников! Я называю слово со звуком Д, а вы превращаете его в слово со звуком Т. Н-р,  дачка – тачка,               душ – тушь,                

                                              дом – том,                    дрова – трава,

                                             дочка – точка               удочка – уточка

                                                               кадушка – катушка

А теперь составим предложения с некоторыми из них(дочка-точка, удочка-уточка, дрова- трава). Я раздаю детям картинки.- Я начну, а вы поможете мне закончить предложение, договорив нужное слово и подняв подходящую картинку.

       В конце предложения я ставлю … .

       Мама вела за руку маленькую …. .

       По озеру плавала серенькая …. .

       Рыбаку нужна хорошая …. .

       У дома растёт … .

       В сарае лежат … .

-  Запись слов под диктовку в две колонки( по наличию Т-Д) в тетрадях:

  Ветка, ведро, посуда, трава, стук, двери, подушка, труба. Проверка – прочитать слова со звуком Т, затем- со звуком Д.

Пальчиковая гимнастика:

                                                 Улитка

                                Кто так медленно ползёт,

                                Дом свой на себе несёт ?

                                Проползёт ещё немножко,

                                Высунет и спрячет рожки.

                                По листу, по ветке гибкой

                                Медленно ползёт … улитка!

-  Работа на доске. Закончить слова, добавив слог та или да:

    коф…            лопа…       звез…          бесе…

     во…              ребя…       гуся…          боро…

Лексическая работа по теме «Игрушки».

Представьте, что мы с вами пришли в магазин игрушек. Чего здесь только нет! Дудочка, солдатик, пирамида, самокат, улитка, домик, танк, петушок, самолёт. Возьмите чеки с буквами Т и Д – на них вы сможете купить две игрушки со звуками Т или Д в их названии.

Когда подойдёт ваша очередь, нужно будет назвать игрушку, которую вы хотите купить, дать продавцу чек с подходящей буквой и определить место (начало, середина, конец) звуков Т или Д в названии данной игрушки. Итак, все встали в очередь. Я продавец.

    - Подходите, не стесняйтесь. Выбирайте, не смущайтесь.

   

                                                                                                                               

5.Развитие связной речи.

А сейчас внимательно прослушайте сказку « Доброе дело ». Запомните все слова со звуками Т и Д , которые вам встретятся в сказке.

                                                         Доброе дело

  Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.

  - И - эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!

   Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. « Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает», - размышлял медведь.

   Но никто не собирался там жить.

   Тогда медведь натаскал травы и напихал её в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его,  потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под  дубом, скучает, а мимо него деревенский пастух топает.

   - Ты чего такой грустный, дедушка медведь?

   - Да делать мне нечего, вот и грустный, - бурчит медведь.

   - А ты можешь дудочку сделать?

   - Дудочку? А чего её делать-то?! – оживился медведь и – раз-два! – сделал пастуху дудочку.

   - Вот это да! – обрадовался пастух. – А моей сестрёнке Тане сделаешь?

   Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, - заторопился медведь. – Наконец-то для меня доброе дело нашлось!

                                                                                                                                              (Г.Юдин)

Вопросы по тексту:

- Какое доброе дело решил сделать медведь?

- Зачем медведь дубинкой наделал дырок в земле?

- Зачем он напихал травы в дупло дятла?

- О чём попросил пастух медведя?

Назовите слова со звуком Д и со звуком Т, которые вам встретились в сказке.

Попробуйте пересказать сказку по опорным картинкам и словам ( медведь, дубинка- гнездо, трава-дятел-дупло, пастух-дудочка-Таня).

6.Подведение итогов занятия.

Что мы делали на занятии? Какие звуки учились различать? Какое задание больше всего понравилось? Вы все сегодня хорошо поработали, и за это получаете сладкие подарки.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Дифференциация звуков и букв У-О

Логопедическое занятие для учащихся вторых классов с использованием специальных ЭОР,воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске....

Групповое занятие"Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"

В занятии дифференцируются звуки и буквы Ж-Ш в слогах, словах, предложениях....

«Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв в устной и письменной речи»

Конспект разработан для учащихся 3-х классов, имеющих нарушения письменной речи. Данные приёмы можно использовать для коррекции устной речи....

Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв с - з" (обобщающий урок)

Представлен план-конспект группового занятия в коррекционном 4 классе VII вида ....

"Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях" 2 класс

Конспект открытого логопедического урока по теме " Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях "...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»

Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...