Логопедическое занятие во 2 классе по теме «Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'], букв д-т».
план-конспект урока

Крылепова Татьяна Владимировна

Логопедическое занятие во 2 классе по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_t-d_2_klass.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие во 2 классе по теме

«Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'], букв д-т».

Тема: «Дифференциация звуков [д]-[т],  [д’]-[т’], букв д-т»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний об отличительных признаках твердых и мягких согласных, их артикуляционных и акустических особенностях;

Коррекционно-развивающие:

- развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков: нахождение места звука в словах;

- развитие артикуляционной моторики;

-развитие орфографической зоркости;

-повторение правила правописания парных согласных;

Воспитательные:

- формирование положительного мотива к логопедическим занятиям;

- навыков самоконтроля;

- адекватной самооценки.

                                                       

  Ход занятия

  1. Оргмомент.
  1. Сядет тот, кто повторит правильно ритм :

I-II-III,     II-I-III,    III-I-II,    II-II-I,      I-II-II.

  1. «Угадай имя по первым буквам». 

Сегодня к нам на занятие пришли друзья, которые хотят с нами позаниматься, угадайте их имена по первым буквам (наборы карточек: дыня,арбуз,небо, якорь; тигр, игла, малина, арбуз; диван, игла, малина, арбуз; точилка, арбуз, небо, якорь;)

Даня, Таня, Дима, Тина (выставляются картинки)

– Что необычного заметили в этих словах?

 ( В словах встретились парные согласные).

Сформулируйте тему и цель сегодняшнего занятия. ( Дети самостоятельно формулируют тему логопедического занятия).

- Определите цели нашего занятия: чему мы должны научиться?

1) учимся четко и правильно произносить звуки [д], [т], [д`], [т`];

2) учимся слышать и различать звуки [д], [т], [д`], [т`];

3) учимся писать слова с буквами д и т и правильно составлять словосочетания.

II. Основная часть.

3. Артикуляционный и акустический анализ звуков Т-Д.

- Ребята, чтобы четко и правильно произносить звуки, нужно знать, как они образуются. Звук [Д]: губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы, струя воздуха не сильная, голосовые связки работают.

Звук [Т]: губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы, струя воздуха сильная, голосовые связки не работают.

- Молодцы, теперь знаем, как образуются звуки. Давайте произнесем их изолированно. Звук [Д] – громко д-д-д-д-д; звук т – тихо т-т-т-т-т.

- Ребята, дайте характеристику звука д: согласный, звонкий.

- Почему? (голосовые связки работают)

- А теперь охарактеризуйте звук [т]: согласный, глухой (голосовые связки не работают).

- Чем похожи эти звуки? (одинаковая артикуляция)

- Как называются звуки, у которых одинаковая артикуляция, только отличаются глухостью – звонкостью? (парные согласные).

- А чтобы не путаться в написании букв, что писать – д или т, мы что должны делать? (слушать).

- А как определяем? (вибрируют или нет голосовые связки).

4. Упражнения  на развитие фонематического слуха «Поймай звук».

         Герои нашего занятия приготовили для вас разные игры и задания, которые помогут вам не путать звуки.

 А) Различение звуков [д], [т] в ряду других звуков, слогов.  

П, б, д, т, к, г, д, р, ф, п, д, л, т, к, д, ц, с, т.

- А теперь поучимся слышать эти звуки в слогах, поднимайте соответствующую букву.

Да, па, то, гу, лы, ти, де, бу, ды, ши, тя, но, тэ, до.

Б)  Послушайте слоговые дорожки и повторите за мной:

ТА-ДА-ТА,               ТЫ-ДЫ-ТО,               ДИ-ТИ-ДИ,

ТЕ-ДЕ-ТЯ-ДЯ,         ТУ-ДУ-ТО-ДО,         ДЫ-ТЫ-ДУ-ТУ.

5) Игра «Шифровальщики» (картинки)

- Зашифруем слова, обозначающие профессии людей Вам надо будет начертить слоговые схемы слов – названий картинок, определить в каком слоге находится «дежурные» буквы (с комментированием).

Картинки: продавец, доктор, учитель, актер.

6.) Оглушение звонкого согласного (на доске напечатаны слова).

Словалошадка, лопатка, город, томат.

- Посмотрите на доску. Даны слова, некоторые из них при произнесении не соответствуют написанию. Давайте уточним, какой звук требует проверки: д или т?

- Правильно, звонкий согласный [д] на конце и середине слова перед глухим согласным оглушается и произносится как [т], поэтому требует проверки. Вспомним правило о правописании парных согласных: надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная (проверка слов).

7.)  Игра «Измени слово» (мяч)

- Измените слово так, чтобы не было сомнений в правильном написании бувы.

Слова: год, плот, загадка, ветка, ягодка, след, сосед, утка, нотка, походка, бородка, монетка.

8.. Игра «Что где находится?».

-Посмотрите на экран. Рассмотрите картинки. Я буду называть место расположения предмета, вы его находить. Несколько слов запишем. Записывать будем в 2 столбика. В 1 столбик напишем слова, в которых слышится звук «т», во 2 столбик, если в слова слышится звук «д».

-Что находится в верхнем левом углу? ( Капуста.)

-Какой звук слышим в этом слове? (В слове «капуста» слышится звук «т»,  значит записываем слово в 1 столбик)

-Что находится в правом нижнем углу? (Стул).

-Какой звук слышится в этом слове? («т») и т.д. со словами:  стол, доска, подушка, топор, ведро, тапки, дыня.

9.  «Составь словосочетания».

- Прочитайте слова первого столбика. Какие буквы пропущены? Теперь слова второго столбика (уч-ся вставляют буквы).     Скажите, что обозначают слова 1-го столбика, на какой вопрос отвечают?    Слова 2-го столбика?

- Соедините слова из первого столбика со словами из второго так, чтобы получились правильные словосочетания. Взаимопроверка.

холо..ный ве…ро

гус…ая …руба

…яжелое ве…ер

ме…ная …рава

мла…шая мело…ия

с…аринная сес…ра

  1. ИтогРефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий»

Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий», проводилось с учащимися 1-4 классов с целью закрепления знаний ...

Конспект логопедического занятия и презентация по теме:"Дифференциация оптически сходных букв П-Т"

 Цель:  научить различать прописные буквы п и т.Задачи:           1) закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных  букв П и Т, их артикуляционные характеристики, упражнять в различении ...

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Фронтальное логопедическое занятие Тема: Дифференциация (различение) звуков и букв З-С.

Логопедическое занятие в группе с нарушением чтения и письма, 2 клас...

Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»

Научить детей различать звуки [С]-[Ц]  изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...

Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.

Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...