План логопедического сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ.
учебно-методический материал

Демина Ирина Валентиновна

   Цели, задачи, этапы логопедического сопровождения.

Скачать:

Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

План логопедического сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Составила учитель-логопед МДОУ «ЦРР - детский сад №6»

Демина Ирина Валентиновна

В настоящее время в современных социально-экономических условиях отмечается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными различным генезом.

В связи с этим обстоятельством данную категорию детей интегрируют и инклюзируют в общеобразовательную среду нормально развивающихся сверстников.

Процессы инклюзии и интеграции предполагают разную степень включенности детей с ОВЗ в образовательный процесс.

Задачей совместного образования является обеспечение качества и доступности образовательных услуг для всех категорий детей.

Для решения этой задачи необходимо создать специальные условия в образовательной организации, важнейшим из которых является скоординированная совместная работа педагогов.

Как показывают исследования, большая часть обучающихся с ОВЗ имеют нарушения в развитии речи. Вследствие чего в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение, являющееся важной частью коррекционно-развивающей работы.

Особенностями работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования называем:

* диагностические мероприятия, направленные на выяснение характера нарушений речевой деятельности ребенка, используя специальные методики;

* составление плана индивидуального развития, образовательного маршрута, определение причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями;

* специфичность работы учителя-логопеда в условиях логопункта, где находятся разные категории детей с ОВЗ;

* необходимость учета наиболее пострадавшего компонента речи (например при тугоухости — фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение, при алалии — словарь и т.д.);

* лабильность целевых методических установок в соответствии с этапами речевого развития;

* учет возраста ребенка и определение организации, формы работы и привлекаемого материала;

* использование нестандартных подходов, индивидуальных программ, инновационных технологий, учитывающих индивидуальные особенности состояния детей с ОВЗ.

Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ — определение наиболее успешных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, позволяющие адаптировать и интегрировать его в социум.

Для достижения данной цели определяются задачи логопедического сопровождения:

- развитие общего речевого уровня обучающегося;

- создание речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам;

- успешная социализация детей.

Деятельность логопеда по индивидуальному сопровождению детей с ОВЗ включает в себя ряд последовательных этапов:

1 этап — диагностика особенностей речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

2 этап — разработка индивидуальной карты речевого развития ребенка;

3 этап — составление совместных с психологом, медицинским работником и другими специалистами рекомендаций по развитию речи детей с ОВЗ;

4 этап — организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в коррекции речи;

5 этап — мониторинг речевого развития каждого ребенка с ОВЗ, имеющего проблемы логопедического характера.

Основные направления логопедического сопровождения.

Диагностическое направление позволяет выявить характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. Так, беседа с ребенком показывает наличие диалогической и монологической речи, характер владения грамматическими конструкциями, качество словарного запаса, общее звучание речи, тембр, интонированность, темпо-ритмическую структуру, состояние звукопроизношения и т.д.

Далее обследуется словарный запас, отмечаются качественные параметры состояния лексического строя родного языка детей с ОВЗ.

Обследование структуры грамматического строя речи определяет адекватное понимание и реализацию в речи различных типов грамматических отношений.

Обследование связной речи предполагает анализ качественности составления ребенком различных видов рассказов.

Обследование фонетических и фонематических процессов показывает состояние звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического восприятия и слуха, а также навыка звукового анализа и синтеза.

На диагностическом этапе изучается состояние пространственно-зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.

В процессе обследования детей с ОВЗ применяется несколько дифференцированных схем диагностики в соответствии с возрастом ребенка и состоянием его базовых коммуникативно-речевых навыков.

Коррекционно-развивающее направление логопедического сопровождения.

На данном этапе оказывается специализированная помощь в освоении содержания образования и коррекция имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.

В зависимости от уровня речевого развития осуществляется квалифицированное коррекционное построение процесса.

Обучение детей не владеющих фразовой речью (первый уровень речевого развития) предполагает развитие понимания речи и подражательной речевой функции. Обязательно идет работа над развитием памяти, внимания, логического мышления, целостного восприятия, устойчивого внимания. Также включаются развитие и совершенствование моторно-двигательных навыков, профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы.

Обучение детей с начатками фразовой речи (второй уровень речевого развития) заключается в развитии понимания речи, активизации речевой деятельности и развитии лексико-грамматической стороны, самостоятельной фразовой речи с правильным грамматическим оформлением, совершенствовании звукопроизношения и слоговой структуры слов. Системность подхода в преодолении речевого дефекта предусматривает также формирование психофизиологических возможностей ребенка.

Обучение детей с развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического недоразвития (третий уровень речевого развития) включает в себя совершенствование понимания речи, работу по дифференциации оппозиционных звуков речи, закрепление навыков звукового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты, развитие лексико-грамматических средств языка и работу над слоговой структурой многосложных слов.

Обучение детей с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи (четвертый уровень речевого развития) предусматривает совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, совершенствование связной речи, совершенствование звукопроизношения и фонематического восприятия и слуха, овладение навыками письма и чтения.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Консультативное направление логопедического сопровождения обеспечивает непрерывность коррекционного процесса детей с ОВЗ с помощью информирования семей в вопросах реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

В рамках данного направления разрабатываются индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения. Проводится консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ОВЗ. Оказывается консультативная помощь педагогам и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений речи у детей с ОВЗ.

Информационно-просветительская работа направлена на повышение уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса. Здесь используются различные формы данной деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями. Также проводятся тематические выступления для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.

Логопедические компетенции являются важной составляющей в работе педагогов, дефектологов, психологов, так как речевые нарушения наблюдаются чаще всего у аномально развивающихся детей, чем у нормотипичных.

Наиболее актуальными проблемами логопедического сопровождения считаются:

— ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений;

— творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС;

— обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений;

— недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении

Программа педагогического сопровождения семьи в образовательном учреждении...

Статья "Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов старшеклассников , обучающихся в образовательных учреждениях интернатного учреждения"

Данная статья была опубликована в сборнике " Вопрсы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" (выпуск 7 часть) 3. Основная  цель  сборника  –  интеграция  межвед...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР....

Статья "НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА" (из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся....

« Программа логопедического сопровождения обучающегося 2 «Д» класса (ОВЗ) как часть адаптированной образовательной программы».

Индивидуальная программа для младшего школьника с нарушением ОДАПрограмма коррекции звукопроизношение младших школьников с ОВЗ (ЗПР)Программа внеурочных коррекционных логопедических занятий с обучающи...

Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Некоторые особенности организации логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ресурсного центра.(из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся...