Трудности адаптации, социализации и постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
статья

Яровых Светлана Вячеславовна

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают быть одной из самых уязвимых групп населения. Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для   любого   молодого   человека. Неопытность   порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни.   В   это   время   очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудной ситуации, который   поддержит   и   подскажет   правильный   выход.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности адаптации, социализации и постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают быть одной из самых уязвимых групп населения. Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для   любого   молодого   человека. Неопытность   порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни.   В   это   время   очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудной ситуации, который   поддержит   и   подскажет   правильный   выход.   Детям – сиротам и выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приходится   выходить   во   взрослую   жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из в возрасте 18 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствует. Отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовывать свой досуг. Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельно жизни.

В последние годы в состав воспитанников поступают дети в возрасте 14

– 16 лет, у большинства из них отмечаются социально - педагогическая запущенность, низкий интеллект, проблемы медико-социального характера, наличие вредных привычек, низкий уровень учебной мотивации. Увеличивается количество выпускников с девиантным поведением, психическими заболеваниями. В течение короткого пребывания подростка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (одного – двух лет до перехода в профессиональное учебное заведение) специалисты не успевают осуществить эффективную поддержку их личностного становления, повысить учебную мотивацию, социализировать к обществу. Как следствие, с каждым годом уменьшается не только количество выпускников, но и сокращается число выпускников, поступающих в ВУЗы.

Трудности, которые испытывают выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно разделить на несколько групп:

  • Социальные трудности. Жилищно-бытовая неустроенность, низкое материальное положение, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей.
  • Психологические трудности. Отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т. п. У большинства девочек отмечается отсутствие представления о будущей семье, о супружеской жизни, семейных обязанностях, функциях женщины в семье. Неблагоприятными  факторами  постинтернатной  социальной  адаптации являются: низкий интеллект, снижение активности, инициативы, эмоциональная нивелировка,  чрезмерная  открытость  и  доверчивость,  а  также  (особенно) психопатические черты - возбудимость, неустойчивость, ранние сексуальные и патологические влечения (лживость, бродяжничество, воровство и т.д.), нервно - психические  расстройства  (интеллектуальная  недостаточность  и  эмоционально-волевая незрелость). Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что представляет значительные трудности их социальной адаптации.

Проблемы психологического характера чаще  определяются  недостатком родительской  ласки  и  любви,  ранней  депривацией,  неформального  общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Проблемы педагогического характера наиболее часто  связаны  с  социально-педагогической  запущенностью  детей-сирот, с девиантным поведением до того, как они оказались в социальном учреждении,  и  в  первые  месяцы  после  поступления  оно  наблюдается  у  70%  детей  и подростков.  Вместе  с  психопатологическими  проявлениями  почти  у  половины поступающих  воспитанников  выявляется  общее  психическое  недоразвитие,  что  затрудняет реабилитационный процесс.  Низкое   осознание   собственной   жизнедеятельности   порождает потребительское  отношение  к  жизни,  психологический  инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться к жизни. Выпускник учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников). Выпускники  испытывают дефицит положительного общения, сложности  профессионального  самоопределения,  не сформированность социально  значимых  способностей,  качеств;  отрицательное положение  в  обществе,  в  системе межличностных   отношений, отсутствие   ближайшего   социального   окружения.

В период социально-профессионального становления будущего выпускника детского дома необходимо направить усилия  на  благоприятную адаптацию в социуме, организовать своевременную юридическую,  психолого-педагогическую, медицинскую поддержку для личностного развития ребенка. В ходе реализации  подготовки постинтернатного сопровождения выпускникам оказывается помощь:

I – подготовка воспитанника к самостоятельной жизни.

II – сопровождение выпускника в постинтернатный период.

I . Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни.

Цель: формирование социальной, правовой грамотности, психологической  устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе. Педагогический коллектив помогает выпускнику перейти из упрощенного и специфического «мирка» в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Поэтому деятельность специалистов направлена на помощь выпускникам в период перехода в мир социума, создает среду общения, положительные ценностные представления, поможет сделать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечит их успешность и запас положительного опыта.

II. Сопровождение в постинтернатный период.

Цель: оказание помощи выпускникам детских домов в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к самостоятельной жизни.

Обозначаются возможные проблемы жизнеустройства выпускника и пути их решения, определяются степень их сложности. Сопровождение подразумевает оказание психолого-педагогической, социальной, юридической помощи, обследование условий проживания выпускника, мониторинг жизнеустройства, привлечение к работе молодежного актива, организация совместного досуга и отдыха выпускников.

В работе с детьми реализуются следующие задачи:

− содействие адаптации выпускников к условиям жизни и дальнейшего профессионального обучения в организациях профессионального образования;

− защита прав и интересов выпускников;

− оказание квалифицированной социально-педагогической, психологической, юридической, медицинской и иной помощи;

− профилактика и коррекция отклоняющегося поведения выпускников;

− социальная диагностика и сбор статистических материалов о жизнеустройстве выпускников;

− организация досуговой деятельности, знакомство с НКО и БФ, помогающие в социализации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

          Чтобы сократить возникающие социальные проблемы, с выпускником ведется активная работа по подготовке его к социализации в обществе (за полгода до выпуска).  Педагоги-наставники (в этой роли выступают опытные наставники -  воспитатели, помощники воспитателей) совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом, педагогом дополнительного образования составляют и реализуют индивидуальный план сопровождения будущего выпускника. Разрабатывается индивидуальные бланки для проведения психодиагностического обследования социальной готовности к переходу в самостоятельную жизнь, назначается экзаменационной неделя по определению готовности воспитанника к самостоятельной жизни, подключается организация дополнительного образования, социальное партнёрство, межведомственное взаимодействие с НКО и БФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

Программа "Технология сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их состояния здоровья"

Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется в МОУ «Наш дом» - в соответствии с Постановлением Правительства ...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Памятка выпускнику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Может быть использован как раздаточный материал при выпуске детей из учреждения и в качестве дополнительного материала к открытым занятиям...

Социальная адаптация выпускников центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассматриваются вопросы социализации в условиях жизни ребенка в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделены факторы негативно влияющие на процесс социализации. Рассмат...

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...