«Социальные льготы выпускникам учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
план-конспект занятия (9 класс)
Основное содержание занятия направлено на формирование представлений о социальных льготах для воспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
«Социальные льготы выпускникам учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Педагог: Свицкая Г.В.
Целевая аудитория: воспитанники ОГБУ СО ИДДИ №1 в возрасте 16-18 лет;
Направление работы: Личностное развитие (формирование основ финансовой грамотности);
Этап усвоения знаний: открытие нового знания;
Форма проведения занятия: презентация, деловая игра;
Технологии и методические приемы обучения:
Интерактивные технологии: работа в малых группах, учебный диалог, деловая игра, игры на классификацию, коммуникативно-диалоговая деятельность; технология проблемного обучения: дискуссия, мозговой штурм; игровые и кейс-технологии: анализ реальных жизненных ситуаций; исследовательские технологии и ИКТ: виртуальная экскурсия, работа с поисковыми системами в сети интернет.
Цель: Познакомить воспитанников с предоставляемыми выпускникам детских домов государственными социальными льготами.
Задачи:
1. Дать знания о причитающихся выпускникам детских домов социальных льготах как основы будущего финансового благополучия выпускника
2. Познакомить с основными государственными учреждениями, занимающимися оформлением социальных льгот выпускникам детских домов. Учить осуществлять поиск данных учреждений для своего региона через сеть интернет и находить необходимую информацию на соответствующих сайтах.
3. Работать над формированием социально-адаптивного поведения детей, обеспечивающего их дальнейшую успешную адаптацию в новой социальной роли.
4. Воспитывать чувство ответственности за собственное финансовое благополучие, работать над преодолением иждивенческих установок.
Планируемые результаты занятия:
- Сформировано представление о социальных льготах для воспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Сформированы знания об основных службах, занимающихся реализацией гарантированных выпускникам государственных социальных льгот;
- Сформировано умение осуществлять поиск в сети интернет необходимой для оформления социальных льгот информации;
- Формирование умения осуществлять конструктивный диалог, уважать мнение окружающих, работать в малых группах;
- Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям жизни: осознание изменяющихся условий, недостаточной глубины необходимых знаний, осознание необходимости обучения, самоконтроля и личной ответственности за собственное финансовое благополучие;
- Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного освоения и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Оборудование
- специально оборудованные рабочие места
- карточки разных цветов
- листы и карандаши для записей
- тематическая презентация
- проектор и экран для демонстрации
- карточки с тестовыми заданиями
- компьютерное оборудование с доступом в интернет
Ход занятия
Этапы | Действия педагогов | Действия воспитанников | Форма работы | Время |
Организа-ционный | Помещение для занятия оборудовано рабочими местами, позволяющими организовать работу в микрогруппах. После приветствия, педагог сообщает, что для наиболее продуктивной работы на занятии воспитанникам необходимо объединиться в группы по 4-5 человек. С этой целью педагог предлагает детям выбрать карточку. Карточки разных цветов разложены на столе педагога. Дети выбирают карточки, не видя ее цвет. Такое разделение позволяет объединить в одну группу детей различного уровня развития и не разбивает участников на группы только на основе личных симпатий. | Воспитанники выбирают карточки, объединяются в рабочие группы и занимают свои рабочие места. | Работа в группах | 1 минута |
Введение в тему | Перед воспитанниками ставится проблемная задача: Ты выпускник детского дома. В июне ты вступаешь во взрослую жизнь. Раньше все вопросы, связанные с твоим жильем, питанием, одеждой, обучением, все платежи за тебя осуществляли взрослые. Ты забираешь свои документы из детского дома. Тебе нужно устроить свою дальнейшую жизнь.: решить, где ты будешь жить и на какие средства. | Воспитанники в группах моделируют ситуацию своего социального развития. Выбирают одного ребенка, который выступит с кратким сообщением по результатам обсуждения | Работа в группах, обсуждение, составление схемы высказывания | 5 минут |
Презентация результатов работы групп | Педагог выслушивает все сообщения. По результатам выступления всех групп педагог выбирает спорные вопросы и задает их всем группам:- Ты покинул стены учреждения. - Где ты будешь жить? Откуда у тебя появится квартира? Сколько стоит аренда квартиры? Где возьмешь деньги на проезд и одежду? И т.п. На данном этапе задача педагога состоит в том, чтобы подвести детей к мысли о смене социальной роли воспитанника на роль взрослого человека, самостоятельно решающего свои финансовые проблемы. | Представитель каждой группы выступает с подготовленным сообщением, далее вся группа отвечает на вопросы педагога. | Групповая работа, коммуникативно-диалоговая деятельность | 5 Минут |
Изучение нового | Педагог знакомит воспитанников с тематической презентацией. Презентация включает в себя информационные слайды: Социальная поддержка выпускников детского дома– система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения и введения других льгот. Предполагает активное участие самого клиента в решении собственных проблем. Социальные льготы – преимущества, которые предоставляются различным категориям граждан. В Российской Федерации одним из видов социальной поддержки выпускникам детских домов является выплата денежных пособий. Материальная поддержка предоставляется путем выплат пенсий, компенсаций, помощи на лечение и оздоровление, обеспечение продуктами питания, одеждой, медикаментами. Денежные пособия 1. Пенсия по потере кормильца (в случае смерти одного или обоих родителей) - пенсионные выплаты разделяются на: Страховая пенсия – назначается с учетом стажа одного из родителей; Социальная пенсия – размер устанавливается региональным правительством и выплачивается ребенку, чьи родители нигде не работали; 2. Алименты (до 18 или 23 лет). Если родитель не работает, то алименты выплачивает бюджет. Денежные пособия формируются из средств налогоплательщиков или регионального бюджета. 3. Пенсия по инвалидности в связи с заболеванием. Граждане, которым на основании решения комиссии МСЭ присвоена группа инвалидности, имеют право на получение социальной или страховой пенсии. Общие требования по достижению пенсионного возраста не распространяются на инвалидов, имеющих трудовой стаж и претендующих на назначение пенсии. Гражданин с инвалидностью вправе оформить пенсию в любом возрасте. В отличие от страховой пенсии, выплата социальной пенсии осуществляется всем инвалидам, независимо от наличия трудового стажа. Поддержка во время учебы 1. Бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования. Преференция в области образовани: преимущество при поступлении в высшие или средние профессиональные учебные заведения. Выпускнику достаточно успешно сдать экзамены, чтобы быть зачисленным на бюджетное место в учебном заведении. 2. Полное государственное обеспечение до окончания образовательного учреждения (выпускникам предоставляется общежитие, питание, бесплатный льготный проезд на общественном транспорте и н 1 раз в год на поезде с места учебы до дома или наоборот). Во время обучения выпускникам детских домов выдаются деньги на сезонную одежду и обувь, в том числе и на момент окончания учебного заведения. 3. Социальная стипендия в 1,5 выше установленной в данном учебном заведении, выплачивается вне зависимости от результатов сессии 4. Ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. 5. Сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Медицинское обслуживание 1. Бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Получение жилья 1.Право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственные и негосударственные учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Право возникает, если дети не имеют ранее закрепленного жилья или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно. Выпускникам назначается льготная оплата коммунальных услуг. | Воспитанники слушают педагога, узнают о видах причитающихся им льгот, отвечают на поставленные вопросы, делают уточнения. Материалы для изучения: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Семейный кодекс РФ. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Жилищный кодекс Российской Федерации. Тематическая презентация (Приложение 1) | Групповая, учебный диалог | 7 минут |
Динамическая пауза | Педагог проводит игру «Права-обязанности». Задача для воспитанников: Если педагог называет обязанность, дети должны присесть, вытянув руки перед собой, если право – встать, вытянув руки вверх. Например: получить квартиру-платить за свет, работать и получать зарплату – платить налоги, получить образование – посещать занятия, сдавать экзамены, получать пособие на канцелярские принадлежности – купить все, необходимое для учебы. Ремонтировать свое жилье – получать медицинское обслуживание и т.п. | Дети слушают, анализируют и классифицируют информацию, отвечают на вопрос указанным действием | Игровая, коммуникативно-деятельностная | 2 минуты |
Изучение нового | Где искать помощь. Педагог вместе с детьми соотносит различные виды льгот с организациями их реализующими, учит находить необходимую информацию в сети интернет. Знакомство с сайтами Пенсионного фонда РФ, Министерства опеки и попечительства Иркутской области. | Дети узнают об организациях, осуществляющих социальную поддержку выпускников детских домов. Дети учатся правильно формулировать запрос, находят в сети необходимые сайты. http://irkobl.ru/sites/society/ https://моидокументы.рф/ работа в сети интернет (индивидуально, помощь и поддержка педагога по мере необходимости) | Индивидуально, в парах (педагог-воспитанник, воспитанник-воспитанник) | 10 минут |
Первичное закрепление | Педагог предлагает каждой группе выполнить тестовое задание. Детям предлагается лист с перечнем различных организаций, задача –соотнести организацию и права, реализацией которых занимается каждая организация | Дети выполняют тестовое задание, соотносят организацию и перечень оказываемых ею услуг | Групповая работа, анализ и классификация информации, подготовка ответа, устные высказывания | 4 минуты |
Рефлексия. Подведение итога | Педагог представляет информационный слайд: «Статистика адаптации выпускников детских домов». Слайд анализируется вместе с педагогом. Проблемный вопрос: Почему при такой серьезной государственной поддержке выпускников, процент успешной адаптации крайне низкий? Необходимо подвести детей к осознанию мысли, что каждый человек САМ несет ответственность за собственное финансовое и социальное благополучие. Очень важно не только знать свои права, уметь их реализовывать, но и грамотно распорядиться полученными льготами (можно привести несколько положительных примеров жизнеустройства бывших воспитанников детских домов) | Анализируют слайд, участвуют в обсуждении, формулируют выводы | Коммуникативно-диалоговая, групповая, дискуссия | 5 минут |
Задание для самостоятельной работы | Составить список документов на получение льготного жилья, воспользовавшись информацией, размещенной в сети интернет. | Фиксируют задание, уточняют по мере необходимости. В свободное время осуществляют поиск необходимой информации. | Самостоятельная исследовательская деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-
В ГКОУ РО школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

Памятка выпускнику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Может быть использован как раздаточный материал при выпуске детей из учреждения и в качестве дополнительного материала к открытым занятиям...

Инновационные подходы в работе социального педагога в рамках учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Все виды деятельности организации строятся на принципах наилучшего обеспечения интересов семьи и детства. Наше учреждение является организацией, куда помещаются дети под надзор, на период ...

Социальная адаптация выпускников центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Рассматриваются вопросы социализации в условиях жизни ребенка в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделены факторы негативно влияющие на процесс социализации. Рассмат...
"Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Главный вектор в работе специалистов учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - подготовка воспитанников к проживанию в замещающих семьях...

Трудности адаптации, социализации и постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают быть одной из самых уязвимых...

