«Социальные льготы выпускникам учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
план-конспект занятия (9 класс)

Свицкая Галина Васильевна

Основное содержание занятия направлено на формирование представлений о социальных льготах для воспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

«Социальные льготы выпускникам учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Педагог: Свицкая Г.В.

Целевая аудитория: воспитанники ОГБУ СО ИДДИ №1 в возрасте 16-18 лет;

Направление работы: Личностное развитие (формирование основ финансовой грамотности);

Этап усвоения знаний: открытие нового знания;

Форма проведения занятия: презентация, деловая игра;

Технологии и методические приемы обучения:

Интерактивные технологии: работа в малых группах, учебный диалог, деловая игра, игры на классификацию, коммуникативно-диалоговая деятельность; технология проблемного обучения: дискуссия, мозговой штурм; игровые и кейс-технологии: анализ реальных жизненных ситуаций; исследовательские технологии и  ИКТ: виртуальная экскурсия, работа с поисковыми системами в сети интернет.

Цель: Познакомить воспитанников с предоставляемыми выпускникам детских домов государственными социальными льготами.

Задачи:

1. Дать знания о причитающихся выпускникам детских домов социальных льготах как основы будущего финансового благополучия выпускника

2. Познакомить с основными государственными учреждениями, занимающимися оформлением социальных льгот выпускникам детских домов. Учить осуществлять поиск данных учреждений для своего региона через сеть интернет и находить необходимую информацию на соответствующих сайтах.

3. Работать над формированием социально-адаптивного поведения детей, обеспечивающего их дальнейшую успешную адаптацию в новой социальной роли.

4. Воспитывать чувство ответственности за собственное финансовое благополучие, работать над преодолением иждивенческих установок.

Планируемые результаты занятия:

- Сформировано представление о социальных льготах для воспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Сформированы знания об основных службах, занимающихся реализацией гарантированных выпускникам государственных социальных льгот;

- Сформировано умение осуществлять поиск в сети интернет необходимой для оформления социальных льгот информации;

- Формирование умения осуществлять конструктивный диалог, уважать мнение окружающих, работать в малых группах;

- Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям жизни: осознание изменяющихся условий, недостаточной глубины необходимых знаний, осознание необходимости обучения, самоконтроля и личной ответственности за собственное финансовое благополучие;

- Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного освоения и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Оборудование

- специально оборудованные рабочие места

- карточки разных цветов

- листы и карандаши для записей

- тематическая презентация

- проектор и экран для демонстрации

- карточки с тестовыми заданиями

- компьютерное оборудование с доступом в интернет

Ход занятия

Этапы

Действия

педагогов

Действия

воспитанников

Форма

работы

Время

Организа-ционный

Помещение для занятия оборудовано рабочими местами, позволяющими организовать работу в микрогруппах. После приветствия, педагог сообщает, что для наиболее продуктивной

работы на занятии воспитанникам необходимо объединиться в группы по 4-5 человек. С этой целью педагог предлагает детям выбрать карточку. Карточки разных цветов разложены на столе педагога. Дети выбирают карточки, не видя ее цвет. Такое разделение позволяет объединить в одну группу детей различного уровня развития и не разбивает участников на группы только на основе личных симпатий.

Воспитанники выбирают карточки, объединяются в рабочие группы и занимают свои рабочие места.

Работа в группах

1

минута

Введение

в тему

Перед воспитанниками ставится проблемная задача: Ты выпускник детского дома. В июне ты вступаешь во взрослую жизнь. Раньше все вопросы, связанные с твоим жильем, питанием, одеждой, обучением, все платежи за тебя осуществляли взрослые. Ты забираешь свои документы из детского дома. Тебе нужно устроить свою дальнейшую жизнь.: решить, где ты будешь жить и на какие средства.

Воспитанники в группах моделируют ситуацию своего социального развития. Выбирают одного ребенка, который выступит с кратким сообщением по результатам обсуждения

Работа в группах, обсуждение, составление схемы высказывания

5

минут

Презентация результатов работы групп

Педагог выслушивает все сообщения. По результатам выступления всех групп педагог выбирает спорные вопросы и задает их всем группам:- Ты покинул стены учреждения.

- Где ты будешь жить? Откуда у тебя появится квартира? Сколько стоит аренда квартиры? Где возьмешь деньги на проезд и одежду? И т.п. На данном этапе задача педагога состоит в том, чтобы подвести детей к мысли о смене социальной роли воспитанника на роль взрослого человека, самостоятельно решающего свои финансовые проблемы.

Представитель каждой группы выступает с подготовленным сообщением, далее вся группа отвечает на вопросы педагога.

Групповая работа, коммуникативно-диалоговая деятельность

5

Минут

Изучение нового

Педагог знакомит воспитанников с тематической презентацией.

Презентация включает в себя информационные слайды:

Социальная поддержка выпускников детского дома– система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения и введения других льгот. Предполагает активное участие самого клиента в решении собственных проблем.

Социальные льготы – преимущества, которые предоставляются различным категориям граждан.

В Российской Федерации одним из видов социальной поддержки выпускникам детских домов является выплата денежных пособий.

Материальная поддержка предоставляется путем выплат пенсий, компенсаций, помощи на лечение и оздоровление, обеспечение продуктами питания, одеждой, медикаментами.

Денежные пособия

1. Пенсия по потере кормильца (в случае смерти одного или обоих родителей)

- пенсионные выплаты разделяются на:

Страховая пенсия – назначается с учетом стажа одного из родителей;

Социальная пенсия – размер устанавливается региональным правительством и выплачивается ребенку, чьи родители нигде не работали;

2. Алименты (до 18 или 23 лет). Если родитель не работает, то алименты выплачивает бюджет.

Денежные пособия формируются из средств налогоплательщиков или регионального бюджета.

3. Пенсия по инвалидности в связи с заболеванием. Граждане, которым на основании решения комиссии МСЭ присвоена группа инвалидности, имеют право на получение социальной или страховой пенсии. Общие требования по достижению пенсионного возраста не распространяются на инвалидов, имеющих трудовой стаж и претендующих на назначение пенсии. Гражданин с инвалидностью вправе оформить пенсию в любом возрасте. В отличие от страховой пенсии, выплата социальной пенсии осуществляется всем инвалидам, независимо от наличия трудового стажа.

Поддержка во время учебы

1. Бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования. Преференция в области образовани: преимущество при поступлении в высшие или средние профессиональные учебные заведения. Выпускнику достаточно успешно сдать экзамены, чтобы быть зачисленным на бюджетное место в учебном заведении.

2. Полное государственное обеспечение до окончания образовательного учреждения (выпускникам предоставляется общежитие, питание, бесплатный льготный проезд на общественном транспорте и н 1 раз в год на поезде с места учебы до дома или наоборот). Во время обучения выпускникам детских домов выдаются  деньги на сезонную одежду и обувь, в том числе и на момент окончания учебного заведения.

3. Социальная стипендия в 1,5 выше установленной в данном учебном заведении, выплачивается вне зависимости от результатов сессии

4. Ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

5. Сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Медицинское обслуживание

1. Бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

Получение жилья

1.Право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственные и негосударственные учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Право возникает, если дети не имеют ранее закрепленного жилья или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно. Выпускникам назначается льготная оплата коммунальных услуг.

Воспитанники слушают педагога, узнают о видах причитающихся им льгот, отвечают на поставленные вопросы, делают уточнения.

Материалы для изучения:

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Семейный кодекс РФ.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Жилищный кодекс Российской Федерации.

Тематическая презентация (Приложение 1)

Групповая, учебный диалог

7

минут

Динамическая пауза

Педагог проводит игру «Права-обязанности».

Задача для воспитанников: Если педагог называет обязанность, дети должны присесть, вытянув руки перед собой, если право – встать, вытянув руки вверх.

Например: получить квартиру-платить за свет, работать и получать зарплату – платить налоги, получить образование – посещать занятия, сдавать экзамены, получать пособие на канцелярские принадлежности – купить все, необходимое для учебы. Ремонтировать свое жилье – получать медицинское обслуживание и т.п.

Дети слушают, анализируют и классифицируют информацию, отвечают на вопрос указанным действием

Игровая, коммуникативно-деятельностная

2

минуты

Изучение нового

Где искать помощь. Педагог вместе с детьми соотносит различные виды льгот

 с организациями их реализующими, учит находить необходимую информацию в сети интернет. Знакомство с сайтами Пенсионного фонда РФ, Министерства опеки и попечительства Иркутской области.

Дети узнают об организациях, осуществляющих социальную поддержку выпускников детских домов.

Дети учатся правильно формулировать запрос, находят в сети необходимые сайты.

https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-vypusknikov-detskih-domov-i-internatov

https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-vospitannikov-detskogo-doma-kak-faktor-uspeshnogo-osvoeniya-sotsialno-ekonomicheskih-roley

http://www.pfrf.ru/

http://irkobl.ru/sites/society/

https://irkzan.ru/

https://www.gosuslugi.ru/

https://моидокументы.рф/

работа в сети интернет (индивидуально, помощь и поддержка педагога по мере необходимости)

Индивидуально, в парах (педагог-воспитанник, воспитанник-воспитанник)

10

минут

Первичное закрепление

Педагог предлагает каждой группе выполнить тестовое задание. Детям предлагается лист с перечнем различных организаций, задача –соотнести организацию и права, реализацией которых занимается каждая организация

Дети выполняют тестовое задание, соотносят организацию и перечень оказываемых ею услуг

Групповая работа, анализ и классификация информации, подготовка ответа, устные высказывания

4

минуты

Рефлексия. Подведение итога

Педагог представляет информационный слайд: «Статистика адаптации выпускников детских домов». Слайд анализируется вместе с педагогом. Проблемный вопрос: Почему при такой серьезной государственной поддержке выпускников, процент успешной адаптации крайне низкий? Необходимо подвести детей к осознанию мысли, что каждый человек САМ несет ответственность за собственное финансовое и социальное благополучие. Очень важно не только знать свои права, уметь их реализовывать, но и грамотно распорядиться полученными льготами (можно привести несколько положительных примеров жизнеустройства бывших воспитанников детских домов)

Анализируют слайд, участвуют в обсуждении, формулируют выводы

Коммуникативно-диалоговая, групповая, дискуссия

5

минут

Задание для самостоятельной работы

Составить список документов на получение льготного жилья, воспользовавшись информацией, размещенной в сети интернет.

Фиксируют задание, уточняют по мере необходимости. В свободное время осуществляют поиск необходимой информации.

Самостоятельная исследовательская деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

Памятка выпускнику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Может быть использован как раздаточный материал при выпуске детей из учреждения и в качестве дополнительного материала к открытым занятиям...

Инновационные подходы в работе социального педагога в рамках учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Все виды деятельности организации строятся на принципах наилучшего  обеспечения интересов семьи и детства. Наше учреждение является организацией,  куда помещаются дети под надзор, на период ...

Социальная адаптация выпускников центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассматриваются вопросы социализации в условиях жизни ребенка в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделены факторы негативно влияющие на процесс социализации. Рассмат...

"Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Главный вектор в работе специалистов учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - подготовка воспитанников к проживанию в замещающих семьях...

Трудности адаптации, социализации и постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают быть одной из самых уязвимых...