Сюжетно-ролевая игра "Пятерочка"
методическая разработка

Петкевич Любовь Анатольевна

Предлагаемая сюжетно-ролевая игра направлена на социализацию детей с умственной отсталостью и может быть рассмотрена как структурная часть программы по профориентационной  подготовке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatyorochka.docx87.22 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Магазин

https://ivanovo.alutech.ru/upload/iblock/145/145391f2580ac4aacb0680d68d5a2aae.png

Цель: развивать интеллектуальные и творческие способности у обучающихся.

Задачи:

1.Способствовать проявлению у обучающихся активности, творчества и самостоятельности.

2.Развивать игровой опыт.

3.Закреплять предметные  и сенсорные представления о предметах: форма, цвет, величина, название, свойства, принадлежность и материал предмета.

4.Формировать в группы по признаку предмета.

5.Формировать  представления  о профессиях: продавец, кассир, директор, администратор, охранник.

6.Формировать понятия взаимоотношений специалистов (работников магазина).

7.Формировать представления и понятия «покупатель - продавец».

8.Развивать умения обучающихся описывать внешний вид товара: цвет, форму;

 вкус; места произрастания фруктов, овощей и ягод; учить правильно понимать и пользоваться обобщающими словами.

9.Обогащать словарный запас: вежливые обороты речи, объяснительная речь

10.Формировать личностные качества обучающихся.

11.Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Кассовый аппарат, весы, игровые «деньги», рекламные вывески, ценники, чеки, кошельки, тележки, сумки, витрина, товар, одежда для сотрудников, бейжики и т.д.

*Дидактические и развивающие игры по темам: «овощи», «фрукты», «одежда», «обувь», «игрушки», «транспорт».

*Муляжи овощей и фруктов ,игрушки ,одежда и обувь разных фасонов, размеров и назначений.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ:

1.Знакомство с ситуациями в магазине по иллюстрациям (действия продавцов, кассиров, покупателей).

2.Обследование  картинок и иллюстраций, показывающих работу персонала.

3.Знакомство с видами магазинов. Особенности работы продавцов (продавец магазина тканей, сувениров, обуви, посуды).

4.Беседы с обучающимися (что можно рассказать, видя предмет)?

5.Театрализованные сюжеты по профессиям: покупатель, продавец, директор, товаровед, кассир, грузчик, уборщица и т.д.

а). Покупатель приходит в магазин. Беседует о качестве и использование товара и т.д., расплачивается деньгами с кассиром, получает чек и сдачу. Уходит.

б). Директор магазина организует работу сотрудников , подписывает необходимые документы, работает согласованно с товароведом. Проверяет работу всех сотрудников магазина.

в). Товаровед делает заявки на товар, рекламирует его, помогает сложить товар в корзины и разложить по нужным местам, проверяет ценники, качество товара, проводит акции( скидки).

г). Кассир:  берет деньги и  выдает чек, проверяет, весь ли товар оплачен, дает сдачу.

д). Водитель : привозит  товар , вручает  накладную на доставленный товара  товароведу  или заведующему, подписывает накладную.

е). Грузчик: разгружает товар и отвозит его на склад. Помогает продавцам распределить товар по отделам.

Игра начинается с  одного отдела (посуда), формируем у обучающихся алгоритм действий, постепенно добавляем   другие отделы: овощной , молочный, обувной…

                                            ХОД ИГРЫ. 

                                   Надо хлеба нам купить,

                                   Иль подарок подарить, —

                                   Сумку мы с тобой берем,

                                   И на улицу идем,

                                   Там проходим вдоль витрин

                                   И заходим в…  (магазин).

Учитель: Ребята, сегодня мы открываем новый магазин.

Как вы думаете, что для этого нужно?

Дети: помещение, касса, сотрудники, витрины, товар.

Учитель: открыть магазин очень сложно, но мы с вами готовы -  помещение есть, оборудование есть, витрины полны  товара. Сотрудники могут работать.

А кто управляет всеми сотрудниками?

                                 У директора заботы,

                                 Всех других важней забот.

                                 Как приходит на работу,

                                 Так пошел круговорот.

Дети: Директор.

Учитель: Каким должен быть директор?

Дети: Вежливым, внимательным, ответственным.

Учитель: Кто будет в нашем магазине директором?

                Мы выбираем – Диму, почему?

Дети:     Он внимательный, умный.

                                  Она товары продает,
                                 С ними чек всегда дает.   (Кассир)

Учитель: Кто будет в нашем магазине кассиром? Каким должен быть кассир?

Дети: Он должен хорошо считать и быть очень внимательным.

Учитель: Мы выбираем - Катю.

                                 У нее есть на прилавке
                                Куклы, мячики, булавки,
                               Обувь – справа , ткани - слева,
                               Чашки - на витрине.
                               Она словно королева
                               В каждом магазине!   (Продавец)

Нужно выбрать продавца. Каким должен быть продавец?

Дети: Должен быть вежливым, все знать о товаре.

Учитель: Кто будет продавцом? Мы выбираем Лену.

                               У входа в магазин стоим

                               И за порядком здесь следим,

                               Чтоб хулиганов не пускать

                               И безопасность соблюдать.  /Охранник/

Теперь выбираем охранника.

Каким должен быть охранник?

Дети: Должен быть внимательным, вежливым, сильным, смелым.

Учитель: Кто будет охранником? Мы выбираем Костю.

Мы выбрали основных сотрудников магазина.

                              Кто товары покупает,

                              Деньги продавцу вручает? /Покупатель/

Учитель:  Покупателями будут Света, Антон,Даша,Алиса.

                  Все готово для игры. Желаю удачи!

Администратор приглашает всех покупателей в магазин.

Рассказывает об отделах в магазине (посуда, сувениры, продуктовый отдел), о товаре, предлагает купить.

Охранник стоит у входа в магазин, следит за порядком.

Игра начинается ...

Для игры используются навыки, полученные при предварительной, театрализованной работе . Каждый  играющий выбирает себе роль и выполняет её в соответствии с алгоритмом.

Игра заканчивается - сотрудники наводят порядок на рабочем месте, охранник закрывает магазин, включает сигнализацию.

                                      ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Учитель: Ребята, вам понравилась игра «Магазин»? Как вы считаете, все ли работники магазина справились со своими обязанностями, покупатели довольны?

Вы хотите еще поиграть? Обязательно будем играть и каждый из вас выберет себе новую роль.

 Молодцы!              Всех поздравляю!
                               Дальше так держать желаю,
                               Дружно умными расти,
                               Свою профессию найти.
                               Специалистом стать отменным,
                               Сможете вы непременно!

                                                                      Учитель:

                                                                      Петкевич   Любовь Анатольевна

Дополнительный материал по теме: «магазин «ПЯТЕРОЧКА»

*Всем зарплату начисляет.
 С калькулятором весь день
 И не знает слово "лень".       (Бухгалтер)

*Чтоб товары закупить,

  Лучшие на свете,

  Чтобы радовались им

  Взрослые и дети.

  В магазине есть эксперт,

  Звать его … (товаровед).

*И журнальчик, и газету

  Продавец продаст мне эту.

  В теремке своём сидит,

  Сквозь окошечко глядит.        (Киоскёр)

*Носит он тяжёлые грузы,

  Будь-то мебель иль арбузы.

  Утром ведь он рано встал,

  За день очень он устал.

  «Дайте кто-нибудь мне стульчик»

  – Скажет вам уставший… (грузчик)

 *Кто товары покупает,

   Деньги продавцу вручает? (Покупатель)


*За сметану, хлеб и сыр

  В кассе чек пробьет – кассир.

*Здесь деньги принимают, и чек нам отбивают - кассир.

*Его дело охранять, рядом быть и защищать. (Охранник)

*Она рубль бережет - копейка.

*В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем - деньги.

*За прилавком магазина, где красивая витрина,

Покупателей он ждет и товары продает.- Продавец.

*Кто товары продает-молоко, сметану, мед.- Продавец.

*Мы заходим в магазин.

  Человек там есть один,

  Нам подскажет, что купить,

  Сколько нужно заплатить?

  Кто же этот молодец?

  Ну, конечно—продавец.

*Целый день он напролет нам товары продает.

  Купим мед мы и ватрушки,

  Куклы, шарики, хлопушки,

  Шоколад и леденец, нам продаст их - продавец.

*На витрине все продукты:

  Овощи, орехи, фрукты.

  Помидор и огурец предлагает - продавец.

*Чтоб товары закупить, лучшие на свете,

  Чтобы радовались им взрослые и дети.

  В магазине есть эксперт,

  Звать его - товаровед.

*В этой сумочке живет Звонкая монета.

Как для денег домик звать?

Жду от вас ответа. /Кошелек/.

*Обычно из кожи

Шьют этот предмет.

То есть в нем монеты,

То их уже нет. /Кошелек/.

*Чтоб в магазине расплатиться смог,

  Возьми с собой с деньгами...кошелек.

*В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. /Деньги/

*Здесь деньги принимают

И чек нам отбивают.   Кассир.

*Мы пошли купить продукты:

 Молоко, сметану, фрукты.

 На кассу все несем в корзине.

 Мы в продуктовом.магазине.

 В магазине "Хозтовары"

 Мы купили в выходной 

 Мыло, порошок и губки.

 В сумке все несем домой.

* Есть она у кенгуру и коалы,

  Есть и у папы, есть и у мамы.

  Животные деток в ней могут носить,

  А люди продукты домой приносить.    /сумка/.

 

Игра: Выбирается продавец. На столе картинки с изображениями фруктов, ягод или овощей. «Покупатель» подходит к картинкам и не называя фрукты/овощи, описывает то, что хотел бы купить. Например: «Я хочу купить фрукт. Он круглый, бывает красного, желтого и зеленого цветов. Растет в саду. Из этого фрукта можно сварить варенье и компот, можно использовать как начинку к пирогу-Что за фрукт?-(Яблоко).

«Покупатель» должен так описывать картинку, чтоб «продавец» понял, какие фрукты или ягоды  хочет купить покупатель.

По этому принципу могут быть проведены игры: Магазин «Овощи-фрукты». Магазин «Посуда». Магазин «Игрушки» и т.д.

Лото «Магазин». «Найди лишнее», «Выбери по характеристикам». «Что изменилось?»

БЕЙДЖИ

http://www.print-forum.ru/upload/iblock/320/5STAMP_ira.jpg ДИРЕКТОР: ДИМА

http://www.print-forum.ru/upload/iblock/320/5STAMP_ira.jpgКАССИР: КАТЯ

http://www.print-forum.ru/upload/iblock/320/5STAMP_ira.jpgПРОДАВЕЦ: ЛЕНА

http://www.print-forum.ru/upload/iblock/320/5STAMP_ira.jpg ОХРАННИК: ДИМА

  КАССА

      ПРИЕМ ТОВАРА

   ЗАКРЫТО

   ОТКРЫТО

 ОБЕД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра "Ателье мод".

Нетрадиционный урок технологии для 7 класса (2 часа)...

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

данный материал содержит выступление на муниципальных  педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...

Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»

Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха с элементами сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Тема: сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель:1.     Активизировать жизнь детей.2.     Развивать речь и слуховое восприятие.3.     Во...

Конспект Сюжетно-ролевого урока по физической культуре для учащихся 5 классов

Ознакомление учащихся с символикой Олимпийских игр и легкоатлетическими  видами спорта....

музыкальная сюжетно - ролевая игра "На золотом крыльце сидели"

музыкальная сюжетно - ролевая игра предназначена для детей старших групп и их родителей. ...