Характеристика самооценки у детей с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение
учебно-методический материал

Жохова Анастасия Николаевна

Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т. е. оценка самого себя. Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_samootsenki_u_detey_s_zpr.docx54.15 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика самооценки  у детей с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение.

                   Методики исследования самооценки

  1. Методика Де-Греефа

Данная экспериментальная процедура, предложенная французский психиатром Де - Греефе, является простым приемом исследования самооценки у детей. Эта проба относится к прямым методам определения самооценки. Эта методика представляет собой 3-х балльную шкалу, адаптированы для детей.

Материал и оборудование: лист бумаги с нарисованными вверху тремя одинаковыми кругами (один круг обозначает самого ребенка, другой - его друга, третий -  учителя), карандаш.

Проведение исследования.

Ребенку дают карандаш и бланк методики (см. Приложение 1).

Исследователь говорит: "Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает тебя, второй - твоего друга, третий - вашу учительницу. От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас троих самый умный, надо опустить самую длинную линию, от того, кто самый глупый, - самую короткую; от того, кто где-то посередине, - среднюю".

Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально.

Анализ и интерпретация результатов.

В этом эксперименте дети с ЗПР, имеющие девиантное (отклоняющее) поведение проводят самую длинную линию от кружка, который обозначает их самих. Этот симптом повышенной самооценкой дебилов обнаруженный Де - Греефе, Л.С. Выготский предложил назвать именем автора. Это не критичность ребенка с ЗПР, это повышенная самооценка связана с общим интеллектуальным недоразвитием. Повышенная самооценка, которая очень часто встречается у дебилов и имбецилов, является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности. Л.С. Выготский указывает, что возможен еще и иной механизм образования симптомы повышенной самооценки.

Она может возникать как пвсевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Л.С. Выготский считает, что Де - Греефе глубоко не прав, когда пишет, что, поскольку дебил самодоволен, у него не может быть чувство собственной малоценности и возникающие отсюда тенденции компенсации. Точка зрения Л.С. Выготского противоположна.  Он считает, что именно на почве слабости, на почве чувства малоценности и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности.

2 ) Методика Дембо – Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д.  Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).

Для целей данного исследования методика была модифицирована. Изучалась только самооценка ребенка, как  общее отношения к себе. Уровень притязаний не измерялся.

Материал и оборудование: бланк, методики, карандаш.

Проведение исследования.

Ребенку выдается карандаши бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указание  верхней, нижней точек и середины шкалы.  При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. (см. Приложение 2).

Исследователь говорит: "Любой человек оценивает свои способности, возможности и характер и др. Каждое качество, каждую сторону человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя который будет обозначать самое низкое развитие, а верхняя - самое высокое. Здесь семь таких линий.  Они обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение много делать своими руками; внешность; уверенность в себе. Например, первая линия обозначает здоровье. На самом верху находятся самые здоровые люди, те, кто редко болеет, а внизу - больные, те, кто часто ходит в поликлинику. В серединки находится не очень здоровые и не очень больные люди. А куда бы ты поставил себя?  Отметь это место на каждой линии крестиком (Х)".

Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально.

Анализ и интерпретация результатов.

Высота самооценки: количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствуют о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствуют о крайнем неблагополучии в развитии личности.

  1. Методика «Лесенка»

Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Методика была модифицирована. Изучалась столько самооценка ребенка, как общее отношения к себе. На самом деле эта методика представляет собой 7-ми балльную шкалу, адаптирована для детей.

Материал и оборудование: лист бумаги с нарисованной лесенкой, двумя фигурами человечков вверху и внизу, карандаш.

Проведение исследования.

Ребенку дают карандаши бланк методики (см. Приложение 3).

Исследователь говорит: "Посмотри на эту лесенку. Здесь семь ступенек. На самой верхней ступеньке стоят самые хорошие ребята. На ступеньку ниже (показывают) ставят просто хороших детей, чем выше - тем лучше дети. На средней ступеньке стоят не очень хорошие и не очень плохие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже - ещё хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. А на какую ступеньку себя поставишь ты?"

Методика проводится индивидуально.

Анализ и интерпретация результатов.

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1.Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

1. Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие – то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

2. Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2 – ю или 3- ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

3. Адекватная самооценка

4.  Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

4. Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задания, на все вопросы отвечают: "Не знаю".

Приложение 1

                         

                                    Бланк методики Де – Греефе  

 

                                               

                                                                                         

                                                                                                Приложение 2

Бланк методики Дембо – Рубинштейна в модификации Прихожан

                                                                                 

  Приложение 3

        

                                 Бланк методики «Лесенка»

Список литературы

1.Белова О.В. Общая психодиагностика – Новосибирск: «Научно – учебный центр психологии НГУ», 1996

2. Общение и формирование личности школьника / пол ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М.: «Педагогика», 1987

4. Белова О.В. Общая психодиагностика – Новосибирск: «Научно – учебный центр психологии НГУ», 1996

5. Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология у

6.Бодалев А.А., Столин В.В., Афанесов В.С. Общая психодиагностика – СПб.: «Речь», 2000

7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте – М.: «Академия», 1999

8. Бокум Д., Крайг Г. Психология развития – СПб.: «Питер», 2004

9. Васкэ Е.В. Типология субъектов девиантного поведения. Автореф. дисс… канд. филос. наук. – Н.Новгород, 2000.

10. Гоноболин Ф.Н. психология – М.: «Просвещение», 1973

11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. психология – М.: «Академия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков".

Беседа с родителями "Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков" предполагает раскрытие понятий: социальные отклонения в девиантном поведении, типы девиантного поведения, группы причин под...

Психологическая характеристика на ребенка с отклоняющимся поведением

Образец психологической характеристики ребенка с девиантным поведением, ЗПР....

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"

Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям в коррекционной работе по предупреждению неврозов у детей разного возраста, имеющих отклонения в поведении.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ОТКЛОНЕНИЙ.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ В КОРРЕКЦИННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕ...

Выявление причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде

В статье приводится анкета по выявлению причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде....

Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков

Знакомство с термином девиантное поведение. Рекомендации родителям подростка по профилактике отклоняющегося поведения....