СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
рабочая программа

Травкина Татьяна Анатольевна

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант 4)».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант 4) .

Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr.docx66.38 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81            Факс: (499)177-67-66             E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001            ОКАТО 45290590000            ОГРН 1037700227157             ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»

на заседании МО

«___»__________2019г

 

 

«Утверждаю»

Директор        

_________________/_________

«___»__________2019г

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Фамилия, имя обучающегося:  

Класс:1 (2 год обучения)

Учитель: Травкина Татьяна Анатольевна

2019

1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: Сухарев Денис Алексеевич

Возраст ребенка: 8 лет

Место жительства: Москва

Мать: Трофимова Елена Борисовна

Отец: Сухарев Алексей Васильевич

Год обучения: 2

Группа (особые потребности):  

Класс: 1 (подготовительный)

Заключение ЦПМПК: Адаптированная основная общеобразовательная программа для глухих обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей глухого обучающегося (вариант 6.4)

2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.

Денис обучается в 1 (дополнительном) классе (второй год обучения) класс ГКОУ СКШИ №65 с октября 2019 года. По заключению ЦПМПК у обучающегося умеренная умственная отсталость, ДЦП. Рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. Имеется заключение врачебной комиссии об организации индивидуальной формы обучения.  

Мама - домохозяйка. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка. В семье ещё есть ребенок (девочка). Семья социально благополучная. Культурно - бытовые условия в семье удовлетворительные. Мальчик периодически болеет соматическими заболеваниями.   Передвигается с поддержкой взрослого.  

Денис активен, быстро адаптируется к образовательным условиям и легко вступает в контакт с детьми. В настоящее время мальчик   проявляет интерес к общению с педагогами, откликается на свое имя.  Похвалу и порицание оценивает не всегда адекватно, в   возбужденном состоянии проявляется аутоагрессия.   Проявляет реакции протеста, самоконтроль не развит. Общая и мелкая моторика, навыки самообслуживания не развиты, движения неточные.  Необходимо развитие мелкой моторики и функции кисти. Нормализация мышечного тонуса верхних конечностей. Кинетические упражнения, массаж кистей и пальцев рук. Ведущая рука –правая. Выраженное недоразвитие познавательных процессов, отсутствие речи, двигательные нарушения, несформированность навыков самообслуживания обуславливает выбор таких разделов из программы обучения, которые направлены на их коррекцию.

Таким образом, выстраивается интегрированная модель коррекционно -образовательной программы.

 Особенности внимания: Внимание у Дениса неустойчивое, быстро отвлекается.   он часто переключается на посторонние предметы. Для выполнения заданий требуется помощь учителя. Уровень самостоятельности отсутствует.

Особенности памяти: Память слабая. Для выполнения заданий требуется помощь учителя и постоянное повторение пройденных тем. Зрительный контакт не всегда фиксированный, часто проявляется «скользящий» взгляд. Невербальные средства общения не сформированы. Предметная деятельность на манипулятивном   уровне.  Требуется более длительное время на прохождения одной темы.

Особенности речевого развития: Условно-двигательная реакция на звук выработана. В аппаратах реагирует на голос разговорной громкости. Различает на слух звучание музыкальных игрушек (при выборе из 2-х). Устная речь формируется с затруднениями. Обращенную речь понимает, только знакомые слова, фразы, связанные с деятельностью ребенка. Самостоятельная речь неразвита, только отдельные звуки (гласные и согласные «м», «н», «б», «д») и слова (на, дай, мама, баба). В контакт вступает с помощью естественных жестов. Для поддержания контакта необходима положительная стимуляция.

Особенности мышления: Познавательные потребности не    сформированы, темп работы медленный, мышление наглядно – образное.

Интеллектуальное развитие ниже возрастной нормы, наблюдается нарушение эмоционально – волевой сферы, но при соответствующей коррекции нарушений в условиях индивидуального обучения отмечаются положительные результаты. Сенсорные эталоны не усвоены. Яркие игрушки могут вызвать интерес. Лепка и рисование не всегда вызывают интерес. Интерес вызывает   не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (форма, цвет).  Потребность к самостоятельности не сформирована.  

 В настоящее время задания выполняет только с помощью педагога.

По предмету «математика»: Денис выделяет признаки цвета, формы, величины по подражанию действиям взрослого, выделяет один предмет из множества и собирает множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого. Геометрические фигуры знает, назвать не может, но покажет. Не ориентируется в пространственном расположении и определении месторасположения предметов, отсутствуют временные представления. Соотносит «один» «много».

По  предмету «Письмо»: У   Дениса не сформирована  письменная    и устная речь, узнавание (различение) образов графем (букв). Общая и мелкая моторика слабо развиты. Словарный запас не сформирован для его возрастного уровня. Задание выполняет с помощью учителя.   Карандаш умеет держать, но графомоторные навыки слабо развиты.    

  По предмету « Общение»:  

Денис реагирует на обращенную речь – поворачивает голову, смотрит на говорящего. Дает ответные   звуковые реакции, использует жесты типа «на», «дай», на появившиеся в его поле зрения предметы. Выражает удовольствие/неудовольствие от общения с помощью мимических жестов.

По предмету « ФРС и ПСР»: Условно-двигательная реакция на звук выработана. В аппаратах реагирует на голос разговорной громкости. Различает на слух звучание музыкальных игрушек (при выборе из 2-х).  Слабое   речевое и диафрагмальное дыхание. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.  Фонематическая сторона речи состоит только из   гласных звуков (а, о, у, и). Различает и опознает знакомые несложные слоги, слова, с опорой на наглядно-дидактический материал и с помощью учителя.

По предмету «Человек»: У Дениса сформировано соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.  Представление о собственном теле.  Отнесение себя к определенному полу. Дает ответ на сенсорный контакт. Принимает процесс игры.

По предмету «Развитие речи и окружающий природный мир»: сформировано   представление об объектах неживой природы (вода, земля, огонь, лес, река).

По предмету «Окружающий социальный мир»: Ориентируется в помещении класса, школы, столовой. Ориентируется в расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда).  

По предмету «Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)»: Не сформировано умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

По предмету «Адаптивная физкультура»: не сформировано овладение     доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств), двигательных навыков, координации, последовательности движений.

По предмету «Предметные действия»: не сформированы навыки работы с инструментами (ножницы, клей, пластилин), нет концентрации внимания на деятельности.

По предмету «Домоводство»: не сформирован интерес к трудовой деятельности и различение простейших трудовых инструментов, умение пользоваться ими.

По предмету «Самообслуживание»: Не сформированы навыки самообслуживания, не умеет пользоваться туалетной комнатой (находится в памперсе). Требуется помощь взрослого.

Приоритетной областью образования глухого ребёнка с нарушениями являются такие учебные предметы как    письмо, общение (письменная и устная речь), математика, человек, физическая культура, РСВ и ПСР в условиях индивидуального обучения.  

Заключение и рекомендации ППк   

Специалисты

Дефициты ребенка (заключение школьного консилиума)

Ресурсы ребенка (заключение школьного консилиума)

Задачи развития ребенка на учебный год

Педагог-психолог

Внимание неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости.

Недоразвитие мотивационной сферы.

Хорошо принимает стимулирующую и организующую помощь

Формирование доступных коммуникативных умений.

Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Коррекция памяти, внимания и мышления

Формирование реакций на речевые стимулы

Учитель (сурдопедагог)

Присутствует реакция на речевые и неречевые звуки.

Зрительный контакт, фиксация взгляда недостаточные.

Коммуникативная функция не сформирована. Речь и альтернативная коммуникация отсутствуют.

Навыков жестового языка и альтернативной коммуникации нет.  

Критичность поведения отсутствует.

Бытовыми, гигиеническими   и навыками самообслуживания не владеет.

Состояние крупной и мелкой моторики имеет специфическое недоразвитие в связи с ДЦП.

Ребенок не может повторить движения за учителем ни синхронно, ни по образцу.

Графо-моторными навыками не владеет. Удерживает карандаш или ручку, но графический след на бумаге не точный.

Навыки письма, рисования, лепки, конструирования отсутствуют.

Игровая деятельность отсутствует.

Эмоционально стабилен.

Усидчив.

Проявляет интерес к дидактическому материалу.

Реагирует на эмоциональное одобрение.

Принимает помощь и стимулирующую поддержку взрослого.

Отмечается положительная динамика в процессе формирования бытовых, учебных и коммуникативных навыков, при постоянной направляющей помощи учителя.

Формирование представлений об окружающих предметах.

Развитие доступных средств общения.

Формирование бытовых и гигиенических навыков самообслуживания

Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале

Развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики.

Формирование элементарных представлений.

3. Индивидуальный учебный план

Предметные области

Учебные предметы                                  Классы

Количество часов в неделю

1 и/о

(2 год обучения)

ВСЕГО

 (3)

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Общение

4

4

Псиьмо

3

3

Математика  и применение математических знаний

Математические представления

4

4

Окружающий мир

Развитие речи и окружающий природный мир

1

1

Человек

1

1

Самообслуживание

1

1

Окружающий социальный мир

1

1

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

3

3

Технология

Предметные действия

1

1

Домоводство

1

1

Итого

21

21

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую работу)

3

3

Коррекционно-развивающая работа  

Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи

3

3

Всего к финансированию

24

24

4. Содержание образования в условиях организации и семьи.

4.1 Коррекция проблемного поведения.

Вид (виды) проблемного поведения:

(виды) проблемного поведения:

  • неадекватный крик, плач
  • физическое сопротивление
  • самоагрессия

Причина проблемного поведения:

  • избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; внутренний дискомфорт)
  • получение желаемого (ребёнок требует какой-либо конкретный предмет, привлекательный для него; стремится к выполнению какого-то действия; сенсорная стимуляция)

Способы коррекции неадекватного крика:

  • формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации

Способы коррекции неадекватного плача:

  • прерывание эпизода самоагрессии с переключением на адекватное поведение
  • предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии
  • прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения

Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения:

  • отработка необходимых инструкций в контексте, отличном от проблемной ситуации

Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных):

  • поощрение при отсутствии проблемного поведения
  • предотвращение утомления и психологического дискомфорта
  • переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения

Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Содержание

1.Письмо

1.1 Добуквенный период.

1.1.2. Подготовка учащегося к обучению письма,   формирование  навыков пользования карандашом, ручкой, обводить и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, элементы букв.

1.1.3.Формирование  навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

1.1.4.Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета.

1.1.5.  Обучение конструированию простых предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ёлочка и др.).

1.2.1. Буквенный период.

1.2.2. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.

1.2.3. Обучение рисованию карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями.

1.2.4. Обучение обведению  карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

1.2.5. Обучение написанию основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

1.2.6. Обучение правильному письму, начертанию букв и соединению их в слоги, слова.

2.Общение

2.1.1. Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника.  

2.1.2. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы).

2.1.3.  Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).

 2.1.4. Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).

2.1.5. Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).

2.1.6. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).

2.1.7. Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

2.1.8. Выражение благодарности звуком (словом, предложением).

 2.1.9. Обращение за помощью, приветствие (прощание) с использованием пиктограмм.

 2.2.1.Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа)

 2.2.2.Понимание простых по звуковому составу слов (бабушка, дедушка)

2.2.3.Понимание простых по звуковому составу слов (дядя, тетя)

2.2.4.Понимание простых по звуковому составу слов (учитель, воспитатель)

2.2.5. Реагирование на собственное имя.

2.2.6. Узнавание (различение) имён членов семьи

2.2.7. Узнавание (различение) имён педагогов

2.2.8. Понимание слов, обозначающих «природа»

2.2.9. Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.3.1. Понимание слов, фраз, обозначающих «праздники»

2.3.2. Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.3.3.Понимание слов, обозначающих «зима»

2.3.4.Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.3.5.Понимание слов, обозначающих предмет стол, стул

2.3.6.Понимание слов, обозначающих предмет шкаф, кровать

2.3.7.Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.3.8.Понимание обобщающих понятий «мебель»

2.3.9.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «зайка»

2.4.1.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «мишка»

2.4.2. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «машинка»

 2.4.3.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «кукла»

2.4.4.Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.4.5.Понимание обобщающих понятий «игрушки»

2.4.6.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «яблоко»

2.4.7.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «банан»

2.4.8.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «груша»

2.4.9.Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.5.1.Понимание обобщающих понятий «фрукты»

2.5.2.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «морковь»

2.5.3.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «капуста»

2.5.4.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «помидор»

2.5.6.Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.5.7.Понимание  обобщающих  понятий  «овощи»

2.5.8.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «кофта»

2.5.9.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «штаны», «брюки»

2.6.1.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «юбка»

2.6.2.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «куртка»

2.6.3.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «шапка»

2.6.4.Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.6.5.Понимание обобщающих понятий «одежда»

2.6.6.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «тарелка»

2.6.7.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «ложка»

2.6.8.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «стакан»

2.6.9.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «кружка»

2.7.1.Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.7.2.Понимание обобщающих понятий «посуда»

2.7.3.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «ворона»

2.7.4.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «воробей»

2.7.5.Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.7.6.Понимание обобщающих понятий «птицы»

2.7.7.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «заяц»

2.7.8.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «волк»

2.7.9.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «кошка»

2.8.1.Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета «собака»

2.8.2.Подбор картинок, предметов к услышанному слову

2.8.3.Понимание обобщающих понятий «животные»

2.8.4.Понимание слов,  обозначающих  состояние

2.8.5.Понимание слов, обозначающих состояния (громко, тихо)

2.8.6.Понимание слов, обозначающих состояния (быстро, медленно)

2.8.7.Понимание слов, обозначающих состояния (хорошо, плохо)

2.8.8.Понимание слов, обозначающих состояния (весело, грустно)

2.8.9.Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть)

2.9.1.Понимание слов, обозначающих действия предмета (сидеть, стоять)

2.9.2.Понимание слов, обозначающих действия предмета (бегать, спать)

2.9.3.Понимание слов, обозначающих действия предмета (рисовать, играть)

2.9.4.Понимание слов, обозначающих действия предмета (гулять)

2.9.5.Понимание слов, обозначающих места расположения объектов «на столе»

2.9.6.Понимание слов, обозначающих места расположения объектов «около дома»

2.9.7.Понимание слов, указывающих на объекты (я, ты)

2.9.8.Понимание слов, указывающих на объекты (свой, мой)

2.9.9.Понимание слов, указывающих на объекты (это)

3.1.Математическое представление

3.1.2.Соотнесение предметов по цвету.

3.1.3.Соотнесение предметов по форме.

3.1.4.Соотнесение количества предметов с жестом.

3.1.5.Соотнесение количества предметов и цифры.

3.2.1.Обведение фигур по точкам

3.2.2.Написание цифр 1,2,3.

3.2.3.Пересчет предметов и показ жеста (в пределах 3)

3.2.4.Соотнесение количества предметов и жеста.

3.2.5.Соотнесение предметов по цвету.

3.3.1.Соотнесение предметов по форме.

3.3.2.Соотнесение количества предметов с жестом.

3.3.3.Соотнесение количества предметов и цифры.

3.3.4.Обведение фигур по точкам

3.3.5.Написание цифр 1,2,3.

3.4.1.Одинаковые - разные

3.4.2.Один-много

3.4.3.Что на что похоже.

3.4.5.Столько же, одинаково (по количеству)

3.4.6.Один, два, много

3.4.7. Сколько? (в пределах 3)

4. Человек

4.1. Представление  о себе

4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду

4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки)

4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)

4.1.4. Знания    о назначении   частей   тела

4.2. Семья

4.2.1. Узнавание (различение)  членов семьи

4.2.2. Узнавание  (различение) детей и  взрослых

4.2.5. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи

4.3. Гигиена тела

4.3.1. Различение вентилей с горячей и холодной водой

4.3.2. Регулирование  напора струи воды

4.3.3. Смешивание воды  до комфортной температуры

4.3.4. Вытирание рук  полотенцем

4.3.5. Сушка рук с помощью автоматической сушилки

4.3.6. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук)

4.3.7. Нанесение  крема на руки

4.3.8. Подстригание  ногтей ножницами

4.4. Обращение с  одеждой и обувью

4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки))

4.4.2. Знание  назначения предметов одежды

4.4.3. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты))

4.4.4. Знание  назначения деталей предметов одежды

4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)

4.5. Прием пищи

4.5.1. Сообщение о желании пить

5. Окружающий социальный мир

5.1. Школа

5.1.1. Узнавание (различение) помещений школы

5.1.2. Знание назначения помещений школы

5.1.3. Нахождение помещений школ

5.1.4.Узнавание (различение) школьных принадлежностей

5.2.1.Семья

5.2.2. Члены семьи

5.2.3.Умение выражать свой интерес к другому человеку

5.2.4. Предметы и материалы, изготовленные человеком

5.2.5. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает, твердая, мягкая)

5.3. Предметы быта

5.3.1. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод

5.3.2. Знание назначения предметов мебели

5.3.3. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож

5.3.4. Знание назначение предметов посуды

5.4. Квартира, дом, двор

5.4.1. Узнавание (различение) частей дома (крыша, окно, дверь)

5.4.2. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон)

5.4.3. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире

5.5.1. Транспорт

5.5.2. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый)

5.5.3. Знание назначения наземного транспорта

6.1.Развитие речи и окружающий природный мир.

6.1.1.Соотнесение предмета и его изображения.

6.1.2.Показ жестом цвета предметов и изображений.

6.1.3.Показ жестами размера объектов природы и их изображений.

6.1.4.Нахождение одинаковых предметов в разных вариантах.

6.1.5.Нахождение объекта  в другом изображении

6.2.1. Времена года. Основные отличия.

6.2.2.Части суток.

6.3.1. Фрукты.

6.3.2. Овощи.

6.3.3. Фрукты и овощи.

6.3.4. Животные.

7.1.Самообслуживание

7.1.2. Организация рабочего места.

7.1.3. Учебные вещи.

7.1.4.Учебные вещи и игрушки.

7.1.5.Одевание куклы.

7.2.1.Режим дня.

7.31.Посещение туалета.

7.4.1.Мытье рук.

7.5.1.Прием пищи.

7.5.2.Питье.

7.6.1.Игрушки.

7.6.2.Учебные вещи.

7.6.3.Одежда сезонная.

7.6.4.Одежда для мальчиков.

8. Адаптивная физкультура

8.1. Физическая подготовка

8.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения

8.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке

8.1.2.6. Круговые движения кистью

8.1.2.7. Сгибание фаланг пальцев

8.1.2.8. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

8.1.2.9. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения

8.2.1. Приседание

8.2.2. Ползание на четвереньках

8.2.3. Ходьба по доске, лежащей на полу

8.2.4. Ходьба по гимнастической скамейке

8.2.5. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

8.3.1 Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе

8.3.2. Ходьба с изменением темпа (направления движения)

8.3.3. Ползание, подлезание, лазание, перелезание

8.3.4. Ползание на животе, на четвереньках

8.3.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза

8.3.6. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену)

8.3.7. Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками

8.3.8. Метание в цель.

9.1. Предметные действия.

9.1.2.Собирание матрешки, пирамидки.

9.1.3.Пальчиковая гимнастика

9.1.4.Собирание пазлов (геометрические фигуры)

9.1.5.Вырезание геометрических фигур

9.1.6.Изготовление аппликаций

9.2.1.Складывание фигур по образцу.

9.2.2.Работа с пластилином.

9.2.3.Собирание матрешки, пирамидки.

9.2.4.Пальчиковая гимнастика

9.2.5.Собирание пазлов (геометрические фигуры)

9.3.1.Вырезание геометрических фигур

9.3.2.Изготовление аппликаций

9.4.1.Названия предметов и материалов

10.1.Домоводство.

10.1.1. Фрукты.

10.1.2.Овощи.

10.1.3.Одежда.

10.1.4.Уход за одеждой.

10.1.5. Столовая.

10.2.1.Продукты питания.

10.2.2.Домашние вещи.

10.2.3.Мебель в доме.

10.2.4.Комнатные растения.

11.1. Изобразительная деятельность.

11.1.2.Лепка из пластилина.

11.1.3.Аппликация.

11.1.4. Рисование карандашом. Элементарные линии и изображения

11.2.1.Рабочие инструменты.

4.3. Нравственное развитие.

Направление

Содержание

Отношение к себе и к другим, как к самоценности.

  1. Умение устанавливать контакт, взаимодействовать с людьми;
  2. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
  3. Умение сопереживать, доброжелательно и уважительно относиться к окружающим;
  4. Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

  1. Усвоение правил совместной деятельности;
  2. Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами;
  3. Делиться игрушками, сладостями и др.;
  4. Спокойно вести себя в помещении и на улице;
  5. Сочувствовать;
  6. Помогать друг другу;
  7. Радоваться своим успехам и успехам других;
  8. Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место.

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды:

  • Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора;
  • Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой;
  • Экономить электроэнергию, выключать своевременно свет.

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня:

  • Соблюдать режим дня;
  • Гулять на свежем воздухе в любое время года;
  • Играть в спортивные и подвижные игры со сверстниками в школе и на улице;
  • Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.;
  • Мыть фрукты и овощи перед употреблением;
  • Одеваться на улицу по погоде;
  • Соблюдать режим просмотра телевизора, пользования компьютером.

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе:

  • Соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц; не включать громко музыку;
  • Убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п., выбрасывать его в контейнер или уносить с собой;
  • Не бросать мусор в воду, особенно острые предметы, которые могут ранить окружающих;
  • Не трогать и не обижать птиц и животных, живущих в городе, в лесу и в водоемах, не разорять их гнезд;
  • Не ловить ради забавы жуков, бабочек, муравьев, лягушек и др.;
  • Охранять растения, не рвать цветы на клумбах и газонах;
  • Не ломать деревья, не повреждать их.

Знание правил здорового питания:

  • Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания);
  • Есть каждый день овощи и фрукты;
  • Не есть всухомятку;
  • Не есть перед сном;
  • Меньше есть сладостей;
  • Не есть сладости перед приемом пищи;
  • На завтрак есть кашу;
  • Ежедневно есть молочные и мясные продукты, крупы, макаронные изделия, хлеб;
  • В обед есть горячее первое блюдо, второе блюдо из птицы, мяса, рыбы с гарниром, овощной салат; кисель, компот или фруктовое пюре.

Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.

  • Не переедать и не голодать;
  • Следить за чистотой рук и тела, чистотой одежды;
  • Не переохлаждаться и не перегреваться;
  • Соблюдать двигательный режим.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

  • Спокойно заходить в кабинет врача;
  • Отвечать на вопросы врача, показывать, что и где болит;
  • Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п.;
  • Позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию;
  • Позволять врачу делать укол, терпеть, если больно.

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  • Соблюдать правила безопасности на дороге (переходить через дорогу в разрешенном месте, по светофору, не перебегать дорогу перед движущимся транспортом и др.);
  • Обращаться за помощью к окружающим;
  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, поезде, самолете).

4.5. Коррекционно-развивающая работа (внеурочная деятельность).

Внеурочная деятельность предусматривает проведение коррекционно-развивающих занятий: «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» и  участие в общешкольных мероприятиях и внеурочных мероприятиях, направленных на развитие личности ребенка: конкурсы, выставки, игры, экскурсии, занятия в кружках, праздники и другое.

 Содержание

Слуховое  восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)  

- Локализация неподвижного удаленного источника звука

- Соотнесение звука с его источником  

- Нахождение одинаковых по звучанию объектов

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

Знакомство учащегося с учителем. Приветствие.

Прогулка по школе.

Привлечение внимания учащегося к предметам в классе.

Рассматривание   предметов.  Игра «Любимая игрушка».

Фиксация взгляда на объекте. Игра «В магазине игрушек».

Это – я. Чтение телесных и мимических движений.

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица учителя и его действиям.

Движение по различным сенсорным дорожкам.

Двигательные упражнения «Покажи, как это делают».

Упражнения с использованием куклы «Слушай и показывай на кукле».

Игровые упражнения с куклой.

«Чтение» изображений на картинках.

Визуальные упражнения с картинками: покажи куклу, мячик.

Мои игрушки.

Визуальные упражнения с картинками: покажи кубик, пирамидку.

Нахождение игрушки по картинкам

Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).

Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка).

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и  потешек.

Упражнения на движения по подражанию.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

Упражнение «Слушай стишок и показывай картинку».

Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза».

Упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи машинку, мишку.

Упражнения с игрушками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи зайчика, белочку.

-Аудиальные и двигательные упражнения (речевые физминутки).

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя.

Нахождение игрушки по картинкам.

Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Мои игрушки

Свободные предметные игры с любимыми игрушками: катать машинку, бросать мяч, строить башню.

Игры с образными игрушками.

Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам.

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя.

Нахождение игрушки по картинкам. Игровые ситуации.

Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

Знакомство с пиктограммами «кукла»

Знакомство с пиктограммами «мяч»

Знакомство с пиктограммами «машина».

Пиктограммы: Я играю. Играю с машиной.

Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками.

Моя семья

Рассматривание фотографий членов семьи. Показ их на фотографии.

Проигрывание в играх ситуаций, отражающих заботливое отношение членов семьи друг к другу.

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка».

Пиктограммы. Закрепление. Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками.

Формирование произносительной стороны речи

Диагностическое   обследование. Вызывание гласных звуков

Сопоставление артикуляций звуков а,о,у. Правильное произнесение совместно с учителем и самостоятельно звуков а,о,у. Различать звуки на слух и в произношении.

Вызывание звуковых комплексов: «АУ-АУ», «УА-УА»

Повышение понижение тона на гласных звуках

Работа над звукоподражанием слогов

Вызывание междометий: «АХ-АХ», «ОХ-ОХ»  и.т.д.

Гласные звуки [а], [о], [у]. Выделение в слове гласных звуков [а], [о], [у] в сильной позиции. Выделять звуки, дифференцировать

Внеурочная деятельность

«1 сентября - День Знаний», присутствие на торжественной линейке.

Экскурсии в осенний парк. Наблюдения за сезонными изменениями в природе

«Новый год», подготовка к мероприятию: изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки; присутствие на новогоднем празднике

«Масленица», подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии.

23 февраля, знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему « Наша армия»

8 Марта, знакомство с атрибутами праздника, разучивание стихотворения для поздравления мамы.

«Пасха», подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений

Игра, игры с мячом, куклой, настольные дидактические игры «Лото», «Домино».

Прогулки на улице Экскурсии в весенний парк, игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк.

День Победы, подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В УХОДЕ И

ПРИСМОТРЕ.

День недели

Время

8.30-9.10

9.10-9.30

9.30-12.40

12.40-13.15

Понедельник

-

Завтрак (присмотр  Уколова Е.Н.,)

-

Обед

(присмотр

Гудков И.Ю.)

Вторник

-

Завтрак (присмотр  Морозова Е.В.)

-

Обед

(присмотр

Морозова Е.В.)

Среда

-

Завтрак (присмотр  Морозова Е.В.)

-

Обед

(присмотр Гудков И.Ю.)

Четверг

-

Завтрак (присмотр  Морозова Е.В.)

-

Обед

(присмотр Уколова Е.Н.)

Пятница

-

Завтрак (присмотр Морозова Е.В.)

-

Обед

(присмотр Травкина Т.А.)

  1. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР

ФИО

Должность

Травкина Т.А.

Учитель (сурдопедагог), общение

Мачулина Е.О.

Педагог-психолог

Гудков И.Ю.

Учитель (адаптивной физической культуры)

Морозова Е.В.

Учитель (математическое представление, домоводство, самообслуживание, предметные действия, изобразительная деятельность, развитие речи и окружающий природный мир)

Соловая М.

Учитель (человек)

Уколова Е.Н.

Учитель(письмо)

  1. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Психологическая поддержка семьи

Индивидуальные консультации с психологом

Октябрь - «Всестороннее развитие глухого учащегося в процессе специального обучения»

Декабрь - «Коррекция проблемного поведения в условиях семьи»

Задачи семьи и школы в неразрывном взаимодействии в процессе обучения и общения.

 Родители – активные участники школьных дел;

Посещение родителями уроков/занятий в организации;

Информирование электронными средствами;

Ежедневные личные встречи, беседы;

Просмотр и записи в тетрадях ребенка;

Просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома.

Посещение внеклассных мероприятий;

По запросу родителя, учителя, специалиста не реже 1 раза в месяц;

Ежедневно;

Ежедневно;

Ежедневно;

По запросу родителя, учителя, специалиста не реже 1 раза в месяц;

8.Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР

Учебники: Русский язык (2-х частях) 1 класс Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, ФГОС ОВЗ, М.; Просвещение. 2019;

Математика. Т.В. Алышева. 1 класс в 2-х частях. ФГОС ОВЗ. М.; Просвещение. 2019; Чтение. С.Ю. Ильина, А.А. Богданова. 1 класс в 2-х частях. М.; Просвещение. 2017; Мир и человек. 1 класс в 2-х частях. Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова, М.; ФГОС ОВЗ; Просвещение,2019.

Атлас по природоведению «Природа и климат» М.; Школьная пресса.2010; «Технология» Ручной труд. Л.А. Кузнецова. ФГОС ОВЗ. М.; Просвещение.2019;

Развивающие пособия: «Рассказы о временах года: зима, весна, лето, осень», «Я узнаю окружающий мир», «Экология и мы», «Увлекательная математика в начальной школе», «Школа развития», кубики, геометрические формы, пирамидка, юла, фотографии членов семьи, таблички со словами для развития глобального чтения, предметные и сюжетные картинки.

 Парные картинки по темам: «Животные дикие и домашние», «Насекомые», «Цветы». Плакаты по темам, карточки, картины.

Дидактические игры: «Профессии», «Времена года», «Кто, где живёт?», «Кто, что ест?», «Наведи порядок», «Сложи слово», «Найди и прочитай».

Технические средства: слуховые аппараты – 2 шт.

  - музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудка, трещетка);

-предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями, бросовый материал, набор пиктограмм; мнемокартинки, трафареты;

-инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

Примечание/описание

1. Пассивное участие/соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дн

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельного  использования

+

Педагоги:

учитель-дефектолог (сурдопедагог)________________/___________/__________

педагог-психолог _______________________________/___________/__________

учитель адаптивной          

физкультуры__________________________________/___________/___________

учитель   _____________________________________/___________/___________

учитель _____________________________________/___________/____________

учитель ____________________________________/____________/____________

Заместитель директора: _______________________________/__________________/_________________

                                                                                                             Подпись                                       ФИО                                    Дата

ФИО родителя (законного представителя) 

Подпись ____________________                                                                          Дата_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...

Методические рекомендации по разработке специальной программы развития (СИПР) для детей с умеренной, глубокой и тяжёлой умственной отсталостью

Представлен опыт работы по разработке СИПР на основе варианта 2 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью....

Конспект урока по специальности « Баян» «Освоение клавиатуры на инструменте, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности»

Конспект урокапо специальности   « Баян»«Освоение клавиатуры на инструменте,развитие технических навыкови творческих способностейна уроке специальности»...

Мастер-класс "Использование специальных приемов развития языкового анализа и синтеза на уроках учителями-предметниками"

Мастер-класс знакомит учителей-предметников со специфическими приемами развития языкового анализа и синтеза, которые возможно использовать на уроках по изучению разных учебных дисциплин....