Программа кружка по курсу финансовая грамотность "Основы семейного бюджета"
учебно-методический материал (6 класс)

Мозоль Любовь Николаевна

Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, школах-интернатах и семьях с низким социальным статусом, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.

В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основы семейного бюджета43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные  основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»

Рассмотрено на МО                                                                  Протокол № __ от «___» ______2019 г                                 Рук.МО    _______ ф.и.о.

Согласовано  ЗД поВР

______Летюшевой Т.П.

«_____» _________2019 г

Утверждаю директор

________ С.М. Крымзина

 «_____» _________2019 г

Приказ  № ____

от  «___» ______2019 г                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»

(указать курс внеурочной деятельности)

Уровень образования (6 класс)

Количество часов 34 часа

Воспитатель: Мозоль Любовь Николаевна

Программа разработана на основе Корлюгова, Ю. Н.

Финансовая грамотность М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

р.п.Ванино

2019 год

  1. Пояснительная записка.

                Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, школах-интернатах и семьях с низким социальным статусом, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.

В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
  • Федеральным государственным образовательным  стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • Методическими рекомендациями  по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
  •  «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 6 класа в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа.
  • Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
  • Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

  • Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Для решения поставленной цели используется коррекционно-развивающая среда (см. Приложение 1)

  1. Планируемые  результаты (личностные и предметные)   освоения  факультативного  курса:

Программа прикладного курса «Финансовая грамотность» направлена на развитие результатов:

Первый  уровень  результатов –  приобретение  школьником  первоначальных представлений  (что такое деньги и какими они бывают, об источниках доходов в семье, о происхождении названий и видов денег, приводить примеры первых монет, иметь представление о наличии и роли банков и т.д.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим педагогом как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – осознание себя как члена семьи, общества и государства, наличие представления о значимости денежных средств и необходимости трудовой деятельности.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к (преимуществам и недостаткам разных видов денег, к условиям вкладов и кредитов, сформированность мотивации к обучению и познанию  умения сравнивать виды денег, знание принципа и наличие опыта работы с пластиковой картой, соблюдение этических норм при работе с информацией и правил безопасного поведения при работе с банкоматами, описывать и сравнивать источники доходов семьи, объяснять причины различий в заработной плате,  объяснять, как связаны профессии и образование, описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.  Приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи и т.д.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника  с  другими  школьниками  на  уровне  класса, школы (в защищенной, дружественной ему среде).

2-й уровень – понимание необходимости банковской структуры для общества, овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых операций (пластиковая карта) и отношений.

Третий уровень результатов – получение  школьником  опыта самостоятельного социального действия: (осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; овладение навыками контроля и оценивания своих действий, умения вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

умения объяснять роль банков, объяснять условия вкладов и кредитов, рассчитывать проценты на простых примерах, объяснять принцип работы пластиковой карты; описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий и т.д.»

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в современном экономическом пространстве, владеет навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Реализация данной Программы позволит:

  • повысить личностный и социальный потенциал школьников с нарушением интеллекта, их готовность к интеграции в систему социальных отношений (адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение, приобретение умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками);
  • содействовать формированию самопознания, саморазвития и опыта самореализации обучающихся в социуме (овладение навыками контроля и оценивания своих действий, умению вносить соответствующие коррективы в их выполнение);
  • осознавать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нем (адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи);
  • осмысливать свою ближайшую жизненную перспективу.

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.  

На основании показателей (средний балл) динамики развития жизненных компетенций, социальном развитии обучающегося с УО делается вывод о результатах внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» (уровнях сформированности достижений воспитанника в сфере жизненной компетенции и социальном развитии) школьников по трем уровням:

0 – 2,9 балла – 1 уровень

3 –    4 балла – 2 уровень

4,1 – 5 баллов –3 уровень

Тематический план по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 6 классе

на 2019 – 2020 учебный год

Учебный модуль

Часы

Основные виды деятельности обучающихся

Что такое деньги и какими они бывают

5

•  Описывать свойства предмета, играющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

•Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

Современные деньги России и других стран

8

•Знать, что денежной системой страны управляет центральный

Банк.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

Семейный бюджет

10

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

 • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

 • Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

 • Описывать формы сбережений.

• Описывать последствия превышения расходов над доходами. • Объяснять, при каких условиях можно одалживать деньги.

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

•  Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять условия кредита, приводить примеры.

• Описывать направления расходов семьи.

• Классифицировать виды благ.

• Рассчитывать размер потребительской корзины на условных примерах.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

3

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

• Различать обязательное и добровольное страхование. •Объяснять, почему существует обязательное страхование.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

• Сравнивать различные виды страхования.

Семья и государство: как они взаимодействуют

4

• Объяснять, почему государство собирает налоги.

• Приводить примеры налогов.

• Описывать, как и когда платятся налоги.

• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

• Приводить примеры уплаты налогов в семье.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

4

• Приводить примеры банковских услуг.

• Описывать условия вкладов и кредитов.

• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

• Объяснять, почему и как страхуются вклады.

• Находить информацию о вкладах и кредитах.

• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

• Объяснять условия кредита, приводить примеры.

• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Всего

34

  1. Содержание факультативного курса:

        

Программа содержит 6 модулей:

 

Что такое деньги и какими они бывают: как появились деньги. Основные понятия: бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги. История монет. Основные понятия: аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий.  Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».  Бумажные деньги. Основные понятия: Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры.

Современные деньги России и других стран: банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Безналичные деньги. Основные понятия: Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пинкод. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные Основные понятия: Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта.  Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Семейный бюджет:

Откуда в семье берутся деньги. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия: Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность.  Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься: кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы.

Семья и государство: как они взаимодействуют: налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. государство собирает налоги для выполнения своих функций и социальной поддержки. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Товары текущего потребления, пенсия, премия, зарплата, услуги, стипендия, товары длительного пользования, пособия, бюджет, сбережения. Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье: банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

  1. Формы организации факультативных курса: тестовое задание; решение задач; решение кроссворда и анаграммы; мини-исследование; графическая работа: построение схем и диаграмм связей; творческая работа: постер, компьютерная презентация, викторина; проект.

Основные виды факультативной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).

  1.  Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 6 классе на 2019 – 2020 учебный год

Тема, модуль

Часы

Дата

6А кл.

Дата

6Б кл.

Что такое деньги и какими они бывают (5 ч.)

1

Что такое деньги и откуда они взялись

1

04,09,19

09,09,19

2

Как появились деньги

1

11,09,19

16,09,19

3

 История монет

1

18,09,19

23,09,19

4

Какие деньги были раньше в России

1

25,09,19

30,09,19

5

Итоговая работа по разделу

1

02,10,19

07,10,19

Современные деньги России и других странах (8 ч.)

1

 Бумажные деньги

1

09,10,19

14,10,19

2

 Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

1

16,10,19

21,10,19

3

 Безналичные деньги

1

23,10,19

06,11,19

4

Представление творческих работ

1

11,11,19

13,11,19

5

Представление результатов исследований

1

18,11,19

20,11,19

6

Валюты

1

25,11,19

27,11,19

7

Викторина по теме «Деньги»

1

02,12,19

04,12,19

8

Итоговая работа по разделу

1

09,12,19

11,12,19

Семейный бюджет (11 ч.)

1

Откуда в семье берутся деньги

1

16,12,19

18,12,19

2

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

1

23,12,19

25,12,19

3

 На что семьи тратят деньги

1

13,01,20

15,01,20

4

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

1

20,01,20

22,01,20

5

Как правильно планировать семейный бюджет

1

27,01,20

29,01,20

6

Как умно управлять своими деньгами

1

03,02,20

05,02,20

7

Как делать сбережения

1

10,02,20

12,02,20

8

Доходы семьи

1

17,02,20

19,02,20

9

Расходы семьи

1

24,02,20

26,02,20

10

Семейный бюджет

1

02,03,20

04,03,20

11

Итоговая работа по разделу

1

09,03,20

11,03,20

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (3 ч.)

1

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

16,03,2030,03,20

18,03,20001,04,20

2

Итоговая работа по разделу

1

06,04,20

08,04,20

Семья и государство: как они взаимодействуют (4 ч.)

1

Налоги

1

13,04,20

15,04,20

2

Социальные пособия

1

20,04,20

22,04,20

3

Мини-исследование в группах «Государство — это мы!»

1

27,04,20

29,04,20

4

Итоговая работа по разделу

1

04,05,20

06,05,20

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (4ч.)

1

Банковские услуги

1

11,05,20

13,05,20

2

Валюта в современном мире

1

18,05,20

20,05,20

3

Итоговая работа по разделу

1

25,05,20

27,05,20

Литература:

1. Гловели Г.Д.Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (6 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (6 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

Оборудование: компьютер, проектор


Приложение 1

Коррекционно-развивающая среда

(корпус юношей)

1.        Бизиборд (игровые доски настенные).

2.        Наглядно-дидактический материал (печатные пособия, плакаты, стенды, различные формы шнуровок, лото разной направленности), книжки-раскладушки Безопасность ребенка.

3.        Набор карточек «Правила личной гигиены», «Правила поведения в группе», «Правила поведения», «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения в лесу».

4.        Пазлы (русские народные сказки).

5.        Развивающие игры «Времена года», «Сказка в ладошке», «Влево, вправо, вверх и вниз», головоломки, пирамидки, шнуровки.

6.        Набор каточек «Здоровьесберегающие», «Как устроен человек», «Режим дня», «Гигиенические процедуры», «Права ребенка», «Я и мое поведение».

7.        Дидактические игры «Что лишнее?», «Найди пару» (животные, растения, насекомые, деревья), «Парные картинки», «Что изменилось», «Чего не достает» «Лего», «Закончи пословицу».

8.        Настольные игры «Режим дня», «Времена года», «Правила безопасности», шашки, шахматы, мозаика.

9.        Напольные игры: «Веселый лабиринт», «Занимательная математика», «Твистер».

10.        Игровые модули, автомобильная и железная дороги, конструкторы разной величины и формы.

11.        Стенды творческого развития «Радуга красок», «Магия творчества» и наборы для развития мелкой моторики кистей рук.

12.        Наглядный материал «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье» «Календарь года».

13.        Домашняя библиотека (книги по программе и детская литература, энциклопедии, сказки, стихи, загадки. USB-флэш-накопители с коллекцией аудио сказок и обучающими мультфильмами, и документальными фильмами).

14.        Интерактивные столы с алфавитом, таблицей умножения и таблицей сложения.

15.        Профориентационные игры: больница, парикмахерская, магазин, «Буду в Армии служить», «Я водитель», «Автомобильный завод», «Я строитель».

16.        Дидактические карточки с заданиями «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сказки Пушкина А.С.», «В мире сказок», «Здоровое питание».

17.        Трафареты, шаблоны для обведения.

18.        Информационно-познавательный материал: «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье».

19.        Спортивный инвентарь: футбольные, баскетбольные и волейбольные мячи, кегли, бадминтон, уличный теннис, скакалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по финансовой граммоте "Семейный бюджет"

Материал расчитан для учащихся 6 - 8 классов...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Разработка занятия может быть использована во внеурочной деятельности, в частности, при изучении финансовой грамотности в 5-7 классах. В ходе занятия учащиеся усвоят понятие "семейный бюджет", его со...

Технологическая карта урока финансовой грамотности. Семейный бюджет

ПредметОсновы финансовой грамотностиКласс8  классТип урокаУрок открытия новых знанийТемаСемейный бюджетЦель Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и ...

Игра по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Данная игра призвана закрепить у обучающихся полученные знания поосновам финансовой грамотности.Каждая команда – это семья.Игре предшествует подготовительный этап, в процессе которого обучающиес...

Квест "Финансовый детектив. Семейный бюджет"

 ЦЕЛЬ:  познакомить с понятиями: бюджет, доход, расход; заложить основы планирования семейного бюджета, обеспечить усвоение детьми понятия «Бюджет» и его возможных составл...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

технологическая карта урока "Семейный бюджет"  для учащихся 5-6 классов...

Квест-игра на развитие финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Материал внеурочного занятия разработан ю развчающихся, проводится в рамках квест-игры "Семейный бюджет"...