Консультация "Глупые" ошибки на письме"
консультация

Волконская Юлия Поцхвориновна

Очень часто учащиеся делают много ошибок, которые не регламентируются правилами орфографии. В этом случае лучше всего обратиться к логопеду за консультацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Глупые» ошибки на письме»

 Очень часто учащиеся делают много ошибок, которые не регламентируются правилами орфографии. В этом случае лучше всего обратиться к логопеду за консультацией.

Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер и обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи. Их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, родители должны при таких ошибках:

- Ребенок путает и взаимозаменяет звуки (если он не только говорит "сапка" вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака»). Значит, он не слышит, не различает звуки С и Ш, а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему два года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

- Ребенок пропускает в речи слоги или, наоборот, добавляет лишние. Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, та же ритмика. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова.

- Ребенку больше 3,5 лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями.

- Если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание, кроме произношения звуков М и Н.

К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а не позднее шести лет – и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Распознать наличие дисграфии у ребенка вы можете по следующим признакам:

- Он с трудом овладевают письмом: диктанты и выполненные им упражнения содержат множество грамматических ошибок.

- Он не используют заглавные буквы, знаки препинания.

- В дальнейшем он допускает грубые ошибки даже в коротких фразах. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

- Отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Он путает похожие по начертанию буквы: З и Э, Р и Ь.

- Может добавить лишний элемент в написание буквы (лишняя палочка в Ш, например)

- Пишет очень медленно и неровно, почерк очень неровный, как бы «пляшет».

Как помочь ребенку с дисграфией и дислексией? Таким ребятам по силам овладеть чтением и письмом, но если они будут настойчиво и систематически заниматься. Родителям вряд ли это удастся. Школьникам с нарушениями письменной речи нужна своевременная, квалифицированная помощь учителя-логопеда. Коррекция недостатков письма, чтения требует постоянных, систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени и растягивается на годы. Ребёнок нередко отказывается от выполнения учебных заданий или работает только под страхом наказания, проявляет агрессию. Кроме того, отдельные направления в программе начального школьного обучения не помогают в преодолении дисграфии и дислексии, а усугубляют ошибки чтения и письма.

Занятия логопеда проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям. Например, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Обязательно используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

учебный проект « Письмо. История письма. Виды писем».

Аннотация учебного проекта « Письмо. История письма. Виды писем».Учебный проект «Письмо. История письма.  Виды писем « проводится в рамках элективного курса при прохождении темы «Деловые бу...

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....