Мониторинг речи младших школьников.
материал

В начале и конце учебного года использую данный мониторинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_rechi_mladshih_shkolnikov.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг речи младших школьников

   Проблема нарушений устной и письменной речи младших школьников - одна из самых актуальных., так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются средством получения знаний учащихся. Различные речевые нарушения часто являются основой неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптацией. Поэтому и встает вопрос о первичной диагностике учащихся.

   Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности речевых компонентов.

   Логопедический мониторинг позволяет увидеть, насколько изменился уровень речевого развития учащихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме этого это дает возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений: наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.

   Система обследования устной и письменной речи разработана с учетом основных принципов диагностики. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики, а также письменной речи: списывание и письма под диктовку. За основу методики взяты речевые пробы экспресс- диагностики Т. А. Фотековой.

   Система обследования состоит из 8 серий.

Серия 1. Исследование фонематического восприятия. Включает:

- воспроизведение цепочки слогов (да-та-да, ка-га-ка и т.д.);

- называние картинок парами (коза-коса, рожки-ложки).

Серия 2. Исследование звукового анализа. Включает:

- называние первого звука в слове;

- называние последнего звука в слове;

- определение места данного звука в слове.

Серия 3. Исследование звукопроизношения.

- назвать что изображено на картинке;

- повторить за учителем-логопедом.

Серия 4. Исследование сформированности звуко - слоговой структуры.

- называние картинок;

- воспроизведение слов и предложений.

Серия 5. Исследования грамматического строя речи.

- образование сущ. мн.ч. в Им.п. (я назову один предмет, а ты много);

- образование форм Р.п. мн.ч (я назову один предмет, а ты скажи много чего?);

- согласование существительных с числительными;

- согласование прилагательных с существительными;

- понимание предлогов;

- употребление предложно-падежных форм (лошадь без…., девочка кормит…).

Серия 6. Исследование словарного запаса.

- называние существительных, обозначающих части тела, части предметов;

- называние существительных с обобщающим значением;

- называние времен года;

- прилагательные, обозначающие форму предмета;

- «скажи наоборот»;

- употребление глаголов.

Серия 7. Исследование навыков словообразования.

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- образование названий детенышей животного;

- образование качественных прилагательных;

- образование относительных прилагательных;

Серия 8. Исследование связной речи.

- составление предложений по картинке;

- составление рассказа по сюжетной картине;

- составление рассказа по серии сюжетных картин;

- составление описательного рассказа.

Обработку и анализ результатов можно представить в виде таблицы. Максимальный бал соответствует количеству заданий.

 Максимальный бал

1

Фонематическое восприятие

2

Звуковой анализ

3

Звукопроизношение

4

Звуко - слоговая структура слова

5

Грамматика

6

Словарь

7

Словообразование

8

Связная речь

                                                                                                        Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях"

Проект по системе работы с учащимися начальных классов по развитию связной речи....

Рабочая программа по коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников.

Данная программа будет полезна практикующим логопедам массовых школ с классами компенсирующего обучения. Расчитана на 2 года обучения -3-4 класс....

Нарушения письменной речи младших школьников.

В данном материале рассматриваются основные группы дисграфических ошибок письма. Приводятся примеры.Материал будет полезен учителям начальных классов и родителям....

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....