Речевой проект "Дружба с букварем"
проект

Данный проект направлен на формирование мотивации ребенка дошкольного возраста к изучению мира  букв, интереса к чтению через развитие соответствующих навыков. В данном проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к созданию развивающей работы с детьми дошкольного возраста с применением технологии изготовления букваря. Рассматриваются основные практические задачи, теоретические проблемы и сферы практического применения. В полном объеме описана технология, методы и приемы работы с воспитанниками, родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_proekta_bukvar1.pptx2.6 МБ
Файл proekt_borodulina_d.s.48.docx131.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Дружба с букварем» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА № 48 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

Слайд 2

Откуда книга пришла? Печатные книги На Руси первопечатником стал Иван Фёдоров.

Слайд 3

Поход в библиотеку

Слайд 4

Создание Букваря

Слайд 5

Праздник Букваря



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 48 «Золотой петушок»

C:\Мои документы\Кабинет 48\логотип ПЕТУШОК.jpg

 Номинация «Лучший речевой проект»

Тема проекта «Дружба с Букварем»

C:\Users\МБДОУ ДСКВ № 48\Desktop\Букварь\08876.jpg

Автор и участник проекта: Ширкин Илья

Руководитель проекта: учитель-логопед Бородулина Елена Викторовн

Аннотация

Данный проект направлен на формирование мотивации ребенка дошкольного возраста к изучению мира  букв, интереса к чтению через развитие соответствующих навыков. В данном проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к созданию развивающей работы с детьми дошкольного возраста с применением технологии изготовления букваря. Рассматриваются основные практические задачи, теоретические проблемы и сферы практического применения. В полном объеме описана технология, методы и приемы работы с воспитанниками, родителями.

Основной акцент проекта направлен на развитие речевых, моторных навыков, навыков чтения, т.е. на совокупность тех  характеристик, которые являются предпосылками успешной самореализации ребенка в школьном обучении. Новизна в том, что проект построен на основе единого развивающего пространства, которое предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие воспитанников.

Отличительной особенностью проекта является то, что он составлен по определенному плану. Это позволяет педагогу использовать дифференцированный подход к организации развивающей работы с учетом уровня развития ребенка и распределять нагрузку для детей в соответствии их индивидуальных и возрастных особенностей; применять разнообразные технологии и методики, направленные на развитие детей.

В проекте создана модель организации развивающего процесса, определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, что позволяет решение обучающих и развивающих задач осуществлять в разных видах совместной деятельности взрослого и ребенка: игровой, двигательной, познавательной, коммуникативной, продуктивной. Нагрузка на ребенка дается дозировано, соответствует возрастной норме.

Структура и содержание проекта  отвечают указанным целевым установкам.

Предложенный проект соответствует установленным требованиям к развивающей работе с детьми дошкольного возраста и имеет высокую практическую значимость, может быть рекомендован для дошкольных учреждений, коррекционных школ и использован в работе специалистов, осуществляющих развивающую и коррекционную деятельность, а также студентов факультета педагогики и психологии.

Паспорт проекта

Тема

Дружба с Букварем

Образовательная область

Речевое развитие

Цель

Формирование мотивации ребенка дошкольного возраста к изучению мира  букв, интереса к чтению через развитие соответствующих навыков.

Задачи

1.Закреплять знания воспитанников о звуках и буквах, умение читать, составлять слова из букв и слогов, предложения из слов, отгадывать загадки, ребусы.

2. Развивать познавательные и творческие способности воспитанников.

3.Формировать самостоятельность, заинтересованность в результате своей деятельности.

4.Развивать умение работать сообща.

5.Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книге.

6.Показать значимость совместной деятельности родителей и детей.

Новизна

Проект составлен на основе единого развивающего пространства, которое предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие воспитанников.

Сроки реализации

1 учебный год

Результат

  1. Для педагога:

- Освоение проектного метода

- Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост

- Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности

  1. Для  детей

- Воспитанники имеют знания о звуках и буквах, умеют читать.

- Самостоятельно выполняют запланированную деятельность.

- Умеют работать в коллективе.

- Интересуются чтением и книгами.

  1. Для родителей:

- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

План работы

  1. Подготовительный этап  

Проблемная ситуация. Определение цели, задач. Совместное составление плана. Распределение ролей, заданий.

  1. Основной этап

2.1 Развитие проекта. Сбор информации, работа по поиску материалов.

  1.  Выполнение дидактических заданий.  
  2.  Выполнение практических заданий.    
  1. Заключительный этап  

3.1 Подведение итогов. Представление результатов.    

3.2 Создание презентации по результатам проекта.

Описание работы

Актуальность  данной  темы  обусловлена  необходимостью развития ребёнка, в частности речевого развития. Важность речевого  развития подчёркивают и новые стандарты.  Вопрос обучения грамоте дошкольников является  важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который примет наших детей  в 1 класс.  Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечет за собой его развитие.

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе. Кроме того,  по  новым стандартам дошкольное образование является уровнем  общего образования, этим  утверждается необходимость преемственности.

Проблема. В группе детей, занимающихся  у логопеда, есть мальчик Илья. Он умеет бегло читать с 4 лет. В подготовительной к школе группе в  начале учебного года в процессе изучения букв Илья подошел к педагогу с вопросом: «Почему маленькие дети не умеют читать? Почему должны учить буквы? Как быстрее научить наших детей читать?»

Действия педагога: вовлечение детей в обсуждение проблемы, помощь в определении цели совместной работы, задач, плана действий, распределение ролей, заданий.

Выполнение: Илья  вместе с педагогом придумывает план, как осуществить практическое применение знаний о буквах, совместно с детьми создать свой Букварь, чтобы помочь малышам в развитии умений читать.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап  

- Составление  и обсуждение  с  Ильей  и всеми   участниками  проекта поэтапного плана работы;

- Анализ  проблемы: что уже  есть и что надо  сделать;

- Создание  банка  идей  и  предложений;

- Подбор  методической, справочной энциклопедической и художественной  литературы по выбранной  тематике  проекта;

- Подбор  необходимого  оборудования и  пособий  для  практического  обогащения проекта.  Целенаправленности,  систематизации  воспитательно-образовательного  процесса.

  1. Основной этап

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

сентябрь

- Проведение тематического занятия «Книга – твой друг» Цель: формирование у детей интереса к книге и потребность в чтении. 

 (Приложение 1)

 - Проведение специальных занятий по изучению звуков и букв в течение учебного года

Цель: формирование фонематического слуха и восприятия (Приложение 6)

Изготовление  буквенного фриза. Создание Букваря в течение учебного года

Цель: закрепление знания о буквах, развитие фонематического восприятия, мелкой моторики

(Приложение 10)

Знакомство. Рассматривание различных букварей

Цель: развитие интереса к книгам, чтению

Создание презентаций по знакомству со звуками и буквами

Цель: уточнение и закрепление навыков звукового, звуко-буквенного анализа (Приложение 9)

октябрь

Проведение тематического занятия «Наш друг – Букварь»

Цель: формирование у детей интереса и потребности в чтении

 (Приложение 3)

Дидактическая игра: «Отгадки и загадки» (про буквы)

Цель: развитие логического  мышления

Рассматривание иллюстрированных  книг с крупным печатным материалом Цель: развитие интереса к чтению, получению новых знаний

Проведение мастер-класса для родителей «Звуки и буквы» 

Цель: обобщение у родителей представлений о методах и приемах работы; формирование умений применять данные методы и приемы работы с ребенком в домашних условиях.

 (Приложение 2)

ноябрь

Экскурсия в библиотеку «В гостях у книги»

Цель: всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном обществе

(Приложение 4)

Игра «Вставь пропущенную букву»

Цель: развитие навыков чтения 

Выкладывание и конструирование  букв  из  палочек, природного и бросового материала

Цель: закрепление знаний о буквах, развитие мелкой моторики

Выполнение домашних заданий совместно с родителями Цель: закрепление навыков звукового, звуко-буквенного анализа

(Приложение 7)

декабрь

Игра «Отгадай ребусы»

Цель: развитие звуко-буквенного анализа 

Лепка букв

Цель: закрепление графического образа букв, развитие мелкой моторики

Создание образов букв в течение учебного года

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, уточнение написания букв (Приложение8)

февраль

Экскурсия в школу «Будущие первоклассники»

Цель: формирование интереса к учению, потребности в получении новых знаний через знакомство с основными разделами школы

(Приложение 5)

Дидактическая  игра «Слово запуталось»

Цель: развитие звуко-буквенного анализа

Просмотр мультфильма

«Наш друг Пишичитай»

Цель: формирование у детей желания и понимания в необходимости учиться в школе

Игра «Отгадай букву» (зашумленные буквы)

Цель: закрепление графического изображения букв

март

Дидактическая игра: «Волшебные лепестки»

Цель: дифференциация парных согласных звуков и букв

Игра «Вставь пропущенную букву»

Цель: развитие навыков чтения

Игра «Отгадай ребусы»

Цель: развитие звуко-буквенного анализа

апрель

Игра: «Матрешка»

Цель: закрепление звуко-буквенного анализа

Игра «Отгадай ребусы»

Цель: развитие звуко-буквенного анализа

Праздник Букваря

Цель: закрепление формирования у детей интереса и потребности в чтении. 

 (Приложение 11)

май

Дидактическая игра: «Шифровка»

Цель: закрепление навыков чтения

Игра «Собери слово»

Цель: закрепление умения составлять слова из слогов

Игра «Волшебные шарики»

Цель: развитие звуко-буквенного анализа

  1. Заключительный этап  

3.1 Подведение итогов. Представление результатов.  

Действия воспитанников: участники праздника и его подготовки.

Действия педагога: является организатором.

Действия родителей:  помощь и участие в празднике.

Выполнение:

- Праздник Букваря (Приложение 11)

3.2 Создание презентации по результатам проекта

Действия воспитанников: участники обсуждения и создания презентации.

Действия педагога: является организатором.

Действия родителей:  обсуждение и помощь в создании презентации.

Выполнение:

- Презентация по результатам проекта

Результат

Изготовленный своими руками Букварь.

Воспитанники получили знания о звуках и буквах, приобрели навыки чтения.

Умеют самостоятельно выполнять действия по плану.

Умеют работать сообща в коллективе.

Интересуются чтением и книгами.

Родители заинтересованы в результативности детской деятельности.  

Список используемых ресурсов

- Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе      детского сада для детей с ОНР» ( с 4 до 7лет), С-П, 2007г.

- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1,2,3, периоды), М., 2001г.

- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР» (1,2,3, периоды), М., 2004г.

- В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» М., 1998г.

- О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно» С-П., 2001г.

- О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина «Логопедические занятия с детьми 6-7 лет», С-П., 2004г.

- О.С.Гомзяк «Говорим правильно» (1,2,3 период), М., 2007г.

- Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду», М., 2002г.

- Т.А.Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит», С-П., 2000г.

- Т.А.Ткаченко «В первый класс без дефектов речи», С-П., 2000г.

 - В.И.Селиверстов «Речевые игры с детьми», М, 1994г.

- И.С.Лопухина «Логопедия 55о», М, 1996г.

- Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков», М, 2002г.

- Н.В.Нищева «Система коррекционной работы», С-П, 2003г.

- О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «350 упражнений для подготовки детей к школе», М, 1998г.

- О.В. Узорова, Е.А.Нефедова «1000 упражнений для подготовки детей к школе», М, 2002г.

 - О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина «Энциклопедия логопедических игр», С-П, 2004г.

- Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина «Интегрированные коррекционо-развивающие занятия для детей 4-6 лет», М, 2006г.

- Т.А.Куликовская «40 новых скороговорок», М, 2005г.

- В.П.Лапковская, Н.В.Володькова «Речевые развлечения в детском саду», М, 2009г.

- О.В.Бачина, С.Н.Самородова «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи», М, 2009г.

- Т.Б.Уварова «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками», М, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Прощание с Букварем"

Представлен конспект праздника "Прощание с Букварём" , данное мероприятие проводилось в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В разработке подробные реплики действующих лиц, стихотворе...

праздник букваря

материал используется по оканчанию изучения алфавита на татарском языке...

До свиданья, Букварь!

Познавательно - развлекательное мероприятие для учащихся 1-го класса...

The ABC lesson. Урок- "праздник Букваря" во 2 классе.

Урок-" праздник Букваря" провожу после изучения  всех букв алфавита. На урок приглашаю учителя начальной школы, родителей, чтобы дети могли продемонстрировать свои успехи в изучении английского я...

Конспект праздника «Прощание с Букварем»

ЦЕЛИ:1)  РАСКРЫТЬ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ  В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ;                  2) формировать по...

Сценарий речевого праздника. Прощание с букварем

В сценарии предлагаются задания, направленные на закрепление речевых навыков детей с нарушенной слуховой функцией подготовительного класса....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Звук и букваР"

Цели.1.Коррекционно-образовательная.ü Автоматизировать звук [Р].ü Познакомить с буквой Р.2.Коррекционно-развивающие.ü Уточнить артикуляцию звука[Р] [Р’]. Закрепить его правильное произношение.ü ...