Конспект урока русского языка
методическая разработка

Бойкова Ольга Валерьевна

Урок разработан для учеников 2 класса, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе с созданием условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих легкие интеллектуальные нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 2 «в» класса

Тема: Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

Цель урока: закрепить умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.

Задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать функцию словообразования.
  • Расширять и обогащать словарь учеников.
  • Развивать зрительное внимание и память.

Оборудование :картинки с изображением грустного и весёлого мягкого знака, буквы из разрезной азбуки, мяч, тетради, ручки, синий и зелёный карандаши, картинки с изображением «хор –хорь, угол – уголь, шест - шесть», карточки с началом и концом слова, паровозик.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.Организационый момент.

2.Сообщение темы занятия.

3.Основная часть.

Физминутка

3.Закрепление материала

4.Подведение итогов

-Здравствуйте, ребята.

-Первым сядет тот, чье имя начинается со звука [ в].

-Теперь сядет тот, чье имя начинается со звука [ и].

-Лиза, с какого звука начинается твое имя?

-Хорошо. Начинаем наш урок.

-Ребята, посмотрите, к нам в гости кто-то пришёл. Кто это?

-Почему он такой грустный, как вы думаете?

-Действительно, он рассказал мне, что его обидели дети из другой школы. Они сказали, что он в русском языке совсем не нужен.

-Давайте попробуем развеселить его и докажем, что без мягкого знака нам не обойтись.

-Перед вами лежат буквы. Составьте из них слово. Что получилось?

-Молодцы. Назовите согласный, который стоит после гласного [ у ].

-Уберите мягкий знак в слове, что получилось?

-В слове гусь звук [ сь] твердый или мягкий?

-А во втором слове?

-Какой вывод можно сделать? Мягкий знак помогает согласному звуку, стоящему перед ним, стать мягким. Верно?

-Ребята, кто такой гусь?

-Правильно. А кто такой гус?

-Видите, как изменилось слово без мягкого знака. Мы даже не можем назвать смысл.

-Нужен ли нам мягкий знак в словах?

-Откройте свои тетради, посмотрите, у вас записаны слова. Ваша задача - рядом написать слово, отличающееся только мягким знаком на конце слова.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Давайте проверять. Первая пара слов, Игорь?

-Хорошо.Придумайте предложение со словом был.

-Кто из вас знает, что такое быль?

-Быль – это то, что было в прошлом. Обратите внимание, слова отличаются друг от друга только мягким знаком, а значение слов изменилось. Мы ещё раз убедились в важности мягкого знака.

-В первой или второй колонке находятся слова с мягким согласным на конце слова ?

-Что делает эти согласные мягкими?

-Хорошо. Все правильно изменили слова? Возьмите простой карандаш и поставьте друг другу оценку.

-А теперь возьмите синий и зеленый карандаши и подчеркните твердые согласные в первом столбике синим цветом, а мягкие согласные во втором столбике – зеленым.

-Встаньте у своих парт. Будьте внимательны. Я бросаю кому-то из вас мяч и называю слово во множественном числе, вы возвращаете мяч назад и называете это же слово в единственном числе.

-кони

-степи

-голуби

-двери

-лебеди

-медведи

-журавли

-караси

-Все хорошо отдохнули. Садитесь.

Посмотрите на доску. С левой стороны доски расположены карточки с началом слова, а с правой – конец слова. Ваша задача - найти две части одного слова.  

-Откройте учебники на странице 19, упражнение. Игорь, что надо сделать в этом упражнении?

-Лиза, назови первую пару слов.

-В каком из этих слов последний согласный звук произносится твердо, а в каком – мягко?

-Что делает мягким согласный  [рь]?

-Запишите эти пары слов в тетради.

Мягкий согласный выделите зелёным цветом.

-Внимание, я называю слово с мягким согласным на конце, а вы в ответ называете слово с твердым согласным.

- В норке спрятался хорь.

-На сцене поет ….

-Машина везет уголь.

-В комнате есть ….

-Ученик пишет цифру шесть.

-У гимнаста есть ….

-В лесу растет ель.

-Мальчик кашу ….

-Молодцы. Ребята, вспомните все слова с мягким знаком, которые мы

Произносили на уроке.

-Чтобы наш гость не грустил, сейчас все слова мы попытаемся посадить в поезд по вагончикам. В первом вагончике поедут слова с одним слогом, во втором – с двумя слогами, в третьем – с тремя. Задание понятно?

-Итак, скажите пожалуйста, нужен ли мягкий знак в русском языке?

-Посмотрите, наш гость стал весёлым.

-Доказали мы, что мягкий знак имеет большое значение в русском языке?

-Наш урок окончен. За раоту на уроке все получают 5. Можете быть свободны.

-Здравствуйте, Ольга Валерьевна.

-Владимир.

-Игорь.

-Это мягкий знак.

-Его кто-то обидел.

Ученики соглашаются с учителем.

-Гусь.

Дети произносят звук [ сь ].

-гус.

-Звук [с ь] мягкий .

-Звук  [с ] твердый.

-Да.

-Гусь –это птица.

-Мы не знаем.

-Да, нужен.

Дети выполняют задание.

-Был – быль.

-Я был в школе.

Ученики затрудняются ответить.

- Во второй колонке.

-Эти согласные делает мягкими мягкий знак.

Ученики оценивают друг друга и обмениваются тетрадями.

Ученики выполняют задание.

-конь

-степь

-голубь

-дверь

-лебедь

-медведь

-журавль

-карась

Ребята по очереди выходят к доске, составляют слова, подчеркивают мягкий знак и согласную перед ним зелёным цветом, обьясняя, что мягкий знак смягчает в этих словах согласную перед ним. При затруднении учитель помогает ученикам.

-Необходимо записать парами выделенные слова.

-Жар – жарь.

-В первом слове [р ] произносится твердо, а во втором мягко.

-Мягкий знак.

Дети выполняют задание, затем совместная проверка.

-хор

-угол

-шест.

-ел

Ученики называют слова.

Ребята называют по одному слову, определяют количество слогов и записывают это слово под нужным вагончиком.

-Да, нужен.

-Да.

Ученики уходят на перемену.

Ученики, назвав свои имена садятся на свои места.

Учитель показывает картинку с изоражением мягкого знака.

Приложение 1.

Приложение 2.

В тетради:

Был –

Стал –

Кон –

Плакат –

Цел –

Пример –

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

Приложение 3.

На доске:

Школь  чик

Крыль   мо

Силь      мой

Боль       ник

Паль       цо

Пись       ный

По аналогии разбираются другие пары слов.

Учитель выставляет на фланелеграфе картинку с изображение.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...