Выступление на пед.совете «Волшебный песочек»
презентация к уроку

Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок.

У нас никогда не возникнет вопрос "Чем занять ребенка? " если во дворе есть песочница. Приготовление куличей, выкапывание тоннелей, постройка замков - все эти занятия любимы малышами, только благодаря песку и его свойствам, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка. Рисование песком очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.

Показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_prezentatsii.docx19.65 КБ
Файл pesok_na_pedsovet.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок.

У нас никогда не возникнет вопрос "Чем занять ребенка? " если во дворе есть песочница. Приготовление куличей, выкапывание тоннелей, постройка замков - все эти занятия любимы малышами, только благодаря песку и его свойствам, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка. Рисование песком очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.

Показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.

Вместо песка можно использовать соль, манку, молотый кофе. А чтобы рисунок был оригинальным, можно использовать цветные камешки.

Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Тогда появится незабываемая атмосфера волшебства и созидания.

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование.

Во-первых, рисование песком – это маленькое чудо, волшебство. Рисование организовывается при приглушенном свете на белом оргстекле  с подсветкой. Одно это придает процессу рисования некоторую таинственность, исключительность.

Во-вторых, песок — это природный материал, с которым знаком каждый взрослый и ребенок. Он сам подсказывает, как его использовать (сыпать, мять, гладить и пр.). Изображения из песка получаются всегда очень органичные, объемные, как живые.

В-третьих, рисование песком на стекле отличается от обычного рисования на бумаге тем, что оно не создает так называемого «страха белого листа», ведь стол изначально «грязный», да и даже если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить. Именно поэтому такие занятия идеально подойдут для стеснительных и боязливых детей.

В-четвертых, хотелось бы отметить влияния таких игр на развитие ребенка:

  • Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики куда лучше, чем пальчиковые гимнастики и прописи.

Сначала дети учатся рисовать так, чтобы песок не высыпался со стола для рисования, а это детям дается нелегко, ведь глазодвигательная координация развита далеко не у всех.

Чтобы разровнять песок тонким слоем или насыпать ровную полосу песка, надо очень точно регулировать нажим руки, а это даже далеко не всем взрослым сразу удается. Также очень часто используется рисование щепоточками, а это уже совсем тонкая моторика. Занятия проходят хоть и за столами, но они довольно подвижны, ведь определенные элементы гораздо удобнее рисовать стоя, или обходить стол с другой стороны. А еще иногда очень интересно помочь соседу

  • И, безусловно, нужно отметить, что рисуем мы на песке часто двумя руками, а это хорошо влияет на развитие межполушарных связей, которые являются залогом эффективной и энергоемкой работы мозга в целом.
  • Ну и, конечно же, нельзя не отметить влияние таких занятий на раскрепощение, развитие творческого потенциала, фантазии каждого ребенка. Ведь на рисовании песком лишь в начале детям показывают основные приемы рисования, а дальше дети экспериментируют сами. Песок многогранен, всегда найдется несколько способов, чтобы нарисовать один и тот же элемент.
  • Также рисование на песке способствует развитию пространственных представлений (ориентации на листе), речевому развитию (занятие строятся на основе какого-то сюжета, а дети активно привлекаются к его сочинению и повествованию).

В-пятых, особенность этих занятий  заключается в том, что ведет их не педагог-художник, а психолог, занимающийся песочной терапией. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

Существует несколько способов рисования на песочном столе. Самый простой: светлым по тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают,  нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой 

стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.

Способ тёмным по светлому (насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными  (например: чайки над морем).

Способ отпечатков. Отпечатки могут наноситься боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями (например: прыгают зайчики, идёт слон, растёт цветок).

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку – в этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Со временем чувствуешь, как и что можно изобразить, понимаешь, какие у песка возможности.

Начинать  ознакомление деток с песком можно с несложных приёмов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок- тёплый, сухой ?), согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать как он с вами разговаривает, шепчет. Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками- песочек смеётся.  Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехала машина, двумя пальцами - санки.

Простые графические упражнения:

1.Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик.

2.Выбирать и насыпать волнистые а потом и замкнутые линии: волны, дым , фонтанчик ,бусы.

3.Перейти к насыпанию контуров  и выбиранию предметов геометрической формы.

4.Несложные сюжеты: крутые повороты, молния, радуга, высокие горы.

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.

5.Элемент спирали . Причём скованным , замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки- разворачивать.  А гиперактивным,  наоборот, скручивать - это их успокаивает и уравновешивает.

6.Точка. Маленькая , побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом - уже цыплёнок, овал и круг-цапля).

 

7.Линия. Линии бывают разные  и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие ,нежные, игривые, загадочные ( кружить,  не отрывая пальца от стола).

8.Пятна  бывают разные по плотности, составу и объёму, из них создаётся образ.  Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку;  несколько таких пятен - в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Волшебный песочек»

Слайд 2

Арт – терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт - терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе педагогами, психологами и психотерапевтами.

Слайд 3

ЦЕЛИ АРТ-ТЕРАПИИ: выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; гармонизация взаимоотношений с миром; Раскрытие своего потенциала; развитие познавательной сферы и личности; повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

Слайд 4

ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ: Музыкотерапия Библиотерапия Драмотерапия Изотерапия Маскотерапия Танцедвигательная терапия Метафорические карты Коллаж Оригами Песочная терапия Цветотерапия Сказкотерапия Фототерапия Работа с глиной Мульттерапия

Слайд 5

Заповеди арт - терапии: Самая первая и главная заповедь арт - терапии: Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья. Вторая заповедь арт - терапии: рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором. Анализируя (то есть по- просту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Третья заповедь арт - терапии: арт -терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.

Слайд 6

Основатель аналитической терапии - Карл Густав Юнг («принцип терапии песком») В научном мире, в частности, на международной конференции в Сан-Франциско (1995), принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы « S » — это классическая форма юнгианской песочной те­рапии со свойственной ей теоретической базой и методологией; sandplay с маленькой « s » — это различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии , сказки на песке, ди­дактические программы на песке, медитации на песке, реабили­тационные программы для людей с ОПФР и др.).

Слайд 7

Противопоказания к использованию арт-песка Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: Эпилепсия или шизофрения. Клиент с очень высоким уровнем тревожности. Клиент с неврозом навязчивых состояний. Аллергия на пыль и мелкие частицы. Легочные заболевания. Кожные заболевания и порезы на руках.

Слайд 8

Принципы Добровольность. Ребенок играет по своему желанию. Активность ведущего взрослого. Взрослый в роли организатора, и непосредственного участника. Активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка. Предупреждение открытых конфликтовмежду детьми. Безоценочность . В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей Безопасность. Отсутствие соревновательного начала в играх Атмосфера доброжелательности Введение ритуалов начала и окончания занятия

Слайд 9

Необходимое оборудование: 1. Водонепроницаемый деревянный ящик (50x70x8 см) 2. Чистый, просеянный песок 3. Коллекции миниатюрных фигурок человеческие персонажи; здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, доисторические, морские; машины: сухопутные, водные, космические, боевые; растения: деревья, кусты, цветы, овощи; постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы: ракушки, ниточки, камни, кости, яйца; символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности; сказочные герои: злые и добрые; религиозные предметы и сувениры; живая зелень; домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры.

Слайд 10

Виды игр 1. ОБУЧАЮЩИЕ Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте. 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш мир, познакомятся с историей городов и стран, историческими героями и событиями. 3. ПРОЕКТИВНЫЕ То, что «делает» бессознательное, когда ребенок играет с песком; потенциальные возможности ребенка; творческий полет его фантазии; детский мир; сочинение и разыгрывание сказки.

Слайд 11

Основные принципы игр па песке Создание естественной стимулирующей среды «Оживление» абстрактных символов 3. Реальное «проживание»

Слайд 12

Правила поведения в песке 1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. 2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. 3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места. 4. После игры в песке надо помыть ручки.

Слайд 13

Пять шагов организации игрового процесса 1. Первый шаг - демонстрация песочницы 2. Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок 3. Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке 4. Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия 5. Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода

Слайд 14

«Чувствительные ладошки» (игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук) Серия игр «Отпечатки наших рук» Серия игр «Что же спрятано в песке?» 1. ОБУЧАЮЩИЕ «Песочная грамота» (игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму) Игры «Путешествия к звукам» (Путешествие в страну «А» и т.д.) Игры «Живые буквы» Игры «Письмена на песке»

Слайд 15

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Песочная энциклопедия (познавательные игры на песке) Виды познавательных игр Игры, направленные на знакомство с окружающим миром (через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря,острова , город, транспорт и пр.) Географические игры (здесь мы узнаем, как живут люди в разных уголках планеты, моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них) Фантастические игры (в песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр.) Исторические игры Игры-экскурсии

Слайд 16

3. ПРОЕКТИВНЫЕ Ребенку предлагается взять подносик и выбрать из коллекции фигурок те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. «Представь , что ты — Волшебник. Засели свою сказочную страну разными существами... Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.» Вопросы к ребенку: - Что это за мир, сказочная страна? - Какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке) - В каких взаимоотношениях они находятся между собой, всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить - Какие события будут происходить в этой стране, что будут делать герои дальше?

Слайд 17

Этапы игры Средства Стиль поведения взрослого 1. Введение в игровую среду Установка на внимательное слушание и активное участие Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребенку 2. Знакомство с игрой и ее героями Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами) Позиция отстраненного рассказчика, доброжелательного и мягкого помощника 3. Моделирование конфликта, трудностей Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган) Создание ситуации, в кот. ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы

Слайд 18

Этапы игры Средства Стиль поведения взрослого 4. Выбор пути Что же делать? См ожешь ли ты помочь? Взрослый — заинтересованное лицо, ищет выход наравне с ребенком 5. Борьба и победа Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом Он поддерживает, подбадривает 6. Утверждение победы Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им; что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр. 7. Перспектива дальнейших приключений Рассказ о последующих играх, приключениях Взрослый заинтриговывает ребенка

Слайд 19

Литература Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии ; Песочная игротерапи . Зинкевич-Евстегнеева , Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии . Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Хоменко И. Н. Песочная магия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Виды и формы домашнего задания по истории"

Выступление на педагогическом совете. февраль 2010 год. Тема: Виды и формы домашнего задания""...

Информационная компетентность – одна из ключевых способностей педагога (выступление на педагогическом совете)

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органич...

Роль дополнительного образования в предупреждении асоциального поведения воспитанников (выступление на методическом совете)

Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению. Познать себя подрастающем...

Волшебный песочек

Коспект мастер-класса...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....