Улучшение речевых моторных функций через развитие тактильно-кинестетического восприятия посредством песочной терапии
статья

Простые упражнения для игры с песком в работе логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

УЛУЧШЕНИЕ РЕЧЕВЫХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО - КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола -

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя познания дорогу.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому песочницу можно использовать в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, педагог в наиболее органичной для ребёнка форме передаёт ему свои знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Сегодня многие детские дошкольные учреждения имеют различные "лаборатории", содержащие в себе ванночки с водой и песком и даже светящиеся песочные столы, но как их можно оптимально использовать мало кто знает. "Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами". Спонтанность проявления ребёнка в песочных играх лежит в основе таинства "песочной терапии", к этому то и подошли педагоги интуитивно.

Естественная потребность маленького человека "возиться" с песком, и сама песочная структура подсказали великому Карлу Густаву Юнгу, замечательному психотерапевту, основателю аналитической терапии, создание принципа "Терапии песком". Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую детьми песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает "негативную" психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Впервые игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В  игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки жили в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли "миром". Поэтому Маргарет Ловенфильд назвала свой игровой метод "мировой методикой".

Формированием концепции "песочной терапии" (или "sand-play") занимались, в основном, представители юнгианской школы. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Этот пробел попытались заполнить преподаватели Института специальной педагогики и психологии игротерапевт Татьяна Михайловна Грабенко и Доктор психологии, сказкотерапевт Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева. Ими создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом, разработаны основные принципы игр на песке.

Очень гармонично можно вписать песочную терапию в структуру логопедического занятия: естественная потребность детей в "общении с песком" поможет специалисту, привлекая к  восприятию материала все органы чувств, более глобально

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГРЫ НА ПЕСКЕ

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность. Для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребёнка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
  2. "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личную заинтересованность ребёнка в происходящем.
  3. Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

Песочные игры можно разделить на три больших группы: обучающие, познавательные и проективные игры.

В проективных играх можно узнать о том, что "делает" бессознательное, когда ребёнок играет с песком, в этих играх открываются потенциальные возможности ребёнка, виден творческий полёт его фантазии.

С помощью познавательных игр дети узнают о том, как многогранен наш мир, знакомятся с историей, географией и другими науками.

Обучающие игры облегчают процесс обучения ребёнком грамоте, чтению, счету и письму.

Развитие кинестетического восприятия проходит красной нитью сквозь все эти группы игр. Но логичнее было бы отнести их к группе обучающих игр.

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твёрдое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Уже не требуется доказательств того, что тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся Мир. Развитие этого вида чувствительности лежит в основе речевого развития детей, поэтому большое внимание педагоги уделяют развитию мелкой или как её ещё называют пальчиковой моторики. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, "отвечающие" за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук расположены в непосредственной близости друг от друга. В передней центральной извилине правого и левого полушарий расположено моторное поле, которое управляет мышцами лица, конечностей и туловища. Для произнесения слова необходимо, чтобы активизировалось его представительство в зоне Брока, расположенной в задней трети нижней лобной извилины левого полушария Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук "тревожат" расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В практике работы с детьми речевой группы прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребёнка: чем выше развитие мелкой моторики рук, тем выше речевые возможности.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК "ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ"

Как играть в песок?

Отпечатки наших рук

На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив её, и прислушаться к своим ощущениям.

Педагог начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Теперь, когда ребёнок получил образец проговаривания ощущений, он попробует сказать сам о том, что чувствует. Чем младше ребёнок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребёнок, передавая свои ощущения, в точности воспроизводит слова взрослого. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что детские ощущения будут не совпадать со взрослыми. Здесь важно не навязывать своего мнения.

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: "Я перевернул руки и ощущения мои изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребёнка похожие ощущения, можно обсудить, что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?

Движения руками

Движения могут производиться поочерёдно каждой из рук или симмеьрично:

  • "поскользить" ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки, змейки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травинки, дерево, ёжик и др.);
  • "пройтись" по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очерёдно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим и , наконец, мизинчиком);
  • далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре; здесь уже ребёнок может наблюдать загадочные следы - фантазирует "чьи они?";
  • рисование фигур и символов;
  • "поиграть" по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера, при этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения "вверх-вниз"; для сравнения ребёнок проделывает то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития не только речи, но и психики ребёнка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребёнок учиться прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что, в свою очередь, тоже способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребёнок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования позитивной коммуникации, что является главной задачей логопедической коррекционной работы.

Что же спрятано в песке?

Педагог и ребёнок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Всем известна пляжная игра "Мина". Рука одного играющего превращается в "мину": она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - "сапёра", откопать "мину", на дотрагиваясь до неё. "Сапёр" может действовать руками, дуть на "мину", помогать себе тонкими палочками.

Педагог вместо руки  может закопать любую игрушку (важно, чтобы ребёнок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребёнок пытается догадаться, что же было закопано.

Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек и на ощупь узнавать: что или кто это (вариация игры "Чудесный мешочек").

На основе этих игр ребёнок при помощи взрослого получает первый опыт взаимодействия с песком. Игры являются своеобразным двигателем тактильного, эмоционального, интеллектуального познания и могут служить хорошим подспорьем в образовательном процессе.

Создание историй

На занятии проигрывается история по продуманному заранее или спонтанно созданному сценарию, персонажи прорисовываются или вылепливаются (если песок мокрый).

        "Приступая ко всякому рассуждению, следует … за основу принять нечто бесспорное, а в изложении быть простым и строгим." Диоген Аполлонийский.

В подборе игр мне очень хотелось следовать этому принципу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем. С.-Пб. - «ЛАНЬ». 1999.
  2. Выгоцкий Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-ПБ.: «СОЮЗ». 1999.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург.: АРД ЛТД. 1998.-317с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. - С.-Пб. – «Речь»
  5. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение. 1989 Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980 гг.под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Издательство Московского университета. 1981.-304.
  6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. С.-Пб.: - «Образование». 1994.
  7. Садовникова Л.Г. Ваш ребёнок начинает говорить. - С.-Пб.: ТОО         «Тригон». 1996.
  8. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М.: «Просвещение». 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием элементов песочной терапии «Путешествие с муравьем»

Цели:коррекционно – образовательные:-учить составлять простые распространенные и сложные предложения;  -закреплять знания детей по лексической теме «Насекомые»;    -совер...

Реализация третьего часа физической культуры через развитие игровых видов спорта посредством компетентностного подхода учебно - воспитательного процесса.

«Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда не знания, а понимание становится основной задачей воспитания ума и сознания. Вацлав Гавел заметил, что «чем больше я знаю, тем м...

Развитие коммуникативной сферы воспитанников посредством групповойкино терапии

Бочарева В.П.воспитатель ГСКУ АО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Юность"Развитие коммуникативной сферы воспитанников посредством групповойкино терапииАрт-терапия (лат. ars – и...

Презентация на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного во...

Консультация "Развитие мелкой моторики через песочную терапию"

Игры с песком благотворно влияют на развитие мелкой моторики, речи...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...