Урок математики в 8-9 классе
методическая разработка (8 класс)

Артым Светлана Ивановна

Урок математики в классе- комплекте 8-9 класс коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8b-9b_urok_matematiki.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 18»

Урок математики в 8б- 9б классе

Тема «Геометрические тела: куб, параллелепипед, шар. Элементы и свойства»(8 класс)

Тема «Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, куб. Развертка куба» (9 класс)

Учитель математики Артым С.И.

 Дата: 30.11.19

        Класс: 8б,9б

Тема:

Геометрические тела: куб, параллелепипед, шар. Элементы и свойства.

Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, куб. Развертка куба.

Цель:

познакомить с геометрическими телами и их элементами

познакомить с разверткой куба и прямоугольного параллелепипеда

Задачи :

образовательные :

 -совершенствовать умение сравнивать и классифицировать объекты, объясняя выбор оснований и критериев, делать выводы;

коррекционно-развивающие:

- развивать  логическое мышление  учащихся на основе операций   сравнения и анализа,

воспитательные: 

- способствовать формированию культуры межличностных отношений

образовательные :

-научить конструировать и чертить модели геометрических тел.

коррекционно-развивающие:

- развивать пространственное воображение.

развивать чертежные умения учащихся.

воспитательные:

- способствовать формированию культуры межличностных отношений

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование :

  1. Раздаточный материал (наборы геометрических фигур и тел)
  2. Развертки куба и параллелепипеда
  3. Клей
  4. Карточки для работы в парах
  5. Тест

  1. Организационный момент.

Организационный момент включает в себя приветствие учеников, проверку отсутствующих, запись учениками числа, классной работы.

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ребята, вы любите ходить в гости?

- Сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у различных геометрических фигур. А вот к каким именно геометрическим фигурам мы отправимся в гости, вы узнаете  позже. 

3.Слуховой диктант.

Возьмите свои конверты с геометрическими фигурами и альбомный лист бумаги, достаньте фигурки из конвертов.

- Положите в центр листа бумаги круг.  

- Справа от него положите треугольник,

- Слева от круга положите квадрат,

- Над кругом – прямоугольник,

- В правый верхний угол положите треугольник,

- В левый верхний - квадрат,

- В нижний левый – прямоугольник,

- В нижний правый прямоугольник.

- Сколько получилось у каждого из вас треугольников, квадратов, прямоугольников?

- Если треугольников -2, квадратов – 2, прямоугольников – 3, то выполнено верно

- А теперь вам понадобятся все геометрически фигуры, которые есть. Положите друг за другом квадрат, круг, прямоугольник, треугольник по прямой лини. Повторите такую же последовательность ещё и   ещё раз.

- Что получилось? Кто выполнил правильно получился разноцветный поясок из геометрических фигур (пройти посмотреть все ли справились). А теперь уберите все фигурки в конверты.

4.  Постановка целей и задач урока.

Все геометрические фигуры с которыми вы сейчас работали можно расположить на листе бумаги, на столе, на доске (приклеиваю треугольник, квадрат, круг на доску). А вот геометрические тела, с которыми вам приходилось сталкиваться в каждодневной жизни, их можно расположить на доске? Нет, нельзя. Почему? Потому-то что они имеют определенную форму.    Показать детям модели прямоугольного параллелепипеда и куба, шара.

- Кто знает, как называются эти фигуры?

 –  Как называется многогранник, у  которого поверхность состоит из квадратов? (куб)

–  Как называется многогранник, у  которого поверхность состоит из прямоугольников? (брус или параллелепипед)

- Сформулируйте тему урока. 8 класс, 9 класс уже знаком с этими геометрическими  телами, им предстоит  вспомнить свойства этих фигур и научиться чертить  развертку куба.

Какую учебную цель вы поставите себе на уроке?

8 класс:

     1) Узнать, что это за  фигуры - параллелепипед и куб и шар.

     2) Выяснить, из каких элементов они состоят и какими свойствами обладают.

9 класс:

      1) Вспомнить свойства многогранников.

      2)Научиться изготавливать геометрические тела, чертить развертки куба.

5. Сообщение новых знаний.

Все геометрические фигуры с которыми вы сейчас работали можно расположить на листе бумаги, на столе, на доске (приклеиваю треугольник, квадрат, круг на доску). А вот геометрические тела, с которыми вам приходилось сталкиваться в каждодневной жизни, их можно расположить на доске? Нет, нельзя. Почему? Потому-то что они имеют определенную форму. Куб, брус, шар – геометрические тела (демонстрирую каждое тело) Отличаются они от геометрических фигур? Да, отличаются треугольник, круг, квадрат – фигуры плоскостные.

.

Это пространственные фигуры. Пространственные фигуры имеют форму, их можно изобразить на листе бумаги (в проекции), но это изображение геометрического тела, но не само тело. Если посмотреть вокруг, нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размером, цветом, материалом из которого они изготовлены. Разных людей интересуют разное качество предметов, математиков же интересует их форма и размеры.

Мячи имеют форму шара разных размеров. Многие небесные тела имеют форму близкую к форме шара (солнце, луна, звезды).

Спичечный коробок, кусок мыла, кирпич имеют форму бруса.

Многие предметы имеют кубическую форму (кубик-рубрика, кубик для настольной игры).

Формы предметов, которые нас окружают очень разнообразные, и не для каждого мы можем подобрать название.

Название многих тел произошло из глубокой древности. Например,

Конус – предмет, которым затыкали бочку (показ положения конуса).

Пирамида – огонь, костер (пример лагерного костра)

Цилиндр – валик, которым красят, карандаш.

Это для общего представления. Но возвращаемся к геометрическим телам, которые нам предстоит изучить сегодня более подробно.

Куб – найдите у себя на столе кубик. Возьмите его и хорошо рассмотрите. У куба есть грани. Вот они. Покажите грани куба. Поставьте куб на лист бумаги. Обведите грань, на которой он стоит, снимите куб. Какая геометрическая фигура получилась? (Квадрат). Теперь поставьте другие грани куба на этот квадратик. Что можно заметить? Что все грани куба одинаковые, равные. То есть грани куба – квадраты.

У куба есть ребра. Вот они. Покажите ребра на своих кубиках. Если грани куба равны, то равны и все ребра (по ходу объяснения выставляю на доску полоски с новыми словами).

У куба есть вершины. Вот они. Покажите вершины куба у себя. Две грани куба, лежащие друг против друга называются противоположными. У куба три пары противоположных граней (показываю). Грани имеющие общее ребро называются смежными (показываю).

Шар является геометрическим телом. Он имеет поверхность (сферическую), отделяющую внутреннюю область шара от внешней, и не требует более подробного изучения. Кроме того, как находить и узнавать в окружающем нас мире предметы похожие на шар. Приведем пример (мяч, чупа-чупс, яблоко, солнце и т.д.).

Брус – геометрическое тело (демонстрирую брус). Найдите у себя на столе предмет, имеющий форму бруса (спичечный коробок). Рассмотрите брус. У бруса есть грани. Вот они. Поставьте брус на лист бумаги и обведите грань, на которой он стоит. Снимите брус. Какая фигура получилась? Прямоугольник. Обведите другую грань куба. Сколько пар разных граней у куба (3). Какие это фигуры получились? (Прямоугольники). Грани бруса прямоугольники. Противоположные грани бруса равны.

У бруса есть ребра. Вот они. Покажите ребра у себя. Ребра у взаимно противоположных граней равны.

У бруса есть вершины. Покажите вершины бруса. Две грани бруса, лежащие друг против друга называются противоположными, а имеющие общее ребро – смежными.

Форму какого геометрического тела имеет классная комната. Форму бруса. Назовите грани (пол, стены, потолок). Пол, потолок – противоположные грани, стена – взаимно противоположные. Какие смежные?

Назовите предметы по форме напоминающие форму бруса. Их множество (спичечный коробок, мыло, шкатулки, коробочки, разные кондитерские изделия).

- С какими геометрическими фигурами мы сегодня будем работать

- Вспомните, что  вы знаете о  многогранниках.

- Из каких элементов состоит любой многогранник? (ребро, грань, вершина)

- А сколько их, вы узнаете  выполнив практическую работу.

6. Первичное усвоение новых знаний.

 9 класс. Практическая работа. (Работают в парах, изготавливая модели куба и параллелепипеда по готовым разверткам)

- Склейте две развертки. Используйте  нужные инструменты.

          http://i010.radikal.ru/1011/d4/d4cd40113b17.jpg            C:\Users\Кристина\Downloads\kak_sdelat_parallelepiped_iz_bumagi_1 — копия.jpg 

- Сделаем совместный вывод:

- Чем похожи и чем различаются эти две фигуры?

- Можно ли сказать, что куб – это параллелепипед?  

- Противоположные грани и ребра пр. параллелепипеда равны

8 класс  работают в парах и заполняют таблицу.

- Рассмотрим каждый элемент куба, параллелепипеда– их свойства, сходства и различия. У вас есть заготовки таблиц, сейчас вы их заполните.

Куб

Параллелепипед

Грани

Ребра

Вершины

Куб

Параллелепипед

Грани

Квадраты – 6

Прямоугольники – 6  

Ребра

Отрезки – 12  

Отрезки – 12  

Вершины

Точки – 8

Точки – 8  

7. Физминутка.

8. Первичное закрепление.

9 класс: стр.45, №139 (а) Сабина, (б) Ира,  сделайте чертеж развертки  прямоугольного параллелепипеда.

8 класс: Тест  с самопроверкой по слайду:

Тест.

  1. Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни:

а)  цилиндр                            б)  куб                        в)  шар

г)  прямоугольный параллелепипед                      д)  конус

  1. Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни:

                 а)  да                  б)  нет

3. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни:

             а)  12                  б)  8                   в)  6

4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни:

             а)  квадрат                   б)  прямоугольник

5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни:

              а)   у параллелепипеда            б)   у квадрата              в)   у куба

- Оцените себя по 5-ти бальной шкале.

- Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний.

- Где вы сможете применить полученные сегодня знания?

- На каких  еще уроках    можно   применить полученные  знания?        

- Людям каких профессий нужны  эти знания?  

- Сможете ли вы в нашем классе найти  предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда и куба?

7. Рефлексия. Подведение итогов

- Сможете ли вы вспомнить, какие предметы из окружающего вас мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда и куба, шара?

- Какая работа вам понравилась больше всего?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Был ли урок интересным?

Выставление оценок.

8. Домашнее задание

8 класс стр.60, №164

9 класс  стр.45, №139


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

В современной педагогике выделяется три уровня реа­лизации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".

Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v   закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

Семинар городского методического объединения учителей математики "Методика проведения уроков математики в 5-х классах по ФГОС"

Семинар городского методического объединения учителей математики "Методика проведения уроков математики в 5-х классах по ФГОС"...

Рабочая программа элективного курса по математике "Экономика на уроках математики" для 10 - 11 классов

Элективный курс «Экономика на уроках математики» предназначен для учащихся  10 - 11 классов, интересующихся математикой и экономикой, решивших связать свою будущую профессию с экономи...