Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
календарно-тематическое планирование

Куликова Наталья Владимировна

Модуль представляет собой комплекс занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом.  Спецификой в организации занятий является обязательное наличие предметно-практической деятельности при изучении любой темы. Работа должна строиться с постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических  действий, опоры на образец к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsialno-razvivayushchey_napravlennosti.docx61.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная  общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Развитие»

 

Программу реализует учитель-дефектолог Куликова Н.В.

Модуль 1. Коррекция познавательных и речевых процессов детей с ЗПРР дошкольного и младшего школьного возраста

Блок 1. Дети 3-4 лет

(занятия по 20 минут 2 раза в неделю)

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 36 часов (из них 3 часа диагностическая работа, первичная, промежуточная, итоговая диагностика)

Количество часов в неделю: 2 часа. По 15-20 мин.

Характеристика ребенка: Ребенок не вступает в контакт. ОНР 1 ур.   Затруднено понимание речевой инструкции. Мотивация к обучению на низком уровне. Основная деятельность игровая, по инструкции задание не не выполняет. Эмоционально-волевые нарушения. Легкое недоразвитие мыслительной деятельности. ЗУН не соответствуют возрасту.

Актуальная проблема:

Ребенок испытывает трудности в звукопроизношении, фразовой речи нет, связная речь не сформирована. Затруднено понимание логических конструкций, трудности переключения внимания и сосредоточения на задании. Нарушение поведения.

Задачи программы

  • коррекция и развитие интеллектуальной сферы ребенка;
  • коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка;
  • коррекция речевых нарушений;
  • формирование речевой и коммуникативной компетенции.

                

Ожидаемые результаты и способы определения их эффективности

Ребенок будет знать и называть предметы ближайшего окружения, явления природы, их признаки, сенсорные эталоны и временные категории (в соответствии с основной общеобразовательной программой), ориентироваться в пространстве, уметь концентрировать и переключать внимание, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, формулировать умозаключения, дифференцировать звуки на слух, усвоит правильное произношение звуков, будут грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами русского языка. Обучающийся успешно адаптируется в образовательных организациях и будет успешно усваивать программный материал.

Модуль 1.  Коррекция познавательных и речевых процессов детей с ЗПРР дошкольного и младшего школьного возраста

Модуль является  модифицированным,  составлен на основе  Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Программы коррекционного обучения детей с задержкой психического развития С.Г.Шевченко.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психо-речевого развития (ЗПРР) базируется в своем построении на принципах ранней диагностики, деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.

Модуль представляет собой комплекс занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом.  Спецификой в организации занятий является обязательное наличие предметно-практической деятельности при изучении любой темы. Работа должна строиться с постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических  действий, опоры на образец к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию.

Данный модуль способствует коррекции отклонений в психическом развитии детей дошкольного возраста, повышению возможностей ребенка в обучении, в усвоении основной общеобразовательной программы дошкольного и начального школьного образования.

Модуль направлен на:

  1. Формирование сенсомоторных функций.
  2. Развитие математических представлений.
  3. Развитие внимания и памяти.
  4. Развитие мышления.
  5. Расширение кругозора.
  6. Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса.
  7. Развитие фонематического слуха.
  8. Подготовку артикуляционного аппарата.
  9. Выработку правильной воздушной струи.
  10. Формирование правильного речевого дыхания, мягкого голосоведения, ритмичности и интонационной выразительности речи.
  11. Постановку и автоматизацию звуков, введение звуков в речь.

Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных
дефектологического и логопедического обследования в начале и конце учебного года (первичная и итоговая диагностика).

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по данному модулю имеют в своей структуре следующие элементы:

  1. Организационный момент.
  2. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения для тренировки губ, нижней челюсти, языка.
  3. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
  4. Упражнения по развитию речевого дыхания.
  5. Упражнения по развитию мимической выразительности.
  6. Упражнения по формированию речевого голоса.
  7. Упражнения на воспитание четкой дикции и интонационной выразительности.
  8. Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  9. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
  10. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
  11. Упражнения на формирование лексико-грамматических представлений.
  12. Обучение элементам грамоты.
  13. Упражнения на развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Календарно-тематическое планирование по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности «Развитие» для детей в возрасте от 3 до 18 лет, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Модуль 1. Коррекция познавательных и речевых процессов детей с ЗПРР дошкольного и младшего школьного возраста

Блок 1. Дети 3 – 4 года

(занятия по 15 минут 2 раза в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Цель

Задачи

Содержание

Источник

Оборудование

Примечание

1.

Знакомство. Первичная диагностика.

Оценка уровня развития ребенка.

Знакомство ребенка с педагогом.

Упражнение «Ласковое имя».

Маркеры разных цветов, губка – для белой доски.

Расторможен, не понимает инструкцию, делает то что хочет.

Исследование внимания.

  • Упражнение «Дорисуй листик или серединку».
  • Упражнение «Раскрась одинаковые фигурки».
  • Упражнение «Найди новое место».
  • Упражнение «Найди такую же улитку».

№6,  стр. 3 - 8.

№5

Исследование памяти.

  • Упражнение «Запомни картинки».
  • Упражнение «Запомни пары картинок».

№6, стр. 10 – 16.

Исследование мышления.

  • Упражнение «Неподходящий предмет».
  • Упражнение «Раскрась по заданию».
  • Упражнение «Подбери заплатки к коврикам».
  • Упражнение «Назови одним словом».

№6, стр. 17 – 25.

Обследование мелкой моторики.

  • Упражнение «Продолжи линию».
  • Упражнение «Штриховка».
  • Упражнение «Обвести по контуру».

№6, стр. 26 – 30.

Первичная диагностика.

Оценка уровня развития ребенка.

Определение знаний по

математике.

  • Упражнение «Большой - маленький».
  • Упражнение «Много - мало».
  • Упражнение «Цифра и количество».
  • Упражнение «Геометрические фигуры и цвета».
  • Упражнение «Соедини похожие фигуры».
  • Упражнение «Высокий низкий».
  • Упражнение «Длинный - короткий».
  • Упражнение «Толстый тонкий».
  • Упражнение «Широкий - узкий».

№6, стр. 2 – 10.

Маркеры разных цветов, губка – для белой доски.

Определение развития речи.

  • Упражнение «Назови предметы».
  • Упражнение «Один – много».
  • Упражнение «Где находится мишка?».
  • Упражнение «Раскрась игрушки».
  • Упражнение «Профессии».
  • Упражнение «Расскажи, что произошло».
  • Упражнение «Рассказ про мишку».

№6, стр. 12 – 20.

Определение знаний по окружающему миру.

  • Упражнение «Раскрась предметы».
  • Упражнение «Части суток».
  • Упражнение «Какое время года?».
  • Упражнение «Какая сказка?».
  • Упражнение «Кто что любит кушать?».

№6, стр. 22 – 29.

2.

Времена года. Осень.

 Расширение и активизация словаря по лексической теме «Осень».

Формирование слухового внимания к речевым и неречевым звукам.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Султанчик».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Собери картинку 
  • Упр. «Солнце или дождик?».
  • Работа на листе
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

№4, стр. 5-8

№7, №5

картинка «Осень», лист с заданием, цветные карандаши.

Капризничает, торопится, затруднено понимание инструкции

Развитие длительного ротового выдоха, активизация губных мышц.

  • Упр. «Осенние листочки».

Ознакомление с признаками осени.

Понимание и употребление существительных в именительном падеже.

Развитие грамматического строя речи.

  • Упр. «Картинки осени».

Развитие мелкой моторики.

  • Упр. «Обведем листочек».

3.

Огород. Овощи.

Расширение и активизация словаря по лексической теме «Огород. Овощи».

Образование множественного числа существительных. Учить подбирать прилагательные к существительным.
Развитие мышления и воображения.

Сенсомоторное развитие.

 Формирование зрительно-предметного гнозиса.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Султанчик».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Упр. «Овощи».
  • Упр. «Что перепутал художник?»
  • Упр. «Найди два одинаковых»
  • Упр «Отгадай загадку».
  • Собери картинку 
  • Работа на листе
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

№4, стр. 8.

№5

Пластиковые овощи.

Лист с заданием, картинки.

Выполняет не до конца, бросает

Развитие мелкой моторики.

  • Упр. «Обведи овощи».

№4, стр 9.

4.

Сад, фрукты.

Расширение и активизация словаря по лексической теме «Сад, фрукты».

Развитие словесно-логических связей.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Султанчик».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Упр. «Загадки»Собери картинку 
  • Работа на листе

№4, стр.10.

Пластиковые фрукты. Лист с заданием, картинки по теме.

Спокойный, выполняет по образцу

Развитие фонематического восприятия.
Развитие мышления и воображения, внимания. Сенсомоторное развитие. Формирование зрительно-предметного гнозиса.

  • Упр. «Фруктовый сад».
  • Упр. «Что лишнее».
  • Упр. «Положи в коробку».
  • Упр. « Соедини пары».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

№4, стр.11

№7.№5

Развитие  мелкой моторики.

  • Упр. «Обведи фрукты».

№4, стр. 12.

5.

Домашние животные.

Расширение и активизация словаря по лексической теме «Домашние животные».

Учить составлять рассказ-описание по картинке; строить предложения из четырех слов с предлогом около. Развитие памяти. Развитие общей и мелкой моторики:

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Султанчик».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Упр. «Где живут животные?»
  • Упр. «На животных посмотри». 
  • Работа на листе
  • Упр. «Обведи по точкам». 
  • Упр. «Узнай, что нарисовано»
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

№4, стр. 36

№5

Картинки с изображением домашних животных, мягкая игрушка — кошка.

Выполняет звукоподражание, спокойный, все сделал

6.

Профессии.

Расширение и активизация словаря по лексической теме «Профессии».

Развитие речевого выдоха. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти. Развитие коммуникативной функции речи.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Игра «Матрешка»
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Упр. «Уточнение словаря по теме».
  • Упр.Собери картинку 
  • Работа на листе

№4, стр. 58 – 60

№7,№5

Карандаши основных цветов картинки с изображением людей различных профессий.

Спокойный, смотрит в глаза, пытается повторять

Повторение названий основных цветов.

  • Упр. «Карандаши».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

7.

Будь здоров.

Расширение и активизация словаря по лексической теме «Будь здоров».

Ознакомление с правилами безопасного поведения.

Обучение детей рассуждать, сравнивать, устанавливать причину и следствие событий, делать выводы. Развитие воображения, творчества.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Собери картинку 
  • Работа на листе
  • Упр. «Айболит».
  • Упр. «Предметы, необходимые для поддержания здоровья и оказания первой медицинской помощи».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

№7, №5

Сюжетная картинка «Айболит», картинки с изображением предметов первой медицинской помощи.

Расторможен, торопится, все кидает, делает только то что хочет

8.

Как животные к зиме готовятся.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие общей и мелкой моторики: уточнение движений рук в сочетании с произносимыми словами и словосочетаниями.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Собери картинку 
  • Работа на листе
  • Упр. «Как на горке снег».

№4.36 с.

№5

Изображение диких животных. Игра «Геометрическая мозайка» по теме «Дикие животные».

Убегает из кабинета, расторможен, недоделывает до конца

Формирование умения устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.  Формирование представления об изменении окраски шерсти животных, их запасах на зиму и домиках.

  • Упр. «Как дикие звери к зиме готовятся?»

 Развитие устной речи, внимания, памяти.

  • Упр. «Что изменилось?

Развитие мелкой моторики,

  • Упр.  «Геометрическая мозайка». Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

9.

Семья

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Моторика

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Собери картинку 
  • Работа на листе

№4, стр. 41-43

№5

Картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи.

Спокойный, все выполняет, не всегда получается

Закрепление понимания и употребления предлога «на».

  • Упр. «Семья».
  • Упр. «Кто ушел?».

Развитие слухового внимания, восприятия.

Развитие зрительной памяти.

  • Упр. «Вопрос – ответ».
  • Упр. «Низкий – высокий».

Развитие мелкой моторики рук.

  • Упр. «Моя семья».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

10.

Зима.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Побуждение договаривать слова.

Моторика

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Собери картинку 
  • Работа на листе
  • Упр. «Зимушка-зима». 

№4, стр. 27.№5

Предметные и сюжетные картинки по теме.Лист с заданиями

Обогащение словарного запаса детей. Развитие навыков связной речи.

  • Упр. «Назови картинки». 
  • Упр. «Расскажи о зиме». 
  • Упр. «Отгадай загадку»

Формирование навыка составления предложений с предлогом на, опираясь на предметные картинки и вопросы педагога.

  • Упр. «Где лежит снег?» 

Развитие общей и мелкой моторики.

  • Упр. «По сугробам мы шагаем». 
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

11

Мой дом: помещения.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Знакомство с понятиями «высокий» - «низкий». Развитие речевого выдоха. Развитие слухового внимания.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Собери картинку 
  • Работа на листе
  • Упр. «Приятный запах».
  • Упр. «Домик».
  • Упр. «Сравнение домов по высоте».
  • Упр. «Низкий — высокий».

№4, стр.54.№5

Предметные и сюжетные картинки по теме. Лист с заданиями

Развитие общей моторики.

  • Упр. «Мяч».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

12.

Мой дом: мебель.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие умения вслушиваться и понимать стихотворные тексты. Развитие памяти, внимания.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Названия предметов мебели».

№4, стр. 56-57.

№5

Кукольная мебель (стол, стул, шкаф, кресло, диван, кровать, полка, тумбочка), кукла, предметы кукольной одежды и посуды (платье, чашка и т.п.).

Упражнение в понимании предлогов пространственного значения.  Практическое усвоение предложно-падежных конструкций.

  • Упр. «Поручения».
  • Упр. «Найди две одинаковые тумбочки»
  • Упр. «Узнай, что нарисовано»
  • Упр. «Собери картинку»
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

13.

Мой дом: посуда

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие внимания, памяти.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Что вы ели?»
  • Упр. «Что можно пить из чашки?»
  • Упр. «Чайная посуда».
  • Упр. «Что я убрала?»
  • Упр. «Посуда».

№4, стр. 49.

№5

Игрушки (кот, чашка), картинка «Чайная посуда», предметные картинки с изображением посуды, мяч.

Упражнение детей в словообразовании – образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

  • Упр. «Большое — маленькое» (с мячом).
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

14.

Новогодний праздник.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие фразовой речи.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Стихи».

№4, стр. 28-30.

№5

Новогодняя елка, непрозрачный мешочек, пары одинаковых мелких игрушек.

Активизация словаря признаков.

  • Упр. «Кто к нам придет?»

. Развитие тактильного и слухового восприятия.

  • Упр. «Найди игрушку и достань».
  • Упр. «Раскрась фигуры»

Развитие логического мышления, внимания.

  • Упр. «Что висит на елке?»
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

15.

Зимние забавы.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие представлений о сезонных изменениях в природе.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Зима».

№4, стр. 28 – 30.

№5

Сюжетные картинки, геометрические фигуры. Лист с заданиями.

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.

  • Упр. «Хлопни в ладоши».

Развитие общей и мелкой моторики.

  • Упр. «Собери картинку»

Пополнение активного словаря за счет введения новых слов: большой, маленький, снеговик.

  • Упр. «Лепим снеговика».
  • Упр. «Построй по росту».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

16.

Диагностика

Повторение временного понятия «зима».

  • Упр. «Повтор».

№6, стр. 15.

Лист с заданиями.

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия. Развитие словесно-логического мышления.        

  • Упр. «Да или нет» (с мячом).

Развитие дыхания.

  • Упр. «Белые снежинки».

Закрепление понятий «один» - «много»; закрепление названия белого цвета.

  • Упр. «Один» — «много».

17.

Транспорт.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Практическое усвоение антонимов-наречий («быстро - медленно», «тихо - громко», «вперед - назад»). Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Покатаем машины».
  • Упр. «Собери картинку»
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

№4, стр.51.

№5

Картинки по теме. Лист с заданиями.

18.

Зимние виды спорта.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие общей моторики: уточнение движений рук в сочетании с произносимыми словами и словосочетаниями.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Собери картинку»
  • Упр. «Зимние забавы».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

№4, стр 25-26

№5

Разрезные картинки по теме. Картинки по теме. Лист с заданиями.

19.

Деревья.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие словесно-логических связей. Развитие речевого выдоха

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упражнение «Фокусники».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Собери картинку»
  • Упр. «Загадки».

№4, стр. 52.

№5

Разрезные картинки по теме. Картинки по теме. Лист с заданиями.

Ознакомление со строением дерева, с названиями его основных частей. Обучение ответам на вопросы простым предложением.

  • Упр. «Расскажи по картинке».

.

  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

20.

Кустарники.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Обучение  детей разделять предложенные объекты на группы,

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Работа на листе

№4. Стр 44.

№5

Разрезные картинки по теме. Картинки по теме. Лист с заданиями.

Развитие общей моторики: уточнение движений рук в сочетании с произносимыми словами и словосочетаниями.

  • Упр. «Подуй, ветерок».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»

Развитие словесно-логических связей.

  • Упр. «Загадки».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

21.

Защитники Родины.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Формирование элементарных представлений об армии.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Что это?»
  • Упр. «Подуй, ветерок».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»

№7, №5

Картина с изображением солдата с автоматом, игрушечные танк, самолет, корабль.

Обучение ответам по содержанию рассказа.

  • «Рассказ об армии».

Развитие умения вслушиваться и понимать стихотворные тексты. Развитие памяти, внимания.

  • Упр. «Солдатик».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

22.

Весна.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Практическое усвоение согласования существительных с прилагательными в роде.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Какой шарик?»

№4, стр.43.

№5

Воздушный шарик желтого цвета, картинки, лист с заданиями

Развитие ротового выдоха, двигательного воображения.

  • Упр. «Надуем воздушные шарики.
  • Упр. «Надуй и лопни шарик».
  • Упр. «Собери картинку»

Развитие фразовой речи. Закрепление знаний детей об основных цветах. Развитие зрительного внимания, памяти.

  • Упр. «Собираем цветы».
  • Упр. «Что лишнее»
  • Упр. «Отгадай загадку»
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

23.

Мамин праздник.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие фразовой речи.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Какая твоя мама?» (с мячом)

№4, стр. 44-45.

№5

картинки по теме. Картинки по теме. Лист с заданиями.

Упражнение в согласовании существительного с прилагательными в роде и с глаголами в числе. Развитие общей и мелкой моторики.

  • Упр. «Мыльные пузыри».
  • Упр. «Собери картинку»
  • Упр. «Домашние заботы мам».
  • Упр. «Помогаю маме».

Развитие зрительного внимания, восприятия и памяти.

  • Упр. «Вот у мамы сколько дел».

Упражнение в практическом употреблении глаголов совершенного вида.

  • Упр. «Что забыла сделать мама?»
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

24.

Безопас-ность в транспорте.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Формирование у детей представление о транспорте (автобусе, маршрутном такси, трамвае, грузовых машинах и легковых автомобилях).

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Массаж су-джок
  • Работа на листе
  • Упр. «Мыльные пузыри».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»
  • Упр. «Для чего это нужно?»
  • Упр. «Разный транспорт».

№4.

№5

№7

Картинки с изображением транспорта, грузовая машина,

Знакомство детей с троллейбусом.

  • Упр. «Троллейбус».

Знакомство с правилами поведения в транспорте.

  • Упр. «Научи мишку».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

25.

Любимые сказки.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование длительного плавного ротового выдоха.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Работа на листе
  • Упр. «Мыльные пузыри».
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».

№4.

№5

№7

Макеты овощей (морковь, лук, картофель, помидор, огурец, чеснок, капуста и др., ноутбук, презентация к занятию «Овощи. Сказка «Репка». Звук [И]».

Уточнение и закрепление правильной  артикуляции звука [И].

  • Упр. «Репка».

Закрепление в активном словаре обобщающее понятие «овощи».

  • Упр.  «Щи – талочка».

Образование имен существительных множественного числа.

  • Упр. «Один – много».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в игре: «Скажи ласково».

  • Упр. «Скажи ласково».

Развитие пространственной ориентировки в игре: «Собери картинку»

  • Упр. «Собери картинку». 
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

26.

Труд людей в природе.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование длительного плавного ротового выдоха.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж су-джок
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика
  • Работа на листе
  • Упр. «Мыльные пузыри».
  • Упр. «Собери картинку»

№3.

№5

№7

Карточки-схемы с изображением овощей, тематические картинки.

Развитие логического мышление, умение объяснять свой выбор.

  • Упр. «Что лишнее?»

Обучение составлять предложения с определенным глаголом.

  • Упр. «Картошечка».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

27.

День Победы.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование длительного плавного ротового выдоха.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упр. «Мыльные пузыри».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»

№3.

№5

№7

Иллюстрация праздничного салюта, кукла «Солдат». Лист с заданиями

Воспитание любви, гордости и уважения к Родине и к ее защитникам.

  • Упр. «День Победы».

Обучение детей передавать праздничный салют над городом.

  • Картинка «Салют победы над городом».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

28.

Дикие животные.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Обогащение пассивного словаря детей.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упр. «Дикие животные».

№4, стр. 32.

№5,7

Картинки по теме (заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж),

 пластмассовые прищепки желтого цвета (по количеству детей).

Развитие зрительного внимания, памяти.

  • Упр. «Кто спрятался?»

Развитие логического мышления.

  • Упр. «Отгадай и назови».

Развитие артикуляционной моторики. Формирование длительного плавного ротового выдоха.

  • Упр. «Мыльные пузыри».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

29.

Что из чего сделано?

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие словесно-логических связей.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упр. «Загадки».

№4.стр.54

№5,7

Игрушки из разного материала. Современные игрушки (говорящая кукла, машина на пульте управления).

Расширение представления детей о связи образа и материала игрушек с развитием общества.

  • Упр. «Вопрос – ответ».

Развитие артикуляционной моторики. Формирование длительного плавного ротового выдоха.

  • Упр. «Мыльные пузыри».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»

Развитие  речи детей, обогащение детского словарного запаса.

  • Упр. «Из чего сделана твоя игрушка?»
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

30.

Лето.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие мелкой моторики.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упр. «Мыльные пузыри».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»

№4, стр. 61

№5,7

Картинки с изображением времен года.

Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающих понятий.

  • Упр. «Скажи, что общего у предмета?»

Развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления.

  • Упр. «Бывает – не бывает?»

Развитие знаний о признаках лета.

  • Упр. «Летняя цепочка».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

31.

Цветы.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие длительного ротового выдоха, умения контролировать силу воздушной струи.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упр. «Тихий ветерок».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»

№4, стр. 46.

Картинка «Волшебная полянка», предметные картинки с изображением цветов, счетные палочки, султанчики, колокольчик, бубен.

Развитие зрительного внимания.

  • Упр. «Найди такой же»

Развитие мелкой моторики.

  • Упр. «Цветок».

Развитие фонематического восприятия. 

  • Упр. «Соберем цветы».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

32.

Ягоды.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие интереса к народной поэзии, умения слушать потешки.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упр. «Сказочница».

№4 стр.

№5,7

Муляжи или рисунки ёлочек, грибочков, корзинка, пластилин, доски, картинки с изображением ягод.

Развитие внимания, закрепление понимания пространственных предлогов (на, рядом, над).

Развитие мелкой моторики, координации движений с речью. Закрепление двух цветов – красный, синий.

  • Упр. «Положи грибочки».
  • Упр. «Тихий ветерок».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»
  • Упр. «Ягодки».
  • Упр. «Сортировка».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

33.

Рыбы.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие мелкой моторики, координации движений с речью.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упр. «Рыбка».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»

№.3, №5,7

Схемы пруда и аквариума, картинки с изображением аквариумных и пресноводных рыбок.

Классифицировать рыб на аквариумных и пресноводных.

  • Упр. «Кто, где живет?»

Развитие слухового внимания, связной речи.

  • Упр. «Рыбаки».

Развитие памяти, воображения, выразительного чтения.

  • Стих «Где спит рыбка?»
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

34.

Летние забавы.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Понимание и употребление имен прилагательных.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Упр. «Подбери слово».

№4, стр.61, №5,7

Предметные картинки.

Понимание и употребление глаголов.

  • Упр.  «Что делают летом?»

Обучение составлять предложения с предлогами над, между, из-за по предметным картинкам.

  • Упр. «Составь предложение». 

Развитие мелкой моторики, координации движений с речью.

  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

35.

Летние виды спорта.

Расширение и активизация словаря по данной лексической теме.

Развитие памяти, воображения, выразительного чтения.

  • Орг. момент. «Рассмотри картинки».
  • Артикуляц. гимнастика
  • Упр. «Пальчиковая гимнастика».
  • Упр. «Собери картинку»

№4.стр.62

Тематический словарь в картинках (стр. 2-3).

Развитие ориентации в пространстве. Обучение  слушать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.

  • Упр. «Спортивный стадион».
  • Окончание занятия «Что тебе понравилось?»

36.

Итоговая диагностика.

Мониторинг динамики развития и успешности освоения данной программы.

Исследование внимания.

  • Упражнение «Дорисуй листик или серединку».
  • Упражнение «Спрятанные фигурки».
  • Упражнение «Раскрась одинаковые фигурки».
  • Упражнение «Найди новое место».
  • Упражнение «Найди такую же улитку».

№6,  стр. 10 - 30.

Маркеры разных цветов, губка – для белой доски.

Исследование памяти.

  • Упражнение «Запомни картинки».

Исследование мышления.

  • Упражнение «Неподходящий предмет».
  • Упражнение «Подбери заплатки к коврикам».
  • Упражнение «Назови одним словом».

Обследование мелкой моторики.

  • Упражнение «Продолжи линию».
  • Упражнение «Проведи прямую линию».
  • Упражнение «Штриховка».

№6, стр. 26 – 32.

Итоговая диагностика.

Мониторинг динамики развития и успешности освоения данной программы.

Определение знаний по

математике.

  • Упражнение «Большой - маленький».
  • Упражнение «Много - мало».
  • Упражнение «Цифра и количество».
  • Упражнение «Геометрические фигуры и цвета».
  • Упражнение «Соедини похожие фигуры».
  • Упражнение «Высокий низкий».
  • Упражнение «Длинный - короткий».
  • Упражнение «Толстый тонкий».
  • Упражнение «Широкий - узкий».
  • Упражнение «Рыбки».

№6, стр. 2 – 10.

Определение развития речи.

  • Упражнение «Назови предметы».
  • Упражнение «Один – много».
  • Упражнение «Где находится мишка».

Определение знаний по окружающему миру.

  • Упражнение «Раскрась предметы».
  • Упражнение «Части суток».
  • Упражнение «Какое время года?».
  • Упражнение «Какая сказка?».
  • Упражнение «Солнышко».
  • Упражнение «Кто что любит кушать».

Используемые ресурсы.

  1. Гурьева Н.А. 65 познавательных задания для развития малыша.- Спб. Издательский дом Литера.- 2012.-32 с.
  2. Дунаева Н.Ю, Зяблова С.В. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет.- Изд. Сфера, Журнал, 2015.-
  3. Земцова О.Н., Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет. Учебн.пособие.-М.:Махаон, 2010.-128 с.
  4. Сафонова Н.Б. Рабочая тетрадь для развития познавательных способностей детей 4 – 5 лет с общим недоразвитием речи.                                               г. Краснодар, 2011.50lka53cqy59xbqz150lka53cqy59xbqz1
  5. Ткаченко Т.А. Физминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов – М.: Изд.ГНОМ и Д, 2004.-32с.
  6. Диагностика дошкольника, Рабочие тетради, М.: Изд.ГНОМ и Д, 2010.-31с.
  7. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная пресса, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Разработка урока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля". 9 класс

Материал содержит презентацию, проверочную работу и задачи для закрепление материалаурока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля".Задачи из учебного пособия: Контрольные и с...

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).

Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

Программа учебного предмета «Технология» Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)

Программа учебного предмета «Технология»  Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Самостоятельная работа «Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»

Самостоятельная работа«Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»самостоятельная работа...