Мой лучший урок.
план-конспект

Пояснительная записка. Материал к конкурсу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Пояснительная записка

к фронтальной образовательной коррекционно-развивающей ситуации

на лексическую тему «Мой поселок. Моя улица»

в подготовительной группе к школе компенсирующей направленности

учителя-логопеда МБДОУ № 30 п. Вимовец

Сафоновой Натальи Александровны.

Тема: Мой посёлок. Моя улица.

Направление: речевое развитие.

Форма ООД: занятие (образовательная ситуация).

Форма организации: групповая.

Учебно-методический комплект: «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н.В. Нищева).

        Занятие ориентировано на детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, соответствует ФГОС.

        Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: принципами непрерывности, активности, доступности, психологической комфортности.

        В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности ФОКРС проводится 4 раза в неделю, 16 занятий в месяц.

Характеристика группы: Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

6 детей (6 лет). Большее количество детей со средним уровнем речевого развития.

        Для достижения целей были использованы: методы работы, такие как:

  • наглядные, формирующие яркие, конкретные представления;
  • практические, которые приводят в систему полученные знания путем установления связей между отдельными предметами и явлениями;
  • словесные, используемые для расширения знаний, систематизации, обобщения.

 Новые педагогические технологии:

  • личностно – ориентированная модель взаимодействия;
  • деятельностный подход, который предусматривает самоопределение

темы, постановку учебной задачи, работу с самопроверкой, закрепление во внешней речи, рефлексию деятельности.

 Разнообразие методов, занимательная форма занятия, игровые приёмы, смена видов заданий, проведение специальных упражнений - всё это способствовало повышению познавательной активности и сохранению интереса на протяжении всего занятия. В ходе работы процесс обучения и научения превращался в интересную игру.

  Так вводная часть занятия дала положительный эмоциональный настрой, что способствовало быстрому вхождению воспитанников в работу. На начальном этапе занятия стремилась вызвать интерес к поставленной цели, была дана возможность воспитанникам высказать свои предложения по решению учебной задачи, был намечен совместный план действий, привлекался личный опыт ребёнка при решении учебной задачи.

При актуализации опорных знаний стремилась сразу вовлечь детей в эту работу. В ходе занятия предлагались разнообразные задания по типу, форме и материалу (словесные). 

Подводя итог занятия, оценивала не только правильность ответов, но и то, как ребёнок рассуждал.

Стремилась к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но максимально продуктивным, с высокой речевой активностью детей.

Конспект

 фронтальной образовательной коррекционно-развивающей ситуации в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на лексическую тему «Мой посёлок. Моя улица»

Подготовил:

учитель-логопед МБДОУ №30

Сафонова Наталья Александровна

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Мой поселок. Моя улица». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, образование и употребление существительных в форме множественного числа в косвенных падежах). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложений. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи, зрительного внимания, восприятии, конструктивного праксиса. артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Наборное полотно, контейнер с материалами для анализа предложений, компьютер, мультимедийная презентация по теме, тетрадь №2 и альбомные листы с изображениями соборов по числу детей, контейнер с карандашами, конверты с открытками и пазлами, два игровых поля для игры в «Слоговое лото», квадраты из цветного картона, резиновый мяч среднею размера.

Предварительная работа. Придумывание загадок-описаний о достопримечательностях п.Вимовец на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, работа над общими речевыми навыками.

Ход занятия

1. Организационный момент. Отгадывание загадок-описаний о достопримечательностях пос.Вимовец. [|Сообщение темы и создание положительного эмоционального фона занятия. Развитие связной речи. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи.]

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, предлагает им сесть на стульчики, стоящие вокруг стола.

Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о нашем любимом поселке, и я предлагаю начать занятие с загадок-описаний, которые мы подготовили с вами вчера. Ответы детей сопровождаются с презентацией.

1-й ребенок. Это сооружение стоит перед въездом в п. Вимовец.

Дети. Это арка с гербом-достопримечательность нашего поселка.

1- й ребенок. Правильно.

2- й ребенок. В центре по ул. Красной стоит административное здание.

Дети. Это здание ФГУП.

2- й ребенок. Верно.

3- й ребенок. На территории ЦДк п.Вимовец стоит памятник.

Дети. Это памятник Батохину основателю нашего поселка.  

3- й ребенок. Правильно.

Логопед. Вы меня порадовали. Вы многое узнали и запомнили о достопримечательностях поселка Вимовца, красиво и правильно говорили.

2. Упражнение «Узнай арку». [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.]

Логопед кладет перед каждым ребенком альбомный лист с контурными изображениями двух арок, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Вы сумели отгадать загадку об арке. А сумеете ли вы узнать её контурное изображение? Посмотрите на контурные изображения двух арок. Которая из них п.Вимовца?

Дети. Арка изображена справа.

Логопед. Правильно. Возьмите серый карандаш и закрасьте изображение арки.

Дети выполняют задание.  

Логопед. Замечательно! Вы справились с этим заданием. Логопед убирает контейнер и альбомные листы. 

     3. Пазлы «Здание» (12 частей). | Развитие зрительного внимания и восприятия, конструктивного праксиса, тонкой моторики.)

Логопед раздает детям конверты, в которых находятся целые и разрезанные на папы открытки с домами.

Л о г о п е д. Вы отгадали загадку об арке. А сумеете ли вы узнать здания на открытках и сложить их изображения из частей? Достаньте из конвертов открытки с видами зданий и составьте такие же картонки из частей.

Дети выполняют задание.

Логопед. Расскажите, изображение какого здания вы собирали.

I -й р е б е н о к. У меня здание ФГУп.

2- й ребенок. Я собирал Дом культуры.

3- й ребенок. А я – здание почты.

4- й ребенок. А у меня изображение детского сада. Логопед. Это было очень трудное задание. Я рада, что вы с ним справились. Сложите пазлы обратно в конверты, а открытки оставьте на столе.

Логопед убирает конверты.

4. Упражнение «Составь схему предложения». (Совершенствование навыка анализа предложений.)

Логопед ставит на стол контейнер с материалами для анализа предложений.

Логопед. Придумайте предложения по открыткам.

I -й р е б е н о к. Арка украшает наш поселок.

2- й ребенок. Здание ФГУп находится рядом с ЦДк.

3- й ребенок. Почта находится на ул. Красной.

4- й ребенок. Детский сад находится за парком.

Логопед. Очень хорошо. А теперь сосчитайте слова в предложениях и составьте схемы предложений. Это нужно отразить в схемах.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и предлагает убрать материалы для анализа предложений в контейнеры. Он убирает пособия со стола.

5. Пальчиковая гимнастика «Наш поселок». | Координация речи с движением.]  

Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Дети выполняют знакомое упражнение.

 Мой любимый поселок – это Вимовец

 В нем живет вся моя семья:

 Папа, мама, брат, сестра и я

 Любим мы гулять по красивым

 Улицам поселка.

6. Игра «Слоговое лото». (Совершенствование навыка слогового анализа слов.|

Логопед предлагает детям сесть на ковер. Он делит детей на две команды и выдает каждой из команд игровое поле, которое разделено на четыре части. В каждой части нарисовано по несколько кружков.

          Логопед. Игра в слоговое лото вам знакома. Я буду показывать вашим командам открытки с домами п. Вимовца. Вы будете говорить, что изображено на открытке. Я буду предлагать вам разделить на слоги одно из слов названия. За правильно выполненное задание команда будет получать цветной квадрат и закрывать им ту часть игрового поля, на которой столько кружков, сколько слогов в слове. Победит га команда, которая скорее закроет свое игровое поле.

Логопед показывает детям слайд. Логопед. Что это? Дети. Дом

Логопед. Правильно. Разделите на слоги слово дом. Дети. Дом.

Логопед. Верно. Возьмите квадрат и закройте ту часть игрового поля, где изображено одна точка.

Дети узнают на слайдах арку, дорогу, герб п.Вимовец, улицу Садовая, коттедж по ул.Батохина. Логопед выдает им квадраты. Дети закрывают части игрового поля. Логопед определяет команду-победителя и убирает пособия.

7. Игра с мячом «Два и пять». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).]

Логопед предлагает детям встать и берет в руки мяч.

Логопед. Я предлагаю вам сыграть в игру «Два и пять» с мячом. Я бросаю вам мяч и называю два предмета, вы ловите мяч, называете пять таких же предметов и возвращаете мяч мне. Две арки.

1- й ребенок. Пять арок. Логопед. Два здания.

2- й ребе н о к. Пять зданий. Логопед. Две улицы.

3- й ребенок. Пять улиц. Логопед. Два коттеджа.

4- й ребенок. Пять ...  

Логопед. Замечательно. Вы не допустили ошибок.

8. Игра с мячом «Закончи предложение». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме множественного числа в косвенных падежах).]

Логопед предлагает детям продолжить игру с мячом.

Логопед. Теперь вы будете заканчивать предложения, начатые мной. Добавляйте все по одному слову и передавайте мяч по кругу.

Логопед. В Вимовце много улиц...

Ответы детей.

Логопед. Чудесно! Вы меня удивляете и радуете сегодня. Я могу вами гордиться! Логопед убирает мяч.

9. Упражнение «Дорисуй буквы». [Профилактика нарушений письменной речи. Развитие тонкой моторики.]

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради на странице 31. Рассмотрите буквы. Вы узнали их?

Дети. Это буквы Б, К, Н, Ф, X, Щ, В, Л, У, Я, Г, Ю.

Логопед. Возьмите простые карандаши и дорисуйте буквы.

Дети выполняют задание.

Логопед. Теперь раскрасьте гласные буквы красным карандашом.

Дети выполняют задание.

Логопед. И наконец, раскрасьте согласные буквы синим карандашом.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу, убирает тетради, контейнер с карандашами.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания им было интересно выполнять, а затем положительно оценивает деятельность каждого ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дорога на п.Вимовец д

Слайд 3

Арка п.Вимовец

Слайд 4

Герб п.Вимовец

Слайд 5

Наша улица Садовая

Слайд 6

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"

Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"

Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...

«Лучший урок письма - 2015» Номинация : «Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше.»

Здравствуй дружище! Вот мы уже и в шестом классе .Часто я задумываюсь ,кем стать, чтобы сделать мир лучше. Пускай не весь мир , а хотя бы свою родную Ростовскую область ,милый моему сердцу хуторок ,за...