Главные вкладки

    Формирование диафрагмального дыхания
    план-конспект

    Некрасова Кира Александровна

    Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органной и тканей кислородом. Нейроны коры головного мозга наиболее чувствительны к отсутствию кислорода и могут прожить без него всего 4 -5 минут. Недостаток кислорода приводит к кислородному голоданию и нарушению функционирования познавательных процессов, а его хроническое недостаточное поступление приводит к различным заболеваниям (серьезным нарушениям памяти, внимания и т.п.).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация, Тюменская область, город Заводоуковск
    Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

    «Заводоуковская средняя общеобразовательная  школа № 2»

    Конспект занятия/ цикл занятий

    Формирование диафрагмального дыхания

    Учитель-логопед  Некрасова Кира Александровна

    Российская Федерация, г. Заводоуковск

    2018 г.

    Пояснительная записка

    Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органной и тканей кислородом. Нейроны коры головного мозга наиболее чувствительны к отсутствию кислорода и могут прожить без него всего 4 -5 минут. Недостаток кислорода приводит к кислородному голоданию и нарушению функционирования познавательных процессов, а его хроническое недостаточное поступление приводит к различным заболеваниям (серьезным нарушениям памяти, внимания и т.п.).

    Дыхание регулируется как ЦНС, так и ВНС, которая очень чувствительна к эмоциональным воздействиям. Печаль, гнев, тревога, страх изменяют деятельность системы организма – дыхание учащается, чаще бьется сердце – нагрузка на организм увеличивается.

    Дыхание – это одна из вегетативных функций, которая имеет произвольную регуляцию. Регуляция глубины дыхания позволяет снять возникшее эмоциональное напряжение и способствует достижению состояния общей релаксации.

    Диафрагмальное дыхание является самым глубоким, при этом заполняются воздухом все отделы легких.

    По классификации Овсянникова, диафрагмальное дыхание является наиболее оптимальным и наиболее эффективным типом дыхания человека.

    За счет наиболее полного насыщения легких кислородом при диафрагмальном дыхании частота дыхательных движений сокращается, снижается физическое и эмоциональное напряжение.

    При диафрагмальном дыхании:

    Вдох – спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка «выступает вперед», и воздух, как бы «набирается животом».

    Выдох – плавный, удлиненный, осуществляется преимущественно через рот, брюшная стенка «втягивается», а воздух, как бы «выталкивается» животом.

    Одним из речевых нарушений является заикание.

    Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи.

    Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной  энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции.

    Важнейшие условия правильной речи – это длительный плавный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

    Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

    Вдох при речи короткий, лёгкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

    В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое,  вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идёт только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется на столько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания.

    Правильное речевое дыхание, чёткая ненапряжённая артикуляции являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

    Цель данного цикла занятий – обучение диафрагмальному дыханию.

    Задачи:

    1. Коррекция физиологического и речевого дыхания.
    2. Снятие мышечного напряжения.
    3. Снятие страха речи.

    Данный цикл занятий разработан на основе технологии функционального биоуправления, в частности комплексной образовательно-профилактической программы «Волна» для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции.

    Занятия с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста длятся 15-20 минут. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Группы должны быть небольшими, чтобы логопед мог наблюдать за правильностью выполнения заданий каждым ребёнком.

    Ожидаемый результат:

    1. Ребенок обучился правильному физиологическому дыханию.
    2. Мышцы организма находятся в нормальном тонусе.
    3. Тревожность из-за боязни речи понижена.

    Подготовительный этап работы.

    Занятия проводятся в небольших группах.

    Занятие 1.

    Тема. Диафрагмальный вдох. Диафрагмальный выдох.

    Цель:  1. формировать у детей представления о дыхании;

                 2. ознакомить с техникой диафрагмального дыхания.

    Оборудование: снежинки из салфеток по количеству детей, трубочки для коктейлей по количеству детей, бумажные осенние листочки по количеству детей, мыльные пузыри.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    «Дружба начинается с улыбки»

    Стоящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и, молча, улыбаются друг другу.

    Логопед:

    Мы дышим, когда играем, спим, кушаем. Все мы умеем дышать и дышим всегда. Но дышим по-разному. Мы можем дышать часто через рот, как собаки в жару. Давайте попробуем. Тогда мы вдыхаем вот сколько воздуха (логопед надувает маленький воздушный шарик). Можем дышать грудью. Давайте попробуем (дышим, выпячивая грудь). Так мы вдыхаем вот сколько воздуха (надуваем больший по размеру шарик). А можем дышать глубоко, животом. И тогда вот какой у нас получится шарик (надуваем самый большой воздушный шар).

    Мы все умеем дышать, и все мы не задумываемся о том, как мы это делаем. Но от того, как мы дышим, зависит очень многое в работе нашего организма. В ходе наших занятий мы будем учиться правильно дышать. Дышать так, чтобы нашему сердцу было удобно работать; так, чтобы мы чувствовали себя спокойно и уверенно; так, чтобы наше настроение было хорошим и весёлым.

    2.Знакомство с техникой диафрагмального дыхания.

    Упражнения на диафрагмальный вдох.

    Упражнение «Шарик».

    И.п. поза покоя, одна рука лежит на колене, другая прижата к животу.

    Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос (сделать глубокий вдох носом, чтобы живот надулся, как шарик). Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой! А теперь попробуйте надуть живот быстрее, чем я успею надуть воздушный шар.

    При вдохе надувается только живот, грудная клетка остаётся неподвижной. Чтобы помочь детям произвести правильный вдох, можно при вдохе класть им руку на живот и просить её вытолкнуть.

    Упражнение «Снежинки».

    Теперь правильно дышать нам помогут снежинки (предварительно из салфеток вырезать снежинки,( можно с детьми) и повесить их на ниточке). Сейчас мы будем делать вдох, но не так, как обычно, а животиком. Будем вдыхать через нос воздух так, чтобы снежинки приближались к нашему лицу. При этом воздуха будет всё больше и больше, он будет заполнять наш живот. И от этого он будет надуваться, как шарик. А теперь выдох… И снежинки улетают от нашего лица.

    Упражнения на диафрагмальный выдох.

    Упражнение «Трубочки».

    Возьмите трубочки (для коктейлей) и попробуйте медленно выдуть через них воздух, так, чтобы в стакане с водой появились пузырьки и забулькали.

    А теперь попробуйте сложить свои губы такой же трубочкой и ещё раз медленно-медленно выдуть воздух, на воде должна появиться воронка.

    При выдохе живот втягивается, как бы выталкивая воздух. Выдох должен быть свободным, а мышцы на лице при этом расслабленны.

    Чтобы помочь детям произвести правильный выдох, можно при выдохе класть им руку на живот и чуть-чуть надавливать на брюшную стенку.

    Упражнение «Листочки».

    Логопед раздаёт детям бумажные осенние листочки.

    Какое сейчас время года? (осень). Что бывает осенью? (дети перечисляют приметы осени). Давайте поиграем в листопад. Положите листик на раскрытую ладонь и одновременно подуйте. А сейчас поиграем «Чей листок улетит дальше».

    Дети дуют на листочки, при этом обращаем внимание на движение брюшной стенки.

    Упражнение «Мыльные пузыри».

    Детям раздаются мыльные пузыри.

    Логопед: Сейчас мы устроим соревнование «Самый большой пузырь». Кто надует самый большой пузырь – тот и победитель. Чтобы пузырь был очень большой, его нужно надувать очень медленно.

    3.Итог занятия.

    Ребята, расскажите, чем мы сегодня занимались? Что вы научились делать?

    Сегодня у вас будет домашнее задание: научиться надувать большие мыльные пузыри.

    А сейчас давайте все возьмёмся за руки посмотрим друг другу в глаза и спокойно пожмём руки в знак нашей дружбы.

    Занятие 2.

    Тема. Объединение фазы диафрагмального вдоха и выдоха.

    Цель: научить детей правильно делать диафрагмальный вдох и выдох.

    Оборудование: кусочки ваты по количеству детей, 2-3 яркие бумажные бабочки, китайский колокольчик «песня ветра», детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных, бумажные султанчики (метёлочки).

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    Упражнение «Комплименты».

    Стоя в круге, всем взяться за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он произносит комплимент своему соседу.

    2. Объединение фазы диафрагмального вдоха и выдоха.

    Логопед: Мы с вами уже умеем правильно вдыхать и правильно выдыхать воздух. Давайте попробуем сделать это вместе. Вспомним про наш шарик в животе и надуем его. А теперь попробуйте сдуть его медленно-медленно.

    Логопед раздаёт детям на ладони кусочки ваты.

    Логопед: У вас на ладошках лежат «пушинки». Давайте надуем «шарик» и медленно и плавно подуем на них. «Пушинки» должны легко слететь с ваших ладоней. Давайте потренируемся.

    Логопед следит за тем, чтобы каждый ребёнок дышал в удобном для себя темпе, не подстраиваясь под других детей.

    Упражнение «Лети, бабочка!»

    Логопед: Лето закончилось. Но на полянах, когда греет солнышко всё ещё пролетают бабочки. Разноцветные красавицы залетели к нам, посмотрите.

    Бумажные бабочки привязаны  нитками длиной 20-40 см, нитки прикреплены к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натянут так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящих детей.

    Посмотрим, умеют ли они летать.

    Логопед дует на бабочек.

    Смотрите, полетели! Теперь вы попробуйте подуть. Чья бабочка улетит дальше?

    Дети встают возле бабочек и дуют на них. Необходимо следить, чтобы они стояли прямо, при выдохе не поднимал плечи, дули на одном выдохе, не добирая воздух, не надували щеки, а губы слегка выдвигали вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

    Упражнение «Песня ветра».

    Колокольчик висит на уровне лица стоящего ребенка.

    Логопед:  Ребята, посмотрите, это китайский колокольчик, который называется песня ветра. Я на него подую, а вы послушайте звук, какой он мелодичный, переливается.

    А сейчас подуйте вы на колокольчик. А теперь подуйте сильнее — звук стал громче.

    Дети по очереди дуют с разной силой на колокольчик.

    Упражнение «Свистульки».

    Логопед раздаёт детям свистульки: — Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши — птичка, а у Вани — олень. Давайте устроим лесной концерт — каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

     Логопед следит, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись.

    Упражнение «Ветерок».

    Логопед  предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. — Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

    Игра проводиться сначала индивидуально, затем в группе детей.

    Упражнение «Сдуй шарик».

    Дети стоят возле стульев. Логопед: Расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся. – Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик! Вдохните побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхаем  его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

    3.Итог занятия.

    Упражнение «Солнечные лучики».

    Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

    Занятие 3.

    Тема. Закрепление диафрагмального вдоха и выдоха.

    Цели: закреплять умение у детей правильно делать диафрагмальный вдох и выдох.

    Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар, игрушка-вертушка, полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15×2,5 см).

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    «Доброе животное».

    Участники встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

    Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д.

    2. Объединение фазы диафрагмального вдоха и выдоха.

    Упражнение «Воздушный шарик».

    На уровне лица ребенка висит воздушный шар. Логопед дует на шар так, чтобы он высоко взлетел.

    Логопед: Ребята, посмотрите, как высоко взлетел шарик. А вы так можете?

    Дети по очереди дуют на шарик.

    Логопед подбрасывает шарик вверх: Не дадим шарику упасть. Давайте дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

    Газовый воздушный шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной).

    Логопед: Ребята, на шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.

    А сейчас устроим соревнование: двое детей становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

    Упражнение «Вертушка». 

    Логопед: Посмотрите, какие у меня есть вертушки. Кто скажет, почему они так называются? Вертушка начинает вертеться от дуновения ветра. И сейчас вы превращаетесь в ветерки. — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.

    Упражнение «Бумажный флажок».

    Детям раздаются полоски цветной бумаги.

    Логопед: Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Возьмите их большим и указательным пальцами, поднесите к нижней губе и подуйте. Наши флажки полощутся на ветру!

    3.Итог занятия.

    Упражнение «Солнечные лучики».

    Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

    Практический этап работы.

    Занятия проводятся индивидуально или в паре.

    Занятие 4.

    Тема. Знакомство с комплексной образовательно-профилактической программой «Волна» на основе технологии функционального биоуправления.

    Цели: ознакомление режимами работы по программе «Волна».

    Оборудование: компьютер, комплексная образовательно-профилактическая программа для обучения диафрагмальному дыханию на основе технологии функционального биоуправления.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    Логопед: Перед тобой компьютер и ещё один маленький прибор. Этот прибор может слышать, как ты дышишь, и рассказывать об этом компьютеру. Если ты будешь дышать правильно, как мы учились ранее, то компьютер сможет показать тебе мультфильм про бабочку. Давай посмотрим, как это происходит (проводится демонстрационная сессия в режиме эмуляции игры «Бабочка»).

    2.Игра «Бабочка».

    Логопед прикрепляет датчики к рукам ребёнка и запускает игру.

    Логопед: Ты видишь яйцо, оно дышит. Там кто-то есть и очень хочет появиться на свет. Но он совсем ещё маленький и не умеет дышать правильно. Давай поможем ему: ты дышишь животом, и яйцо дышит вместе с тобой. Ты делаешь вдох, яйцо увеличивается, делаешь выдох, оно уменьшается, так оно дышит. И если ты сделаешь выдох так, как мы учили (чтобы весь воздух вышел из животика), яйцо в ответ сменит цвет (ребёнок дышит, пока яйцо меняет цвет). Молодец! Благодаря тебе яйцо правильно научилось дышать, и тот, кто сидел внутри, готов вылупиться. Продолжай дышать животом и помоги ему появиться на свет. Кто это? (Гусеница.) Она только что родилась и не знает ещё, как ползти. Помоги ей своим дыханием. Вдохом ты её поднимай, а выдохом опускай. Делай это плавно, чтобы гусеница не ударялась о землю. Вот видишь, она ползёт. У тебя получается. Смотри, сколько она проползла. Теперь она отдохнёт и ты вместе с ней. Ты знаешь, кто появляется из гусениц? Конечно, бабочки. Но прежде они становятся куколками. Куколка – это кокон, который ты видишь. Гусеница заснула там, и её дыхание вновь сбилось. Давай поможем теперь куколке дышать также, как ты делал это с яйцом. На вдохе куколка увеличивается, а на выдохе уменьшается. И при правильном вдохе она тоже будет менять свой цвет. Молодец! Вот и бабочка готова появиться на свет. Пока она это будет делать, ты можешь отдохнуть. Смотри, какая красивая бабочка! Но она не умеет летать. Помоги ей перелететь с одного цветка на другой: вдохом поднимай её, выдохом – опускай. Смотри, чтобы она садилась на каждый цветочек и делала это плавно (твоё дыхание должно быть ровным). Молодец! Ты сделал большое дело! Теперь ты можешь отдохнуть и дышать так, как тебе удобно. [1, 10]

    3.Итог занятия.

    Раскрашивание раскрасок по выбору.

    Ты вырастил красивую бабочку. А сейчас я предлагаю тебе выбрать раскраску с бабочками и раскрасить её карандашами или фломастерами.

    Занятие 5.

    Тема. Закрепление диафрагмального дыхания.

    Цели: научить ребёнка работать в программе «Волна», закреплять навык диафрагмального дыхания.

    Оборудование: компьютер, комплексная образовательно-профилактическая программа для обучения диафрагмальному дыханию на основе технологии функционального биоуправления.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    Упражнение на расслабление мышц живота «Шарик».

    Логопед: Давайте вспомним про наш  маленький-маленький воздушный шарик в животе. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Давайте надуем его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос (сделать глубокий вдох носом, чтобы живот надулся, как шарик).

    2.Упражнение «Столбик».

    Логопед: Ты любишь рисовать? Я уверенна, что ты замечательно умеешь закрашивать столбики! Давай попробуем сейчас закрасить столбик на бумаге ( ребёнку предлагается лист бумаги с изображением столбика прямоугольной формы, карандаши, фломастеры). Молодец! Рисовать руками ты умеешь. А пробовал ли ты рисовать своим дыханием? Это возможно благодаря этому прибору и нашему умению дышать животом. Давай ещё раз вспомним, как нужно правильно дышать (выполняется упражнение «Шарик»). Теперь мы попробуем закрашивать столбик на компьютере твоим любимым цветом, используя этот навык. Когда ты сделаешь вдох, столбик закрасится, а когда сделаешь выдох, краска постепенно вернётся к тебе, и ты сможешь перейти к следующему столбику, чтобы закрасить и его. Следи за тем, чтобы твоё дыхание было глубоким и спокойным, а движения – ровными, тогда и столбик будет закрашен полностью и станет красивым. Давай сначала посмотрим, как это делает сам компьютер (запускается демонстрационная сессия). А теперь наденем на руки датчики и попробуем сами.

    Ребенок выполняет упражнение.

    3.Релаксация. Упражнение «Волшебный сон».

    Логопед произносит тихим спокойным голосом: А сейчас сядь удобно на стул.

    Ресницы опускаются,

    Глазки закрываются.

    Мы спокойно отдыхаем,

    Мы спокойно отдыхаем,

    Сном волшебным засыпаем.

    Дышится легко, ровно, глубоко…

    Наши руки отдыхают,

    Ноги тоже отдыхают…

    Отдыхают, засыпают,

    Отдыхают, засыпают.

    Шея не напряжена

    И расслабленна…

    Губы чуть приоткрываются,

    Всё чудесно расслабляется,

    Все чудесно расслабляется.

    Дышится легко, ровно, глубоко…

    После длительной паузы дети выводятся из состояния сна.

    Логопед более громким голосом произносит:

    Хорошо нам отдыхать,

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем,

    Их повыше поднимаем.

    Потянуться, улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать! [2, 30]

    4.Упражнение «Полоса».

    Логопед: Мы научились закрашивать столбики своим дыханием. И у тебя здорово получается. А теперь поиграем в волшебников. И поможет тебе в этом дыхание животом. На вдохе ты будешь прятать картинку, и её почти не будет видно. А когда ты сделаешь выдох, картинка вновь появится.

    5.Итог занятия.

    Логопед: Ты научился дышать правильно. А что это значит «дышать правильно»? Помни об этом, особенно когда начинаешь волноваться. Ты научился слышать и чувствовать своё дыхание. Закрепляй это умение всегда и везде.

    Библиографический список.

    1. Лузик Н.С., Портнова А.А., Федорова Н.А. Техники здоровья. Учебно-методическое пособие для работы с детьми. НПФ «Амалтея», Санкт-Петербург, 2006
    2. Коррекция заикания у младших школьников: диагностика, планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Маслова Е.Н. – Волгоград : Учитель, 2001. -  104 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование речевого дыхания

    Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа ...

    Формирование речевого дыхания (по методике Стрельниковой А.Н.)

    Буклет Формирование речевого дыхания (по методике Стрельниковой А.Н.) для логопедов, воспитателей, родителей...

    Диафрагмальное дыхание

    Консультация по теме "Диафрагмальное дыхание"....

    План-конспект урока "Обучение навыкам саморегуляции с помощью диафрагмального дыхания".

    В современных уловиях, стремительно меняющегося мира, людям жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы. Дети и подростки особо нуждаются в поддерже при решении тех п...

    "Формирование речевого дыхания"

    Формирование речевого дыхания    Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного апп...

    «Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

    Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...