Интегрированное, коррекционно-развивающее занятие логопеда и дефектолога. Времена года.
план-конспект

Кузьменко Екатерина Олеговна

Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.

Задачи:

Образовательные

1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

 2. Закреплять названия месяцев.

3. Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).

4. Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет), цифровой ряд до 10.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия учителя-логопеда в коррекционном классе по теме: «Времена года».

Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.

Задачи:

Образовательные

1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

 2. Закреплять названия месяцев.

3. Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).

4. Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет), цифровой ряд до 10.

Коррекционно-развивающие

1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.

2. Развивать зрительное внимание и восприятие.

3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

Материал:  часы «Времена года», домики времен года “Лето”, “Осень”, “Зима” «Весна»; картинки «месяцы», картинки-символы, оборудование для игр: "Выложи снеговика"(части снеговика),«Птицы на дереве»(дерево на ковролине, картинки «перелётные птицы»), загадки о первоцветах, картинки «первоцветы», «Кочки»(овалы с цифрами 1-10), «Посади бабочку на цветок»(цветок с разноцветными лепестками, бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (корзинка, картинки «грибы»), “Путаница” (разрезной материал для фланелеграфа «Времена года»).

Ход занятия:

Орг. момент:

Здравствуйте ребята, уважаемые родители и педагоги.

– Сегодня мы предлагаем начать наше занятие с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра. Молодцы! Садитесь пожалуйста.

Логопед - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие.

- Вы любите путешествовать? (Ответы детей)

- А куда и зачем мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

(предполагаемый ответ: времена года)

Правильно ребята, мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.

Логопед обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА"(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы).

- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- А сколько месяцев в году? (12)

- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у всех них свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

Путешествие к зиме.

 – Наше путешествие по временам года начинается.

- Отгадав загадку, вы узнаете, в какое время года мы с вами сейчас отправимся.

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

(Зима)

- Правильно это зима. Зима год начинает и год заканчивает. Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «зиму»

А кто мне может назвать зимние месяцы? (Ответы детей)

-  Игра «Выложи снеговика»

- Мы отправляемся в гости к зиме, а путешествовать с нами по зиме будет наш гость, которого мы с вами сами соберем, возьмите конверт, в котором лежат детали нашего загадочного друга.

-Кого же мы с вами сегодня соберем? (Снеговика)

-Молодцы! Приступайте к работе. Все собрали снеговика, а чего же нашему снеговику не хватает, что мы забыли ему нарисовать? (нос, глаза и рот) Возьмите карандаши и дорисуйте.

Викторина от снеговика.

-Мы с вами собрали нашего гостя, и он хочет с вами побеседовать.

-Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

- Я сейчас буду вам показывать по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое?

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Ребята, а в какие игры мы можем играть зимой?

Вы молодцы! Снеговик вами доволен, а мы продолжаем с вами свое увлекательное путешествие.

Путешествие к весне.

Снег в поле тает,

грачи прилетают

Почки набухают

Когда это бывает?

(ответ детей: весной) Назовите весенние месяцы.

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"

Упражнение вспомни признаки весны:

-Что изображено на картинах? (ответы детей полным предложением)

-Что происходит с природой весной? (она просыпается)

- Солнце весной что делает? (ответы детей: солнце весной сияет, греет, светит, ласкает, улыбается)

- Почки весной что делают? (ответы детей: весной почки набухают)

- Листочки весной что делают? (ответы детей: листочки весной появляются)

- А какие весной листочки? (ответы детей: листочки весной зеленые, молодые, клейкие)

- Трава весной что делает? (ответы детей: трава весной зеленеет, появляется, прорастает)

- Правильно, молодцы.

Упражнение на развитие слухового внимания “Что лишнее и почему?”

- А сейчас мы с вами поиграем, слушайте меня внимательно, я буду говорить вам ряд слов, но в каждом ряду есть лишнее слово, ваша задача назвать его и объяснить, почему оно лишнее. Дефектолог называет слова “Зима, весна, март, лето”, просит сказать какое слово лишнее и почему.

Дети: лишнее слово - Март. Это месяц.

Логопед называет “Март, апрель, весна, май”.

Дети: лишнее слово - Весна. Это время года.

Молодцы ребята.

А сейчас мы с вами немного отдохнем и вспомним нашу физминутку.

(включаем физминутку)

Путешествие к лету.

Мы продолжаем наше путешествие.

Брызжет соком земляника,

 Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке
Как зовется время это?
Угадать нетрудно … (Лето)

- Правильно- это лето. Лето — это прекрасная пора, время отпусков и долгожданных каникул.

- А кто назовет нам признаки лета?

- А в какие игры летом можно играть?

- А каким видом спорта ты не сможешь заняться летом?

— Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичок. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слов. Дети составляют слова из слогов (вет – ка, ве – тер, поч – ки, лу – жа, кап – ли, тра – ва, де – ре – во).

- А сейчас наши глазки немного отдохнут. Внимание на доску. (презентация)

- Мы с вами отравляемся дальше.

Путешествие к осени.

Повязала пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела. (Осень) Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"

- Ребята, а давайте вспомним приметы осени, воспользуйтесь схемой-подсказкой (Дети называют: листья меняют цвет и падают, становится прохладнее с каждым днем, день убывает, птицы улетают в теплые края и другие.)

Игра-упражнение “Куда что положить?”

Осень - это время сбора урожая. Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат и овощи, и фрукты.

Помогите мне, пожалуйста, разделить овощи и фрукты. Овощи будем складывать в одну корзинку, а фрукты – в другую. Каждый из вас возьмет картинку и поочереди положит её в нужную корзинку. (Задаем вопрос, что это? Что мы можем приготовить из этого и т.д.)

Игра “Разрезные картинки”

Осень: А сейчас я вам хочу подарить картинки (подходим к столам).

- Ой, ребята, посмотрите, все картинки разлетелись на части. Давайте соберём каждый свою картинку, чтобы она была целая.

Дети складывают картинку, логопед даёт задание назвать цвет и форму предмета (“Это апельсин. Он круглый и оранжевый”. Описание предметов происходит с опорой на схему.)

Итог занятия.

- Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

- Сколько всего времён года? Назовите их.

- А сколько месяцев в году?

А теперь проверьте себя. (даем задание на листочках)

Молодцы! Каждый из вас сегодня хорошо поработал и получает вот такую чудесную наклейку.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)».

Цель: формирование у детей представления о сенсорных эталонах, внешних свойств предметов (цвет, форма, величина).Задачи: Научить ребенка узнавать и запоминать цвета.Закреплять представления...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие логопеда и психолога «Путешествие в весну».

Цель: развитие сенсорного и тактильного восприятия, познавательной активности.Задачи:Формировать представления о весне. Обогащать и активизировать пассивный и активный словарный запас.Развивать п...

Интегрированное, коррекционно-развивающее занятие логопеда и дефектолога.

Интегрированное, коррекционно-развивающее занятие в 1 классе, для детей с ЗПР по теме "Сезонные изменения в живой и не живой природе весной".Цель: Закрепить, расширить и обобщить знани...

Интегрированное, коррекционно-развивающее занятие логопеда и дефектолога.

Интегрированное, коррекционно-развивающее занятие в 1 классе, для детей с ЗПР по теме "Сезонные изменения в живой и неживой природе весной".Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания ...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса  ФГОС (вариант 2) «Временные представления»...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...