Рабочая программа по премету "Окружающий природный мир" 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Мецлер Людмила Викторовна

Рабочая программа надомного обучения 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_prir_mir_5_k_2_v.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий природный мир, 5 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащейся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о временах года,  суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней. Учебный предмет «Окружающий природный мир» находится в основной части учебного плана и относится к образовательной области «Естествознание».

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

На уроках «мир природы и человека» используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Упражнение;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;
  • Предметный урок;
  • Домашняя учебная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;
  • Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

 Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Учебный курс предусматривает следующую
структуру:

  • Растительный мир.
  • Животный мир.
  • Объекты природы.
  • Временные представления.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится в неделю 1 час. Всего в год – 34 часа. Из них:

 I ч. –    ч            

IIч. –    ч.      

III ч. –   ч.      

IV ч. –   ч.

        4. Планируемые результаты освоения программы

предметные  результаты обучения:

  • Интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы.
  • Представления о временах года, характерных признаках времени года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
  • Различать овощи, фрукты.
  • Узнавать и называть некоторые комнатные растения, дикорастущие, цветочно-декоративные.
  • Отличать грибы.
  • Знать домашних и диких животных, уметь называть их детёнышей.
  • Отличать птиц и насекомых.
  • Умение различать части суток (утро, день, вечер, ночь).

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

 Система оценки по предмету «Окружающий природный мир»

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

5. Содержание учебного предмета

В программе  предмета выделяются разделы:

Растительный мир.

  • Строение дерева. (ствол, корень, ветки, листья).
  • Плодовые деревья.
  • Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека.
  • Лесные и садовые ягоды. Значение ягод в жизни человека.
  • Узнавание (различение) грибов.
  • Дикорастущие цветочно-декоративные растения.
  • Строение цветов.
  • Узнавание (различение) грибов

Животный мир.

  • Основные признаки животного.
  • Установление связи строения тела животного с его образом жизни.
  • Дикие животные. Питание диких животных.
  • Детеныши диких животных.
  • Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса.
  • Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса.
  • Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц.
  • Домашние птицы. Детёныши домашних птиц.

Объекты природы.

  • Солнце и Луна.
  • Значение солнца и луны в жизни человека и в природе.
  • Формы земной поверхности.
  • Значение гор (оврагов, равнин) в природе и жизни человека.
  • Лес. Значение леса в природе и жизни человека.
  • Вода. Свойства воды.
  • Река. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека.

Временные представления.

  • Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.
  • Дни недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
  • Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.
  • Соотнесение месяцев с временами года.
  • Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.
  • Повторение по теме «Временные представления».

6. Тематическое планирование

программный материал

колич. часов        

дата

знания и умения.

наглядность

виды работы по развитию речи

Растительный мир.

1

Строение дерева. (ствол, корень, ветки, листья).

1

отвечать на вопросы

2

Плодовые деревья.

1

уметь различать плодовые деревья и кустарники; отличать лесные деревья и кустарники от садовых; познакомить со значением кустарников в жизни человека

муляжи

трафареты

отвечать на вопросы

3

Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека.

1

активное участие в беседе

4

Лесные и садовые ягоды. Значение ягод в жизни человека.

1

уметь различать лесные и садовые ягоды; знать о значении ягод в жизни человека

сюжетные картинки

отвечать на вопросы

активное участие в беседе

5

Узнавание (различение) грибов.

1

предметные картинки

6

Дикорастущие цветочно-декоративные растения.

1

уметь различать дикорастущие цветы

предметные картинки

отвечать на поставленные вопросы

7

Строение цветов.

1

знать части цветка

картинки

8

Узнавание (различение) грибов

2

картинки

9

Повторение по теме «Растительный мир».

1

повторение по теме «Растительный мир».

сюжетные и предметные картинки

Животный мир.

10

Основные признаки животного.

1

узнавание и  называние признаков животных

сюжетные и предметные картинки        

отвечать на поставленные вопросы

11

Установление связи строения тела животного с его образом жизни.

учить устанавливать связи строения тела животного с его образом жизни.

сюжетные и предметные картинки        

отвечать на вопросы

12

Дикие животные. Питание диких животных.

1

уметь составлять простые предложения.

предметные картинки

отвечать на вопросы

13

Детеныши диких животных.

1

называть  детёнышей диких животных

        предметные картинки

отвечать на вопросы

14

Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса.

1

знать и называть  животных, обитающих в зонах холодного пояса

предметные картинки

называние предметов

15

Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса.

1

знать и называть  животных, обитающих в зонах жаркого пояса

сюжетные картинки

описывать картинку

16

Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц.

1

знать особенности внешнего вида птиц. Знать домашних птиц, их значении в жизни человека

сюжетные и предметные картинки

отвечать на поставленные вопросы

17

Домашние птицы. Детёныши домашних птиц.

1

18

Повторение по теме «Животный мир».

1

повторение по теме «Животный мир».

сюжетные и предметные картинки

отвечать на вопросы

активное участие в беседе

Объекты природы.

различать Солнце и Луну

картинки

активное участие в беседе

19

Солнце и Луна.

1

отличать Солнце и Луну; знать, когда можно увидеть Солнце и Луну; о значении солнца и луны в природе

сюжетные картинки

описывать картинку

20

Значение солнца и луны в жизни человека и в природе.

1

сюжетные картинки

описывать картинку

21

Формы земной поверхности.

1

познакомить с формами земной поверхности; значением гор в природе

сюжетные картинки

отвечать на вопросы

22

Значение гор (оврагов, равнин) в природе и жизни человека.

1

предметные картинки

составление простых нераспространенных предложений

23

Лес. Значение леса в природе и жизни человека.

1

уметь составлять простые предложения.

предметные и сюжетные картинки

описывать картинку

24

Вода. Свойства воды.

1

уметь составлять простые предложения, отвечать на вопросы

отвечать на вопросы

25

Река. Значение реки (ручья) в природе и жизни человека.

1

учить делать выводы и обобщать

сюжетные картинки

отвечать на вопросы

26

Повторение по теме «Объекты природы.

1

учить делать выводы и обобщать

сюжетные картинки

активное участие в беседе

Временные представления.

27

Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности.

1

учить наблюдать за сменой частей суток, днями недели; познакомить с названием частей суток, днями недели

таблицы, картинки

участие в беседе

28

Дни недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.

2

предметные картинки

отвечать на вопросы

29

Месяцы. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.

2

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, познакомить с названиями месяцев

предметные и сюжетные картинки

активное участие в беседе; составление простых нераспространенных предложений

30

Соотнесение месяцев с временами года.

1

31

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.

1

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, познакомить с названиями месяцев

предметные и сюжетные картинки

32

Повторение по теме «Временные представления».

1

учить делать выводы и обобщать

7.  Учебно-методическое обеспечение:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
  • комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я и мир животных», «Я и мир растений».  Комплект  предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю.В. Захарова,  раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец.
  • «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
  • Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Живой мир», Москва, «Просвещение», 2011. Авт.-сост.: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.

8. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"

Рабочая программа элективного курса "Природное и культурное наследие России"...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру, 7 класс, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для обучающихся с ОВЗ , 7 класс, вариант 2...