Рабочая программа по премету Речь и альтернативная коммуникация 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Мецлер Людмила Викторовна

Раблчая программа надомного обучения 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alkom_5_k_2_v.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Речь и альтернативная коммуникация, 5 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащейся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

На уроках речи и альтернативной коммуникации используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Упражнение;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» ставит следующие задачи:

Образовательные:

  • формирование умения слушать и понимать собеседника;
  • формирование умения выполнять несложные инструкции;
  • формирование умения отвечать на вопросы;
  • формирование правильной артикуляции и дикции;
  • формирование умения употреблять слова и выражения:
  • «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
  • формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
  • обучение умению делить слова на слоги
  • обучение правильной посадке при письме;
  • обучение правильному захвату карандаша;
  • обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
  • обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

  • развитие речи;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развитие памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие зрительно-двигательной координации;
  • развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к процессу обучения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
  • воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Учебный курс речи и альтернативной коммуникации предусматривает следующую структуру:

  • Повторение;
  • Чтение и письмо
  • Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)
  • Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 2 часа в неделю. Из них:

I ч. –     ч.

IIч. –     ч.

IIIч. –    ч.

IV ч. –   ч.                              Всего в год – 68 часов

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения:

  • Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Потребность в коммуникации.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.
  • Знать 15 букв, уметь читать слоги, слова с изученными буквами.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Система оценки по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».

В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.

        Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за вы-полнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в четвёртом классе представлена разделами «Повторение»,  «Звуки и буквы», «Письмо». В раздел «Повторение» включены темы, которые были слабо усвоены детьми:

Удержание кисти и карандаша. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины. Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами.

В раздел «Чтение и письмо» входит изучение букв, дети учатся соотносить звук и букву, читать слоги, слова и предложения. Данный раздел представлен темами: Буква ь. Письмо буквы ь. Чтение слов с ь. выделение мягких звуков. Звук и буква е. Письмо буквы е. Составление и чтение слогов, слов с буквой е. Письмо буквы е. Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Звук и буква я. Чтение и письмо буквы я. Составление и чтение слогов, слов с буквой я. Звук и  буква ю. Письмо буквы ю. Составление и чтение слогов слов с буквой ю. Письмо буквы ю. Звук и буква ё. Письмо буквы ё. Составление и чтение слов со звуком [ё]. Составление и чтение слов с изученными буквами. Звук и буква ч. Письмо буквы ч. Составление и чтение слогов, слов с буквой ч. Звук и буква ф. Письмо буквы ф.  Составление и чтение слогов, слов с буквой ф. Дифференциация звуков в – ф . Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов Звук и буква ц. Письмо буквы ц. Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов. Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой ц, предложений с этими словами. Звук и буква э. чтение и письмо буквы э. Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Упражнение в составлении и  чтение слов из слогов с буквами ш, щ; чтение предложений. Звук ъ. Письмо буквы ъ. Чтение слов с ъ. Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами.   При изучении букв дети учатся обводить буквы по контуру, по трафарету, писать самостоятельно.  

В раздел  Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь) входят темы: называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).  Называние (употребление) простых предложений.

Раздел Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь) содержит тему «Понимание содержания текста».

6. Тематическое планирование

программный материал

колич. часов

сроки

наглядность

основные виды учебной деятельности

Повторение

Умение поддерживать беседу.

1

Удержание кисти и карандаша.

1

карандаши, кисти

2

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины.

2

картинки

3

Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами.

2

Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя Умение соотносить звук и букву.

Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

Чтение и письмо

4

Буква ь. Письмо буквы ь.

1

буквы, картинки

5

Чтение слов с ь. выделение мягких звуков.

2

буквы, картинки

6

Звук и буква е. Письмо буквы е.

1

7

Составление и чтение слогов, слов с буквой е. Письмо буквы е.

2

предметные и сюжетные картинки

8

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

2

предметные картинки

9

Звук и буква я. Чтение и письмо буквы я.

2

буквы, картинки

10

Составление и чтение слогов, слов с буквой я.

2

буквы, картинки

11

Звук и буква ю. Письмо буквы ю.

2

предметные картинки, касса букв

12

Составление и чтение слогов слов с буквой ю. Письмо буквы ю.

2

схемы, буквы, картинки

13

Звук и буква ё. Письмо буквы ё.

2

буквы, картинки

14

Составление и чтение слов со звуком [ё].

2

схемы, буквы, картинки

15

Составление и чтение слов с изученными буквами.

2

предметные картинки, касса букв

16

Звук и буква ч. Письмо буквы ч.

1

буквы, картинки

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

Умение обращаться за помощью и принимать помощь

организовывать рабочее место;

Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу)

17

Составление и чтение слогов, слов с буквой ч.

1

презентация, картинки

18

Звук и буква ф. Письмо буквы ф.

1

схемы, буквы, картинки

19

Составление и чтение слогов, слов с буквой ф.

2

касса букв, предметные картинки, карточки

20

Дифференциация звуков в – ф . Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов

1

касса букв, предметные картинки, карточки

21

Звук и буква ц. Письмо буквы ц.

1

касса букв, картинки

22

Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов.

2

буквы, картинки

23

Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой ц, предложений с этими словами.

2

презентация, касса букв, картинки

24

Звук и буква э. Чтение и письмо буквы э.

1

буквы, картинки

25

Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений.

2

касса букв, карточки, картинки

26

Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ.

1

буквы, картинки

27

Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Упражнение в составлении и  чтение слов из слогов с буквами ш, щ; чтение предложений.

1

карточки, предметные картинки

Читать слоги и слова с изученными буквами;

28

Звук ъ. Письмо буквы ъ.

1

буквы, картинки

29

Чтение слов с ъ.

1

касса букв, карточки, картинки

Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов(звуков, слов);

Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем

Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства

30

Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами.

2

буквы, картинки

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)

31

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

2

карточки, сюжетные картинки

32

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета.

3

карточки, сюжетные картинки

33

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

3

карточки, сюжетные картинки

34

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

3

карточки, сюжетные картинки

35

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

2

карточки, сюжетные картинки

36

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

2

карточки, сюжетные картинки

37

Называние (употребление) простых предложений.

3

карточки, сюжетные картинки

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)

38.

Понимание содержания текста.

3

карточки, сюжетные картинки

7.  Учебно-методическое обеспечение

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умствен ной отсталостью;
  • Комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект  предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • А.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2009.
  • Аксенова А. К.. Дидактический материал. Добукварный период, 1 класс. Пособие для учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М.: Просвещение, 2009.
  • Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
  • Карточки Г. Домана.

8. Материально-техническое обеспечение

  • графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
  • электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
  • аудио и видеоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 1 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 2 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 3 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...