"Введение звука [л] в связную речь" (работа по сказке "Золушка")
план-конспект

Рыжова Людмила Юрьевна

Индивидуальное логопедическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe_zanyatie_6.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: "Введение звука [л] в связную речь" (работа по сказке "Золушка")

Цели: развивать фонематический слух ребенка; обогащать лексический словарь; развивать внимание, мышление, память; воспитывать уважение к трудолюбию через сказку.

Оборудование: плоскостные фигурки персонажей сказки "Золушка"; предметные картинки; цветовые символы звуков и слов.

Ход занятия:

1. Орг.момент. Психогимнастика. Выставляется фигурка "Золушки".

- Кто это? (Золушка) Покажи грустное лицо Золушки, покажи веселое.

 -Изобрази злую мачеху, ленивых сестер. Покажи доброе лицо волшебницы.

2. Артикуляционная гимнастика.

-Разомнем наш язычок:  "Улыбочка-трубочка", "Вкусное варенье",

"Накажем непослушный язычок", "Лошадка", "Качели".

3. Основная часть. Сообщение темы.

-Сегодня мы вспомним сказку "Золушка" и повторим звук [л].

Характеристика звука [л].

Произнести звук [л] (кончик языка соприкасается с бугорками, губы открыты, зубы разомкнуты, голосовые связки дрожат). Дать характеристику (согласный, звонкий, твердый).

Упражнение на развитие мелкой моторики.

-Представь, что ты Золушка. Отдели фасоль от перловки и выложи из фасоли букву Л.

Произношение звука [л] в словах.

-Какой была Золушка? (ласковой, милой, приветливой, трудолюбивой)

-Какую работу выполняла Золушка?

Полы...(подметала, натирала). Обед ... (готовила, варила). Посуду ... (чистила, мыла). Платья ... (шила, гладила, крахмалила). Цветы ... (садила, поливала).

-Чем похожи эти слова? (заканчиваются на слог [ла])

-Почему главную героиню сказки звали Золушкой? (Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой.)

-Что такое зола? (объяснение смысла этого слова, показ) Чем было испачкано платье Золушки? (золой) Платье Золушки было старым и в ... (в заплатках).

Развитие функции языкового анализа и синтеза.

-У меня потерялись буквы, найди их. Какое слово я задумала? Поставь буквы [а, б, л] в нужном порядке. (бал) Правильно ли обозначено это слово на схеме? (в схеме 4 кружочка) Исправь.

-Куда хотела поехать Золушка? (на бал) Кто поехал на бал? (мачеха и сестры) Придумай им имена со звуком [л]. (Элеонора, Луиза, Лолита и т.п.)

-Кто помог Золушке поехать на бал? (Волшебница) Произнеси это слово по слогам: Вол-шеб-ни-ца Произнеси слово Золушка по слогам: Зо-луш-ка Какое слово длиннее? (прохлопать, сосчитать слоги, обозначить гласные) Почему слово бал короткое? (состоит из одного слога) Какое правило мы знаем, деля слово на слоги? Сколько в слове гласных, столько и слогов.

-У меня потерялся конверт, найди его. Составь слово из слогов: ка, лоч, па (палочка). Сколько в слове слогов? На слог со звуком [л] хлопни в ладоши. Где находится звук [л]? Какая палочка была у Волшебницы? (волшебная палочка)

-У меня тоже есть волшебная палочка! Я превращаю тебя в Золушку! (надеть коронку)

Физ.минутка. (звучит мелодия песни "Добрый жук")

-Покажи, как красиво танцевала Золушка. (танцевальные движения)

Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг!

Ты мой друг и я твой друг, самый лучший друг!

Мы в ладоши хлопаем, хлопаем, хлопаем,

И ногами топаем, топаем, топаем. (текст повторяется 3 раза)

Анализ словесного состава предложения.

Составить предложение из слов: на, поехала, Золушка, бал. (Золушка поехала на бал.)

-Сколько слов в предложении? Назови слова со звуком [л]. Назови третье слово в предложении. Назови слово, в котором звук [л] находится на конце слова. Повтори правило: начало предложения пишем с заглавной буквы, на конце ставится точка.

-Что произошло на балу? Золушка с принцем...(познакомилась). Что Золушка делала на балу? Она... (пела, танцевала, веселилась, смеялась).

Упражнение на закрепление языкового анализа и синтеза.

-Чем угощали гостей на балу? (апельсинами, лимонами) Угадай по запаху, что находится в коробочке? (кусочек шоколада) Составь слово из перепутанных слогов: лад, шо, ко (шоколад) Слово составлено верно. Какой шоколад на вкус? (сладкий)  За активную работу на занятии я угощаю тебя молочным шоколадом "Аленка"!

4.  Итог занятия.

-Какой звук мы повторили? (звук [л]) Какой по характеру звук [л]? (согласный, звонкий, твердый).

А теперь ты можешь раскрасить Золушку.

-На этом наше занятие окончено. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сюжета сказки "Золушка"

Подгрупповое логопедическое занятие проводилось в 5 классе с учащимися с легкой умственной отсталостью на этапе автоматизации звука. Разработка содержит  план-конспект занятия и презентацию...

Автоматизация звука Ш в связной речи.

Упражнения по развитию моторики артикуляционного аппарата, автоматизация звука в чистоговорках и в связной речи....

Стилистика. Функциональные стили и типы речи.Работа с текстом. Практическая работа

В работе подобраны тексты, относящиеся к разным функциональным стилям и типам речи с тем, чтобы учащиеся определили стиль и тип речи...

Коррекционная образовательная деятельность АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Автоматизация звука [Ш]  в связной речиУчитель-логопед: Рогалёва Н.А.Коррекционно-образовательные цели:Автоматизация звука [Ш] в стихах, связной речиКоррекционно-развивающие цели:Развитие моторик...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)

Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...