Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звуков [с] и [л'] в словах"
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Конспект комбинированного логопедического занятия "Автоматизация звуков [с] и [л'] в словах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._zvuki_s_l_27.01.21.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального комбинированного логопедического занятия

с воспитанником старшей группы, имеющим ФФНР

Тема занятия.  Автоматизация звуков [с]  и [л’] в словах

Цели:

Коррекционно-образовательные:

             1. Формирование понятия о звуках [с] и [л’], артикуляционных и акустических особенностях данных фонем

             2. Формирование правильного артикуляционного образа звуков [с] и [л’]

3. Формирование представления о позиционном анализе слов, умения выполнять простые формы звукового анализа слов

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения:  форм существительных родительного падежа, согласования прилагательных с существительными

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие навыков слогового анализа слов

             5. Закрепление навыка правильного произношения звуков [с] и [л’] в прямых слогах и словах

6. Развитие фонематического восприятия

7. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия, пространственных представлений

9. Обогащение словарного запаса

Коррекционно-воспитательные:

1.Привитие навыков самоконтроля за речью

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить изученные звуки

Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; предметные картинки: сосульки, насос, санки, собака, сад, самолет,  сапоги, самокат, салют, сандалии; предметные картинки на ковролин ( со звуком [л’] в начале и середине слов); мяч, карточка с буквой С;  кисточка, звуковые кружочки и звуковой домик, пособие «Ступеньки», предметы и игрушки: лимон, лев, самолет, телефон, соль, фасоль .

Ход занятия

   1.Организационный момент. Психогимнастика.

- Какое сейчас время года? (Зима) Совсем недавно стояли сильные морозы.  

Покажи, как все замерзли  - съежились от холода. А в тепле согрелись – расслабились.

А потом наступила оттепель.  На улице вы играли в снежки. Покажи, как вы лепили и кидали снежки

Во время оттепели снег подтаял, и на  крышах появились … сосульки (показываем картинку).

   2. Сообщение темы и целей занятия.

- С какого звука начинается слово «сосулька»?  (С) Этот звук в слове  употребляется два раза.

- А какой ещё звук, над которым мы работаем, есть в слове «сосулька»? ([л’])

-  Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звуки [с] и  [л’] в слогах и словах.

   З. Артикуляционная гимнастика 

- Как всегда в начале занятия мы делаем зарядку для губ и языка.

Выполнение упражнений для губ и языка: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Месим тесто”, “Блинчик”, “Чищу зубы”, “Сердитая кошка”,  “Парус”, “Маляр”, “Лошадка”, “Грибок”, “Гармошка”.

   4. Упражнение на дыхание «Снежинка».

  5. Характеристика акустических и артикуляционных признаков звука [с]

- Покажи, как нужно правильно произносить звук С.

- Как же мы произносим звук [с]? Расскажи. (Кончик языка прижат к передним нижним  зубам, зубы сближены, губы в улыбке, дуем на кончик языка)

- Язычок, зубы – это преграды. Значит, звук С согласный.  

-  Он твердый или мягкий? (Твердый)  Каким цветом обозначим? (Синим)

- Звук С обозначаем буквой С.  

     6. Произношение изолированного звука.

 Произнесение изолированного звука С. Упражнение «Насос»

- Произнеси с-с-с-с-с… длительно, а теперь коротко: с, с, с,.. («подкачаем» насосом шину у велосипеда, изображая движения, сначала медленно, потом все быстрее)

   5. Автоматизация звука в слогах (с использованием элементов биоэнергопластики).

- Произнесем слоги, сопровождая их движениями рук: хлопаем ладонями по коленям, правой, левой и обеими:  СА-СА-СА, СО-СО-СО, СУ-СУ-СУ,  СЫ-СЫ-СЫ.

   6. Автоматизация звука С в словах. Упражнение со «Ступеньками»

- Поднимаемся по ступенькам вверх, на каждой ступеньке называем слог, а на самой верхней ступени – слово (кладем картинку).

СА-СА-СА – САНИ

СА-СА-СА – САД

СА-СА-СА – СОБАКА

СА-СА-СА – САМОЛЕТ

СА-СА-СА – САПОГИ

СА-СА-СА – САЛЮТ

СА-СА-СА – САМОКАТ

СА-СА-СА – САНДАЛИИ

   7. Артикуляционные и акустические признаки звука [л’]

- Отгадай загадку. Желтый фрукт мы в чай кладем. Очень-очень кислый он, называется … лимон.

- Лимон. С какого звука начинается это слово?

    Характеристика звука [л’]

- Чтобы правильно произносить звук [л’], что должны делать губы, зубы, язык?

(Губы в легкой улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя идет по бокам языка). Есть преграда - язык – звук согласный.

-  Голосок «работает» - звук звонкий. А какой он: твердый или мягкий? Каким цветом обозначим?

   8. Формирование простых форм звукового анализа слов. Определение  позиции звука [л’] в словах. Работа со звуковым домиком.

- В этом домике живет слово. Первое окошко, слева, – это начало слова. Последнее окошко справа – это конец слова. Окошко посередине – это середина слова.

- Слово ЛИМОН начинается со звука [л’], звук [л’] стоит в начале слова, поэтому зеленый звуковой кружочек положим в первое окошко.

- Где находится звук [л’] в слове ЛЕВ (самолет, телефон, соль)?

9. Автоматизация звука [л’] в слогах. Упражнение «Мячики»  (с применением элементов биоэнергопластики)

- Будем закреплять правильное произношение звука [л’] в слогах.

- «Подбрасываем  мячики  вверх» (имитируем движения правой, левой и обеими руками) и произносим слоги: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ, ЛИ-ЛИ-ЛИ, ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ, ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ.

10. Автоматизация звука [л’] в словах.

       а) отраженное повторение слов со звуком [л’] (игра с мячом).

       - Я кидаю мячик и называю слово. Ты ловишь мячик, повторяешь слово и возвращаешь мне мяч.

ЛИПА, ЛИФТ, ЛИМОНАД, ДОЛИНА, ВЕЛИКАН, ЛЕТО, ПОЛЕНО, БИЛЕТ, БАЛЕТ, ЛЮДИ, ЛЁД, ЛЁН, УГОЛЁК, МОТЫЛЁК, ПОЛЁТ, ПОЛЯНА, ТОПОЛЯ.

    б) самостоятельное называние предметных картинок со звуком [л’]  (на ковролине)

- Посмотри, сколько здесь картинок. Назови, что на них изображено?  (Ребенок самостоятельно называет предметные картинки со звуком [л’]: лимон, малина, лебедь, лента, лев, олень, телёнок).

   в) Развитие навыка словоизменения: образование формы родительного падежа имен существительных единственного числа. Игра «Прятки» (работа с картинками на ковролине)

- Поиграем в прятки. Я спрячу картинку, а ты должен отгадать, чего не стало.

    г) Развитие навыка словоизменения: согласование прилагательного с именем существительным единственного числа (картинки на ковролине). Игра «Художник».

- А теперь поиграем в игру. Превратимся в художников. Но для этого надо сказать волшебные слова:

Я художником родился,

Не на шутку рассердился.

Все цвета мне надоели,

 Кроме … фиолетового. (показать цвет)

—Давай теперь все раскрасим фиолетовой краской с помощью волшебной кисточки. И все назовем с этим словом-признаком, например: фиолетовая лента, …

— Вот как весело – все фиолетовое. Но, наверное, гораздо лучше, когда все вокруг разноцветное. Давай еще поколдуем и сделаем, как было.

Я художником родился,

Ни на что не рассердился.

Мне цвета не надоели,

Пусть все будет таким, как было.

  д) Развитие навыка слогового анализа слов.

–Разделим слова, названия картинок, на слоги.  Прошагаем слово – сосчитаем шаги.

11. Развитие фонематического восприятия. Компьютерная игра “Услышь звук Л'»

- Чтобы правильно и к месту употреблять звук Л', нужно четко отличать его от других, похожих звуков. Потренируемся в этом – поиграем в игру «Услышь звук [л’]»

   12.  Итог занятия. 

-Какие звуки мы учились произносить красиво и правильно? Какие они эти звуки: [с] и [л’]?  

- Молодец, ты сегодня очень старался, и у тебя все получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Правописание безударных гласных в корне слов»

Вниманию представлен конспект занятия по логопедии в 6 классе по теме:" Правописание безударных гласных в корне слов"....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук и буква Т».

Учить различать звук и букву Т, определять их качественные характеристики; учить определять наличие звука в слове, его местоположение в слове; развитие внимания, слухового восприятия, мышления....

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Л]

Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах.Задачи:Коррекционная:- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].Обучающая:- согласовывать имена существительны...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [с]

Цель:  автоматизация звука во фразах и предложениях .Задачи: Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] во фразах и предложениях;-закрепить навыки образования существительных с ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [С-Ш]

Цель: дифференциация звуков С и ШЗадачи:     1. Коррекционно-развивающие:Закрепление навыков правильного звукопроизношения.Дифференциация звуков [C] –[Ш] в изолированном виде, в с...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Ш-Ж]

Цель: дифференциация звуков ш – жЗадачи:Образовательные:- Развивать фонематические способности ребёнка: различать звуки по звонкости и глухости (Ж – Ш)Коррекционно-развивающие:• Автом...