Сценарий открытого урока "Чтение и развитие речи"_10.03.2020
план-конспект урока

Спиридонова Ольга Борисовна

Цель: учить работать с информацией в стихотворной форме и формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить знания о рифме как отличительном признаке стихотворения;
  • учить находить выразительные средства языка в стихотворном тексте;
  • учить делить текст на части;
  • учить выразительному чтению текста.

воспитательные:

  • прививать любовь к предмету и позитивное отношение к школе;
  • учить слушать и считаться с мнением других;
  • учить доказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • учить работать в группах.

развивающие:

  • развивать мышление, воображение и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Борис Заходер «Птичья школа»

Дата: 10.03.2020

Цель: учить работать с информацией в стихотворной форме и формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить знания о рифме как отличительном признаке стихотворения;
  • учить находить выразительные средства языка в стихотворном тексте;
  • учить делить текст на части;
  • учить выразительному чтению текста.

воспитательные:

  • прививать любовь к предмету и позитивное отношение к школе;
  • учить слушать и считаться с мнением других;
  • учить доказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • учить работать в группах.

развивающие:

  • развивать мышление, воображение и речь.

Планируемые результаты:

предметные:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
  • воспитание интереса к чтению и книге;
  • понимание заглавия произведения;
  • адекватное соотношение заглавия с содержанием текста;
  • определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка, жанр, авторское произведение, структура (композиция);
  • характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение) данного текста.

метапредметные:

личностные БУД:

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов (смыслообразование);
  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия (самоопределение);
  • развитие этических чувств (нравственно-этическая ориентация);

коммуникативные БУД:

  • овладение речевой и коммуникативной культурой (особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению; использование норм речевого этикета в условиях учебного общения);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

регулятивные БУД:

  • целеполагание;
  • оценка;
  • саморегуляция;
  • коррекция;

познавательные БУД:

  • выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск необходимой информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • анализ объектов;

личностные:

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
  • понимание духовной сущности произведений.

Оборудование:

учебник «Чтение» 2 класс (1-ая часть) С.Ю.Ильина, А.К.Аксенова, Т.М.Головина, МИ.Шишкова, М: Просвещние, 2018; карточки, иллюстрации птиц, портрет писателя

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

а) Дыхательная разминка.

б) Речевая разминка.

3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором.

а) Физминутка для глаз.

4. Сообщение темы и цели урока.

5. Работа над достижением цели.

6. Динамическая пауза.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент урока.(1 минута) 
  2. Сохранение и укрепление здоровья учащихся. (4 минуты)

Задачи:

– проверить готовность учащихся к уроку;

–содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через проведение

дыхательной и речевой разминки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Приветствие.

 Ребята, садитесь, пожалуйста. Вижу, что у вас и наших гостей отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2.Проверка готовности к уроку.

3. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Дыхательная разминка

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями

4.Речевая разминка (скороговорки)

Садятся за парты и проверяют готовность к уроку

Проводят дыхательную разминку

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф»

(Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).

Завели машину

Завели машину, (Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,         (Выдох.)

Накачали шину, (Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,         (Выдох.)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш. (Выдох.)

Проговаривают скороговорки предложенные детьми для развития речевого аппарата

3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором. (5 минут).

Задачи:

– познакомить учащихся с некоторыми этапами жизни и творчества Бориса Заходера;

- содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через проведение

 физминутки для глаз.

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Мы продолжаем читать  произведения о природе весной.

Сегодня знакомимся с творчеством Бориса Владимировича Заходера.

Презентация об авторе

Рассказ учителя о творчестве Заходера

- Посмотрите на выставку книг Б. Заходера. Эти книги и многие другие вы можете взять для чтения в нашей библиотеке.  

Он не тучка, а медведь.
Очень любит песни петь.
И еще, как говорится,
Рад он медом подкрепиться.

Слушают учителя, смотрят презентацию и слушают одноклассницу.

1.Сообщение о Б.В.Заходере 

(Приготовила Костыря Лариса).

                 Заходер Борис Владимирович родился  9 сентября 1918г., умер 7 ноября  2000г. Он прожил 82 года.

У Бориса Заходера множество произведений совсем – совсем разных, непохожих одно на другое. Есть у него стихи и смешные, и грустные, и сердитые. Он очень рано начал писать стихи, ещё до школы. Его любили слушать друзья. Он не дрался, не хулиганил, а всегда читал. Много читал и сам много сочинял о животных. Мечтал стать писателем.

        Кроме того, Борис Заходер – прозаик, т.е. писал рассказы. Он ещё и драматург. Его пьесы идут в детских и кукольных театрах.

        Есть и кинофильмы, созданные по сценариям Заходера. Любимый наш фильм «Мэри Попинс». Он ещё и переводчик: его стараниями ожили и говорят на русском языке герои сказок братьев Гримм, Л. Кэрролла,

 А. Милна и многих других.

        Он всегда понимает тех, кого, казалось бы понять невозможно.

Вот, например, Киску:  

Плачет Киска в коридоре –

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть сосиски!

Он смотрит на этот случай её глазами, и всё сразу становится непривычным и смешным. Это свойство настоящих писателей – уметь взглянуть на всё не своими глазами.

Смотрят презентацию и выставку книг, слушают учителя

Отгадывают загадку

Проводят физминутку для глаз

4. Сообщение темы и цели урока

Задачи:

– учить определять тему и цели урока;

- способствовать развитию логического мышления.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Перепутанные буквы

ЧЬЯКОЛАПТИШ

Птичья школа

Сообщение темы и цели урока.

Психологическая подготовка к восприятию темы.

- На уроке литературного чтения  

  Мы продолжаем с пернатыми дружбу,

  И этим окажем им  добрую службу.

- Мы познакомимся со стихотворением Бориса Заходера «Птичья школа».

Девиз урока. "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

Собирают название произведения

Называют тему урока и ставят цели на урок 

а) Объявление темы урока.  

Б. Заходер  «Птичья школа»

б) Целеполагание. 

Вместе с классом формируем цель: сегодня на уроке мы познакомимся с новым стихотворением, а также будем работать над правильным и выразительным чтением.

5.Работа над достижением цели:

Задачи:

- познакомить со стихотворением  «Птичья школа»;

- формировать навыки правильного, выразительного, сознательного, беглого чтения;

учить соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности  стихотворения

(интонация, темп чтения, особенности речи);

-продолжать работу над развитием связной речи учащихся;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

а) Чтение стихотворения учителем

б) Проверка первичного восприятия текста

- Какое настроение вызвало это стихотворение Бориса Заходера?

- Какое время года описывает поэт?

- Почему так решили?

- Кого подразумевал поэт в данном стихотворении?

в) Чтение стихотворения учащимися

г) Выборочное чтение

Зачитать отрывки:

  - Для кого открыта школа?

  - Во сколько начинаются занятия у птенцов?

  - Кто  прилетел учиться?

  - Как  представлен учитель?

   - Какие уроки были у птиц?  

    - Какие оценки получили птенцы

Слушают чтение учителя

Отвечают на вопросы

Читают стихотворение самостоятельно

    (жужжащее чтение)

Зачитывают отрывки

(Чистописание,           родной язык, чтение, естествознание – окружающий мир и  пение).

   6. Динамическая пауза (1 минута)

Задачи:

– снять умственное напряжение детей;

- содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через двигательную

активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Почитали? Отдохнем!

 Встанем, глубоко вздохнем!

 Руки в стороны, вперед,

 Влево, вправо поворот.

 3 наклона, прямо встать.

 Руки вниз и вверх поднять.

 Руки плавно опустить,

 Всем улыбки подарить

 И к работе приступить.

Сопровождают слова учителя соответствующими действиями.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

д) Чтение стихотворения одновременно с аудиофайлом для прослушивания в формате mp3 

Б.Заходер «Птичья школа»;

- Какую часть стихотворения можно использовать как скороговорку?

(Слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата,

Чижи,

Стрижи,

Щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,

Пищат, галдят, клюются,

Толкаются, дерутся…)

- Кто проговорит скороговорку?

Читают стихотворения в группах по частям  

7. Рефлексия (3 минуты)

Задачи:

– учить самостоятельно подводить итог урока;

– учить проверять индивидуальное достижение поставленных задач;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Давайте подведем результаты урока. Покажите, пожалуйста, карточки самых удавшихся своих действий на уроке.

Поднимают карточки результатов

Примерно так: на уроке у меня получилось:

   

   - слушать

  -рассказывать

    -читать

8. Домашнее задание (1 минута)

Задачи:

– объявить и записать на доске домашнее задание;

 – разъяснить домашнее задание, тем самым предотвратить возможные затруднения при его выполнении.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовить выразительное чтение

( стр.11).

2.По желанию можно выучить наизусть.

Слушают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в 1 классе по теме "Сад-огород.Буква С. Звуки[c],[c"].

Урок по развитию речи проводился на учащихся 1 класса общеобразовательной школы. Тема урока "Сад-огород. Буква С. Звуки [c],[c\']." Присутствовали на уроке :Администрация школы, педагоги начального зве...

Открытый урок по развитию речи в 8 классе школы глухих

Предлагаю урок по развитию речи для 8 класса школы глухих (1 вид) на тему "Описание природы на основе картины Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием презентации"...

конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"

на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме  игры КВН...

Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...

Рабочая программа по предмету "Развитие речи" на 2019-2020 учебный год для 5 класса вариант 1.2

Программа предназначена для обучающихся 5 класса с нарушениями слуха...

ДОКЛАД на ШМО учителей-предметников «Здоровьесберегающие технологии на уроках письма и развития речи»_30.03.2020

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...