«Реабилитация детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью музыкальных занятий»
статья

«Реабилитация детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

с помощью музыкальных занятий»

Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется проблемами в социальном взаимодействии и общении и считается расстройством психического развития, так как появляется в младенчестве или детстве. Название состояния обусловлено широким спектром типов и проявлений.

Выделяют следующие группы симптомов и признаков:

  • Сложности в социальной коммуникации и взаимодействии с окружающими людьми: невозможность поддержания диалога и зрительного контакта; отсутствие интереса к любым контактам; аномалии мимики, интонации и жестов; проблемы с пониманием точки зрения и сути диалога.

  • Ограниченность интересов и стереотипность действий: сильная привязанность к одному предмету; повышенный интерес к определенному факту или детали; повышенная потребность в неизменности и постоянности (обстановки, еды, режима дня); патологическая реакция на внешние сенсорные факторы (свет, боль, шум, изменение температуры); повторяющиеся движения и фразы; расстройства сна, депрессия и тревога.


 

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, люди с РАС обладают следующими достоинствами:

  • способность к длительному запоминанию информации и подробному изучению деталей;

  • высокая зрительная и слуховая концентрация;

  • возможность развития в математике, физике, музыке, науке и искусстве.

Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.

Существует классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РАС:

  • Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию;

  • Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии;

  • Релаксационные методы;

  • Коммуникативные методы;

  • Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.

Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях - формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности. Не нужно стараться превратить детей в хороших исполнителей, а необходимо пытаться с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации.

При работе с детьми с РАС необходимо соблюдать принципы построения занятий:

1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.

2) Постепенное усложнение материала: построение занятия от простого к сложному - от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию.

3) Максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами. Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо– двигательным процессом.

Для достижения оптимальных результатов групповых музыкальных занятий, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

  • Приветствие (как ритуал);

  • Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания);

  • Коррекционно – развивающие упражнения (основной блок);

  • Прощание (как ритуал).

В процессе практики работы

были выделены этапы основного блока музыкального занятия:

І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах.

ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние.

ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы.

Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции ребенка с РАС на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы.

Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РАС. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому нужно стараться сохранять в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык.

Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Для такого ребенка звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны.

На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения. На следующих этапах работы с детьми можно придумать графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначать последовательность игры инструментов.

Для визуализации длительности звука можно использовать разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины, а также схематические изображения, выкладывая ритм: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска), короткий звук – маленькая. Например: ритм – два коротких звука, один длинный. Такой метод схематического изображения длительности звуков помогает наглядно представить и отобразить этот ритм. После того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле. Используя визуальный метод, музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т.д.. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и перевозбуждения ребенка.

Итогом всей коррекционно – развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РАС со своими сверстниками:

  • игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле;

  • танцы в парах, хороводе;

  • участие в музыкальных играх – драматизациях, праздниках, развлечениях.

 

Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для детей с РАС мощным стимулом в процессе реабилитации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tebe.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Реабилитация детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

 с помощью музыкальных занятий»

     Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется проблемами в социальном взаимодействии и общении и считается расстройством психического развития, так как появляется в младенчестве или детстве. Название состояния обусловлено широким спектром типов и проявлений.

     Выделяют следующие группы симптомов и признаков:

  • Сложности в социальной коммуникации и взаимодействии с окружающими людьми: невозможность поддержания диалога и зрительного контакта; отсутствие интереса к любым контактам; аномалии мимики, интонации и жестов; проблемы с пониманием точки зрения и сути диалога.
  • Ограниченность интересов и стереотипность действий: сильная привязанность к одному предмету; повышенный интерес к определенному факту или детали; повышенная потребность в неизменности и постоянности (обстановки, еды, режима дня); патологическая реакция на внешние сенсорные факторы (свет, боль, шум, изменение температуры); повторяющиеся движения и фразы; расстройства сна, депрессия и тревога.

  Несмотря на вышеперечисленные проблемы, люди с РАС обладают     следующими достоинствами:

  •  способность к длительному запоминанию информации и подробному изучению деталей;
  •  высокая зрительная и слуховая концентрация;
  •  возможность развития в математике, физике, музыке, науке и искусстве.

     Музыкальная коррекция – это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.

     Существует классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РАС:

  • Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию;  
  • Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии;
  • Релаксационные методы;  
  • Коммуникативные методы;  
  • Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.

     Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях  - формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности.  Не нужно стараться превратить детей в хороших исполнителей, а необходимо пытаться с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации.

    При работе с детьми с РАС необходимо соблюдать принципы построения занятий:

1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой;  на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.

2) Постепенное усложнение материала: построение занятия от простого к сложному - от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию.

3) Максимальное использование непроизвольных двигательных реакций в комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами. Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо– двигательным процессом.

     Для достижения оптимальных результатов групповых музыкальных занятий, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

  • Приветствие (как ритуал);
  • Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания);  
  • Коррекционно – развивающие упражнения (основной блок);
  • Прощание (как ритуал).

   В процессе практики работы

 были выделены этапы основного блока музыкального занятия:

      І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах.

  ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние.

   ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы.

     Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции ребенка с РАС на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога,  другим нравятся фонограммы.

 Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РАС. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому нужно стараться сохранять в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык.

   Дети  с  аутизмом  лучше  общаются  с  предметами,  чем  с  людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Для такого ребенка звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его.  Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук.  Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны.

   На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения. На следующих этапах работы с детьми можно придумать графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначать последовательность игры инструментов.

   Для визуализации длительности звука можно использовать разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины, а  также схематические изображения, выкладывая ритм: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска), короткий звук – маленькая. Например: ритм – два коротких звука, один длинный. Такой метод схематического изображения длительности звуков помогает  наглядно представить и отобразить этот ритм. После того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле. Используя визуальный метод, музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т.д.. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления  и перевозбуждения ребенка.

   Итогом  всей  коррекционно – развивающей   и  обучающей  работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РАС со своими сверстниками:

  • игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле;
  • танцы в парах, хороводе;
  • участие в музыкальных играх – драматизациях, праздниках, развлечениях.

    Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для детей с РАС мощным стимулом в процессе реабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыкальному развитию для детей с расстройствами аутистического спектра

Цели программы:·      преодоление негативного отношения при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;·      развитие познавательных навыков...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.

Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с к...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...

Семинар-практикум "Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"

Цель: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; с...

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с расстройством аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Тема: "Домашние животные"

Тема: «Домашние животные».Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с РАС старшего дошкольного возраста в ходе совместных действий.Задачи:Формирование коммуникативных (в...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...