Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Засыпалова Анна Анатольевна

ОСЖ 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oszh_5_klass_zasypalova_a.a.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Специальная школа № 80»

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                 Программа  рекомендована

МКОУ «Специальная школа  № 80»                                              к работе педагогическим  

Директор ___________Т.И. Колумб                                                советом школы № 80

                                                                                                            Протокол №

                                                                                                            от «__»_________2020 г.                                                

Рабочая программа

по учебному предмету

«Основы социальной жизни»

5 класс

                                                                        Составитель программы

     Засыпалова Анна Анатольевна

2020 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  по учебному предмету «Основы социальной жизни» для  5 класса разработана на основе:

  • требований к личностным и предметным результатам освоения АООП;
  • программы формирования базовых учебных действий;
  • с учетом «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Воронковой В.В.
  •  с учетом примерной АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.) / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017.

Основная цель изучения предмета заключается в практической подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме; формировании и развитии навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомлении с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений, а также в освоении морально-этических норм поведения, развитии навыков здорового образа жизни; положительных качеств  личности.

      Программа учебного предмета «Основы социальной жизни» рассчитана для учащихся  с умственной отсталостью  для 5 класса и составлена с учетом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Общая характеристика учебного предмета

     Программа состоит из следующих разделов:

  1. Личная гигиена;
  2. Одежда и обувь;
  3. Жилище;
  4. Одежда и обувь;
  5. Питание;
  6. Транспорт;
  7. Средства связи.

   Учебный предмет «Основы социальной жизни»  направлен на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Настоящая программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим  для  успешной социальной адаптации и профессионального самоопределения. 

Основное внимание при изучении предмета «Основы социальной жизни» уделено развитию навыков самообслуживания, трудовых навыков в повседневной жизни. Большое внимание отводится эстетическому воспитанию обучающихся, развитию фантазии, художественного вкуса. В процессе изучения учебного предмета у обучающихся формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощь, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.

 Практическая направленность предмета «Основы социальной жизни»   реализуется через:

- экскурсии на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения;

-сюжетно-ролевые игры, закрепляющие навыки общения в конкретных жизненных ситуациях;

- беседы, направленные на ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности, умений пользования услугами  различных учреждений и предприятий;

-просмотр учебных фильмов и презентаций способствующих подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и успешной социализации в социуме. 

Программа «Основы социальной жизни» осуществляет коррекцию познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, внимания, памяти и  устной  речи. Вся работа на уроках  носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий, постепенно подготавливает их труду и самостоятельной жизни. 

Ш. Описание места учебного предмета в учебном плане

        В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа № 80», рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

IV.   Личностные и предметные результаты освоения

 учебного предмета

Личностные результаты: 

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

Достаточный уровень

- определять предметы личной гигиены;

- называть способы оказания первой медицинской помощи при ушибах, травмах;

- определять общие коммунальные удобства в многоквартирных домах;

- определять различные виды тканей;

- составлять режим питания;

- различать виды транспорта;

- определять основные виды связи;

Минимальный уровень

- называть предметы личной гигиены, соотносить их названия с картинкой;

- рассказывать о способах измерения температуры тела;

- называть домашний, почтовый адрес;

- называть телефоны экстренных служб;

V. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Личная гигиена (5ч.)

Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

Правила ухода за кожей рук, ног и ногтями.

Правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за полостью рта;

Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы.

Раздел 2 .Охрана здоровья (5ч.)

Способы измерения температуры тела.

Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода,   «зеленки»).

Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.

Первая помощь при ушибах и травмах.

Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе.

Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

Раздел 3. Жилище (5 ч.)

Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное.

Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности.

Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах.

Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений.

Раздел 4. Одежда и обувь (5ч.)

Виды одежды в зависимости от пола и возраста. Назначение одежды (праздничная, спортивная, деловая). Способ ношения (верхняя, нижняя). Сезонность одежды. (летняя, зимняя, демисезонная).  

Виды тканей. Особенности разных видов одежды.

Головные уборы: виды и назначение.

Раздел 5. Питание (5ч.)

Значение питания в жизни и деятельности людей.

Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Место для приготовления пищи и его оборудование.

Гигиена приготовления пищи.

Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты, правила хранения.

Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба.

Раздел 6. Транспорт (5ч.)

Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта.

Правила поведения в транспорте. Проезд из дома в школу.

Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички.

Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь.

Раздел 7. Средства связи  (4ч.)

Почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.

Работа почтового отделения.

Телефонная связь. Виды телефонной связи. Телефоны экстренной службы.

Электронная почта. Видео-связь. Особенности, значение в современной жизни.

VI. Тематическое планирование с определением основных

видов учебной деятельности

п/п

Тема

раздела

Кол-во часов

Основные виды

учебной деятельности обучающихся

1.

Личная гигиена

5

Определяют последовательность выполнения утреннего, вечернего туалета;

Рассказывают о правилах ухода за кожей рук и ногтями.

Определяют предметы личной гигиены;

Объясняют правила ухода за полостью рта;

Определяют правила ухода за волосами;

Рассказывают о средствах для мытья головы.

2.

Охрана здоровья

5

Рассказывают о способах измерения температуры тела;

Определяют средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний;

Называют способы оказания первой медицинской помощи при ушибах, травмах;

Рассказывают о первой помощи при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе;

3.

Жилище

5

Различают типы жилых помещений;

Рассказывают о типах жилья;

Называют домашний, почтовый адрес;

Определяют общие коммунальные удобства в многоквартирных домах;

4.

Одежда и обувь

5

Сравнивают виды одежды в зависимости от пола и возраста;

Определяют назначение одежды, способ ношения;

Рассказывают о сезонности одежды;

Определяют различные виды тканей;

Сравнивают головные уборы, определяют их виды и назначение;

5.

Питание

5

Рассказывают о значении питания в жизни людей;

Составляют режим питания;

Определяют место приготовления пищи и его оборудование;

Сравнивают продукты питания;

Называют виды хлебной продукции;

Определяют правила хранения хлебобулочных изделий;

Рассказывают о вторичном использовании черствого хлеба;

6.

Транспорт

5

Называют виды городского транспорта;

Рассказывают  об оплате  за проезд в транспорте;

Объясняют правила поведения в транспорте;

Составляют маршрут проезда из дома в школу;

Различают виды транспорта (автобусы пригородного сообщения и электрички);

Определяют назначение основных служб транспорта;

7.

Средства связи

4

Определяют основные службы связи;

Рассказывают об особенностях  работы почтового отделения;

Называют виды телефонной связи;

Называют телефоны экстренных служб;

Сравнивают телефонную связь и видео-связь;

Определяют значение телефонной связи;

Всего 34ч.

VII. Описание материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

1.В.В. Воронкова, «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида., ВЛАДОС, 2012 год без изменений.

2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год;

3. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,            Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год;

Технические и информационно-коммуникативные средства:

Компьютер, проектор, DVD проигрыватель, телевизор.

CD-диски:

 «Основы питания»;

 «Уроки этикета»;

 «Правила поведения в транспорте»;

 «Интернет-безопасность».

Интернет ресурсы

https://multiurok.ru/Solonikova/files/priezientatsii-k-urokam

https://pedsovet.org/publikatsii/korrektsionnoe-obrazovanie

https://www.uchportal.ru/load/277-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для работы в 10 классе социально-экономического профиля

Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, список практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, дополнительную литературу и многое др...

Рабочая программа по географии 10-11 класс к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира", 1 час в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

Рабочая программа «Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы

Рабочая программа к учебнику Максаковского В. П. "Экономическая и социальная география мира" (10 класс)...

Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля

Рабочая программа по алгебре для 11 класса социально-экономического профиля по учебнику Ш.А. Алимова...

Рабочая программа по обществознанию для 11 класс (социально-экономический профиль)

Рабочая программа по обществознанию в 11 классе (социально-экономический профиль) составлена на основе программы, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руковод...

Рабочая программа по обществознанию для 11 класс (социально-правовой профиль)

Рабочая программа по обществознанию в 11 классе (социально - правовой уровень) составлена на основе программы, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством...

рабочая программа учебной дисциплины Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

1. Паспорт раблчей программы2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины3. Примерный тематический планусловия реализации учебной дисциплины4.Контроль и оценка результатов...