Конференция выступление Инновационные технологии по развитию речевого дыхания
презентация к уроку

Акулова Светлана Александровна / Akulova Svetlana

Конференция выступление Инновационные технологии по развитию речевого дыхания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные логопедические технологии по развити речевого дыхания у младших школьников с нарушениями речи

К 10 годам у детей происходит формирование речевого дыхания. Произнесение фразы в спокойном эмоциональном состоянии происходит в пределах одного речевого выдоха.

Патологические особенности дыхания детей с речевыми нарушениями:

физиологические:

  • поверхностное (верхнерёберного типа)
  • аритмичное

речевые:

  • недостаточный объём вдыхаемого воздуха
  • нарушение речевого выдоха (короткий, нерациональный)
  • произнесение слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

Вывод: необходимо развивать объём легких, формировать у детей грудобрюшной тип дыхания – базу для речевого дыхания.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Работа включает в себя пять этапов, которые проходят в строгой последовательности друг за другом.

1 этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания

Развитие ощущений движения органов дыхания, диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Упражнение 1

Дети с помощью тактильных ощущений осуществляют взаимный самоконтроль. Задача этого этапа направлена на работу диафрагмы, а не на формирование длительности вдоха/выдоха.

Цель: с помощь тактильного контроля развивать у ребёнка грудобрюшной тип дыхания

Инструкция: «Встаньте напротив друг друга, положите свою ладонь на животики друг другу, почувствуйте, как они движутся во время дыхания. Плечи расслаблены и не поднимаются. Затем положите руку на свой животик и подышите так же».

2 этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Этот этап направлен на дальнейшее развитие активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координации между дыханием и движением туловища и конечностей.

Упражнение 2

Цель: развитие координации движений между дыханием и туловищем, конечностями

Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.

Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция: «Поворачиваем голову к правому плечу, нюхаем воздух: «нюх – нюх», затем исходное положение, отдыхаем, поворачиваем голову к левому плечу, нюхаем воздух «нюх – нюх», исходное положение, отдыхаем».

Упражнение 3        

Цель: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы

Инструкция: «На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: «нюх – нюх». Затем смотрим прямо и делаем три шага. А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нхаем воздух: «нюх – нюх». Опять смотрим прямо и делаем три шага.

Упражнение 4

Цель: тренировать грудобрюшной тип дыхания и увеличение объёма лёгких

Инструкция: «Ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони сжимают «насос». Будем накачивать шину и нюхать воздух. Наклон вперёд – «нюх» - раз. Чуть выпрямились. Еще наклон – «нюх» - два. Теперь выпрямились, отдыхаем – три, четыре, пять».

 3 этап. Развитие фонационного выдоха

Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на «быстрый» вдох, а на звучание голоса в процессе выдоха. Продолжительность этапа – 8 недель.

Упражнение 5

Цель: развитие фонационного (озвученного выдоха)

Инструкция: «Мы вдыхаем воздух полуоткрытым ртом (делаем ротовой вдох), руки поднимаем вверх, на выдохе медленно опускаем руки и поём слитно гласные звуки «А – У – И – О». Делаем так 4 раза. Затем поём наоборот «О – И – У – А». Повторяем 4  раза».

4 этап. Развитие речевого дыхания

Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех – четырех слов, короткие стихотворные тексты. Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется  3 – 4 раза в день. Продолжительность этапа – 5 недель.

Цель: развитие собственного речевого дыхания, формирование длительного фонационного выдоха.

Упражнение 6

Инструкция: «Выполняем ротовой вдох и на выдохе произносим нараспев фразы, состоящие из нескольких слов: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ»

Для детей 3 класса можно использовать небольшие фразы на закрепление школьного пройденного материала,

 Например, для закрепления знаний по математике, каждый может произнести нараспев по очереди такие фразы:

«ШЕСТЬ НА СЕМЬ – СОРОК ДВА», «ШЕСТЬ НА ШЕСТЬ – ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ», «ПЯТЬ НА ПЯТЬ – ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ», «ТРИ НА ДЕВЯТЬ ДВАДЦАТЬ СЕМЬ», и т.д.

Затем можно пропеть хором: «Наш класс 3 «Е» самый лучший на земле».

5 этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Продолжительность этапа - четыре недели.

В 3 классе роль небольшого прозаического текста могут играть произнесение нескольких правил на закрепление текущего школьного материала.

Упражнение 7

Инструкция: «Сейчас каждый по очереди сделает быстрый ротовой вдох и на выдохе пропоет фразу из нескольких слов, затем хором повторим фразу».

В качестве лексического материала мы используем стихотворения, пройденные по школьной программе.

Заключение: Все перечисленные этапы упражнений направлены на развитие диафрагмального, фонационного и речевого типа дыхания, которые необходимы для успешного овладения детьми речевой функцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития речевого дыхания

Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

Выступление на общешкольном онлайн - занятии «Речевое дыхание у детей с дизартрией»

Давайте развивать наше дыхание, давайте развивать дыхание наших детей!«Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу» - сказал Свами Вивекананда....

Презентация Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания

Презентация Инновационные  логопедические  технологии  по развитию речевого дыхания...

Технологии развития речевого дыхания у учащихся с ТНР на логопедических занятиях

В материале рассмотрены основные аспекты технологий развития речевого дыхания как основы произносительной речи у учащихся с ТНР в процессе систематической коррекционно-развивающей работы...

Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...