Презентация Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания
презентация к уроку
Презентация Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Обогащение коррекционно-педагогического процесса обучения и воспитания младших школьников с тяжелыми нарушениями речи с помощью специализированных методик коррекционного воздействия
Теоретическое обоснование Дыхание - главная функция человеческого организма, основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объем воздуха, который, проходя постепенно, струей через голосовые складки, заставляет звучать «голосовой аппарат»
Типы дыхания 1. ключичное 2. грудное 3. грудобрюшное (диафрагмальное нижнереберное )
Задачи дыхательной гимнастики 1. Освоить технику нижнерёберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса 2. Сознательно регулировать его ритм, а также правильно соотносить вдох и выдох, распределять выдох на определенные речевые отрезки, согласовывать процесс дыхания и голосоведения . 3. Для лучшего регулирования дыхательного ритма используется музыкальное сопровождение.
Рекомендации при выполнении упражнений Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди, чтобы плечи не поднимались при вдохе. Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании. Выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.
Этап 1 Развитие ощущений движения органов дыхания, диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания . Цель : с помощь тактильного контроля развивать у ребёнка грудобрюшной тип дыхания
ЭТАП 1. УПРАЖНЕНИЕ 1 . Дети, находящиеся в положении стоя, кладут ладонь на область диафрагмы, во время дыхания осуществляют тактильный взаимоконтроль Цель: с помощью тактильного самоконтроля развивать у детей грудобрюшной тип дыхания, следить за работой диафрагмы.
ЭТАП 1. УПРАЖНЕНИЕ 1 . Дети, находящиеся в положении стоя, кладут ладонь на область диафрагмы, во время дыхания осуществляют тактильный взаимоконтроль Грудобрюшной тип дыхания. Тактильный самоконтроль
ЭТАП 2 Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой Цель: развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы развитие координационных движений между дыханием и туловищем и конечностями с помощью музыкального ритма
ЭТАП 2. УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то к правому, то к левому плечу Цель: развитие координации движений между дыханием и туловищем, конечностями с помощью музыкального ритма
ЭТАП 2. УПРАЖНЕНИЕ 2. На первый шаг выполняется поворот головы и пара «быстрых вдохов», далее следует три шага с осуществлением непроизвольного выдоха Цель: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы с использованием музыкального ритма
ЭТАП 2. УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движении рук Цель: тренировать грудобрюшной тип дыхания и увеличение объёма лёгких
ЭТАП 3 Развитие фонационного выдоха Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха под ритмичное музыкальное сопровождение Упражнение 1 Инструкция: «Вдыхаем воздух полуоткрытым ртом (делаем ротовой вдох), руки поднимаем вверх, на выдохе медленно опускаем руки и поём слитно гласные звуки «А – У – И – О». Затем поём в обратном порядке: «О – И – У – А».
ЭТАП 3 Развитие фонационного выдоха Упражнение 1
ЭТАП 4 Развитие речевого дыхания Данный этап является базовым, где дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы от двух до десяти-двенадцати слов, небольшие стихотворные тексты с музыкальным сопровождением Цель: Становление и развитие собственного речевого дыхания, формирование длительного фонационного выдоха
ЭТАП 4. УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фраз из нескольких слов Можно использовать фразы на закрепление пройденного школьного материала
ЭТАП 5 Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения стихотворного или прозаического текста. Инструкция: «Сейчас каждый по очереди сделает быстрый ротовой вдох и на выдохе пропоет фразу из нескольких слов, затем можете хором повторить фразу ». (Лексический материал : стихотворение « Утёс» М.Ю. Лермонтова
ЭТАП 5. УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фраз из нескольких слов Можно использовать лексический материал из школьной программы
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Инновационные логопедические технологии по развити речевого дыхания у младших школьников с нарушениями речи
К 10 годам у детей происходит формирование речевого дыхания. Произнесение фразы в спокойном эмоциональном состоянии происходит в пределах одного речевого выдоха.
Патологические особенности дыхания детей с речевыми нарушениями:
физиологические:
- поверхностное (верхнерёберного типа)
- аритмичное
речевые:
- недостаточный объём вдыхаемого воздуха
- нарушение речевого выдоха (короткий, нерациональный)
- произнесение слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
Вывод: необходимо развивать объём легких, формировать у детей грудобрюшной тип дыхания – базу для речевого дыхания.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Работа включает в себя пять этапов, которые проходят в строгой последовательности друг за другом.
1 этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания
Развитие ощущений движения органов дыхания, диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Упражнение 1
Дети с помощью тактильных ощущений осуществляют взаимный самоконтроль. Задача этого этапа направлена на работу диафрагмы, а не на формирование длительности вдоха/выдоха.
Цель: с помощь тактильного контроля развивать у ребёнка грудобрюшной тип дыхания
Инструкция: «Встаньте напротив друг друга, положите свою ладонь на животики друг другу, почувствуйте, как они движутся во время дыхания. Плечи расслаблены и не поднимаются. Затем положите руку на свой животик и подышите так же».
2 этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
Этот этап направлен на дальнейшее развитие активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координации между дыханием и движением туловища и конечностей.
Упражнение 2
Цель: развитие координации движений между дыханием и туловищем, конечностями
Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.
Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция: «Поворачиваем голову к правому плечу, нюхаем воздух: «нюх – нюх», затем исходное положение, отдыхаем, поворачиваем голову к левому плечу, нюхаем воздух «нюх – нюх», исходное положение, отдыхаем».
Упражнение 3
Цель: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы
Инструкция: «На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: «нюх – нюх». Затем смотрим прямо и делаем три шага. А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нхаем воздух: «нюх – нюх». Опять смотрим прямо и делаем три шага.
Упражнение 4
Цель: тренировать грудобрюшной тип дыхания и увеличение объёма лёгких
Инструкция: «Ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони сжимают «насос». Будем накачивать шину и нюхать воздух. Наклон вперёд – «нюх» - раз. Чуть выпрямились. Еще наклон – «нюх» - два. Теперь выпрямились, отдыхаем – три, четыре, пять».
3 этап. Развитие фонационного выдоха
Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на «быстрый» вдох, а на звучание голоса в процессе выдоха. Продолжительность этапа – 8 недель.
Упражнение 5
Цель: развитие фонационного (озвученного выдоха)
Инструкция: «Мы вдыхаем воздух полуоткрытым ртом (делаем ротовой вдох), руки поднимаем вверх, на выдохе медленно опускаем руки и поём слитно гласные звуки «А – У – И – О». Делаем так 4 раза. Затем поём наоборот «О – И – У – А». Повторяем 4 раза».
4 этап. Развитие речевого дыхания
Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех – четырех слов, короткие стихотворные тексты. Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется 3 – 4 раза в день. Продолжительность этапа – 5 недель.
Цель: развитие собственного речевого дыхания, формирование длительного фонационного выдоха.
Упражнение 6
Инструкция: «Выполняем ротовой вдох и на выдохе произносим нараспев фразы, состоящие из нескольких слов: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ»
Для детей 3 класса можно использовать небольшие фразы на закрепление школьного пройденного материала,
Например, для закрепления знаний по математике, каждый может произнести нараспев по очереди такие фразы:
«ШЕСТЬ НА СЕМЬ – СОРОК ДВА», «ШЕСТЬ НА ШЕСТЬ – ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ», «ПЯТЬ НА ПЯТЬ – ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ», «ТРИ НА ДЕВЯТЬ ДВАДЦАТЬ СЕМЬ», и т.д.
Затем можно пропеть хором: «Наш класс 3 «Е» самый лучший на земле».
5 этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Продолжительность этапа - четыре недели.
В 3 классе роль небольшого прозаического текста могут играть произнесение нескольких правил на закрепление текущего школьного материала.
Упражнение 7
Инструкция: «Сейчас каждый по очереди сделает быстрый ротовой вдох и на выдохе пропоет фразу из нескольких слов, затем хором повторим фразу».
В качестве лексического материала мы используем стихотворения, пройденные по школьной программе.
Заключение: Все перечисленные этапы упражнений направлены на развитие диафрагмального, фонационного и речевого типа дыхания, которые необходимы для успешного овладения детьми речевой функцией.
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Уважаемые коллеги, тема моего доклада: «Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания у младших школьников с нарушениями речи»
Актуальность темы обусловлена важной ролью дыхательной системы в становлении речевой функции.
К 10 годам у детей происходит формирование речевого дыхания. Произнесение фразы в спокойном эмоциональном состоянии происходит в пределах одного речевого выдоха.
Патологические особенности дыхания детей с речевыми нарушениями:
физиологические:
- поверхностное (верхнерёберного типа)
- аритмичное
- речевые:
- недостаточный объём вдыхаемого воздуха
- нарушение речевого выдоха (короткий, нерациональный)
- произнесение слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
----------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 2
ЦЕЛЬ: необходимо развивать объём легких, формировать у детей грудобрюшной тип дыхания – базу для речевого дыхания. Для этого мы будем использовать специально разработанные логопедические методики по постановке правильного грудобрюшного дыхания.
------------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 3
Как мы уже говорили, дыхание – очень важная функция не только с точки зрения физиологии, но и становлении речи.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 4
Типы дыхания: ключичное, грудное, грудобрюшное.
-------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 5
Освоить технику нижнерёберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса
2. Сознательно регулировать его ритм, а также правильно соотносить вдох и выдох, распределять выдох на определенные речевые отрезки, согласовывать процесс дыхания и голосоведения.
3. Для лучшего регулирования дыхательного ритма используется музыкальное сопровождение
СЛАЙД 6
Рекомендации при выполнении упражнений:
- Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди, чтобы плечи не поднимались при вдохе.
- Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
- Выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 7
1 этап.
Развитие ощущений движения органов дыхания, диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Цель: с помощь тактильного контроля развивать у ребёнка грудобрюшной тип дыхания
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 8
ЭТАП 1. УПРАЖНЕНИЕ 1.
Дети, находящиеся в положении стоя, кладут ладонь на область диафрагмы, во время дыхания осуществляют тактильный взаимоконтроль
Инструкция:
«Встаньте напротив друг друга, положите свою ладонь на животики друг другу, почувствуйте, как они движутся во время дыхания. Плечи расслаблены и не поднимаются. Затем положите руку на свой животик и подышите так же».
МУЗЫКА «К Элизе» Л.В. Бетховена
-------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 9
ЭТАП 2.
Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
Цель:
- развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы
- развитие координационных движений между дыханием и туловищем и конечностями с помощью музыкального ритма
-------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 10
ЭТАП 2. УПРАЖНЕНИЕ 1.
Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то к правому, то к левому плечу
Инструкция: «Поворачиваем голову к правому плечу, нюхаем воздух: «нюх – нюх», затем исходное положение, отдыхаем, поворачиваем голову к левому плечу, нюхаем воздух «нюх – нюх», исходное положение, отдыхаем».
МУЗЫКА «Неаполитанская песня» П.И. Чайковский
СЛАЙД 11
ЭТАП 2. УПРАЖНЕНИЕ 2.
На первый шаг выполняется поворот головы и пара «быстрых вдохов», далее следует три шага с осуществлением непроизвольного выдоха
Инструкция: «На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: «нюх – нюх». Затем смотрим прямо и делаем три шага. А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нхаем воздух: «нюх – нюх». Опять смотрим прямо и делаем три шага.
МУЗЫКА (ритмичные аккорды До, Фа, Соль, ля, ре, Ми)
----------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 12
ЭТАП 2. УПРАЖНЕНИЕ 3.
Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движении рук
Цель: тренировать грудобрюшной тип дыхания и увеличение объёма лёгких
Инструкция: «Ноги на ширине плеч, руки опущены, сжимают «насос». Будем накачивать шину и нюхать воздух. Наклон вперёд – «нюх» - раз. Чуть выпрямились. Еще наклон – «нюх» - два. Теперь выпрямились, отдыхаем – три, четыре, пять».
МУЗЫКА (ритмичные аккорды До, Фа, Соль, ля, ре, Ми)
-------------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 13
ЭТАП 3 Развитие фонационного выдоха
Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха под ритмичное музыкальное сопровождение
ЭТАП 3. Упражнение 1
Инструкция: «Вдыхаем воздух полуоткрытым ртом (делаем ротовой вдох), руки поднимаем вверх, на выдохе медленно опускаем руки и поём слитно гласные звуки «А – У – И – О». Затем поём в обратном порядке: «О – И – У – А».
МУЗЫКА (До мажор: соль – ми – ре – до – 2 раза, Ля минор: ми – до – си- ля – 2 раза)
-------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 14
ЭТАП 4 Развитие речевого дыхания
Данный этап является базовым, где дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы от двух до десяти-двенадцати слов, небольшие стихотворные тексты с музыкальным сопровождением
Цель: Становление и развитие собственного речевого дыхания, формирование длительного фонационного выдоха
-------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 15
ЭТАП 4. УПРАЖНЕНИЕ 1.
Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фраз из нескольких слов.
Цель: развитие собственного речевого дыхания, формирование длительного фонационного выдоха.
Инструкция: «Выполняем ротовой вдох и на выдохе произносим нараспев фразы, состоящие из нескольких слов. Лексический материал – из школьной программы:
«ШЕСТЬ НА СЕМЬ – СОРОК ДВА», «ШЕСТЬ НА ШЕСТЬ – ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ», «ПЯТЬ НА ПЯТЬ – ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ», «ТРИ НА ДЕВЯТЬ ДВАДЦАТЬ СЕМЬ»,
МУЗЫКА (До мажор: соль – ми – ре – до – 2 раза, Ля минор: ми – до – си- ля – 2 раза)
----------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 16
ЭТАП 5 Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения стихотворного или прозаического текста.
Инструкция: «Сейчас каждый по очереди сделает быстрый ротовой вдох и на выдохе пропоет фразу из нескольких слов, затем можете хором повторить фразу».
(Лексический материал: стихотворение «Утёс» М.Ю. Лермонтова
-------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 17
ЭТАП 5. Упражнение 1. Выполнение «Утёс» М. Ю. Лермонтов
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; | Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. |
МУЗЫКА «УТЁС»
--------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
---------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания у младших школьников с нарушениями речи
Вступление
К 10 годам у детей происходит формирование речевого дыхания. Произнесение фразы в спокойном эмоциональном состоянии происходит в пределах одного речевого выдоха.
Патологические особенности дыхания детей с речевыми нарушениями:
физиологические:
- поверхностное (верхнерёберного типа)
- аритмичное
речевые:
- недостаточный объём вдыхаемого воздуха
- нарушение речевого выдоха (короткий, нерациональный)
- произнесение слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
Вывод
Необходимо развивать объём легких, формировать у детей грудобрюшной тип дыхания – базу для речевого дыхания.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Работа включает в себя пять этапов, которые проходят в строгой последовательности друг за другом.
1 этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания
Развитие ощущений движения органов дыхания, диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Упражнение 1
Цель: с помощь тактильного контроля развивать у ребёнка грудобрюшной тип дыхания
2 этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
Этот этап направлен на дальнейшее развитие активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координации между дыханием и движением туловища и конечностей.
Упражнение 2
Цель: развитие координации движений между дыханием и туловищем, конечностями.
Упражнение 3
Цель: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы
Упражнение 4
Цель: тренировать грудобрюшной тип дыхания и увеличение объёма лёгких.
3 этап. Развитие фонационного выдоха
Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на «быстрый» вдох, а на звучание голоса в процессе выдоха. Продолжительность этапа – 8 недель.
Упражнение 5
Цель: развитие фонационного (озвученного выдоха)
4 этап. Развитие речевого дыхания
Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию речевого высказывания.
Упражнение 6
Цель: развитие собственного речевого дыхания, формирование длительного фонационного выдоха.
5 этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Продолжительность этапа - четыре недели.
Упражнение 7
Заключение
Все перечисленные этапы упражнений направлены на развитие диафрагмального, фонационного и речевого типа дыхания, которые необходимы для успешного овладения детьми речевой функцией.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития речевого дыхания
Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...
Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"
Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....
Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия
Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с...
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Формирование правильного речевого дыхания является подготовительным этапом при постановке звуков. Игровые упражнения помогут малышу выработать целенаправленную воздушную струю.....
«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...
Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...
Презентация "Развитие речевого дыхания"
Развитие речевого дыхания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...