Роль игры на уроках природоведения в обучении детей с нарушенным слухом.
статья

Виноградова Ольга Владимировна

Значение игры на уроках природоведения в школе глухих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры на уроках природоведения в обучении детей с нарушенным слухом.

С.А.Зыкова, Е.А.Марциновская, М.Ф.Титова уделяют особое внимание доминирующей роли речи в процессе формирования у школьников природоведческих понятий и познавательных способностей. Как отмечает Т.В.Розанова, у глухих детей наблюдается задержка в развитии речи как средства мышления, а именно это обстоятельство, является причиной своеобразия в развитии их образных форм памяти и мышления. У них возникают трудности в развитии словесных форм памяти и мышления. Они связаны с пониманием словесных форм высказываний с формулированием собственных мыслей по правилам языка и использованием речи в качестве мыслительного средства. Значительное затруднение в установлении характера взаимосвязей, объяснении логической обусловленности событий и явлений в нахождении мотивов, причин тех или иных действий. Причиной таких затруднений является отставание и своеобразие глухих детей в развитии мышления и речи. Отмечая при этом, что при обучении глухих детей учителю необходимо учитывать психологические особенности, особенности их образной памяти, и создавать условия для успешного компенсаторного развития глухих школьников. Поступление в школу связано с переходом от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, смена ведущих видов деятельности – от сюжетно-ролевой игры к учению. В младшем школьном возрасте игра и её роль постепенно отодвигаются на второй план. Ведущей деятельностью становится учебная. Однако игра не перестаёт влиять на развитие детей, наоборот способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе.

Игра как метод получает все больше распространение в обучении природоведению детей с нарушениями слуха. В игре происходит адаптация младших школьников, Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечает, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. Ценность заключается в том, что в игре глухие дети легче усваивают сложный материал, так как запоминание в данном случае носит непреднамеренный характер. В игре они относительно легко усваивают не только названия предметов, признаков предметов, действий, но и овладевают значением слов, обозначающих некоторые абстрактные понятия: временные, относительные, пространственные и т.д.

Особенности игровой деятельности, заключаются в том, что дети в ходе игры решают умственные задачи, предложенные учителем в занимательной форме. Учащиеся воспринимают умственную задачу как практическую, что способствует повышению их интеллектуальной активности, стимулирует речевую деятельность. В ходе игры на уроках природоведения учащиеся в адекватных условиях осуществляют формирование представлений об окружающем их мире.

Необходимо подчеркнуть, что игра способствует развитию личности ребенка в целом: его памяти, воображения, речи, мышления, эмоциональной сферы, самостоятельности и творческой активности, обращая при этом на особое внимание на связь игровой деятельности глухого школьника с речью. Игра является эффективным средством усвоения знаний, овладения способами познавательной деятельности, способствует выработке умения самостоятельно и рационально использовать имеющиеся знания при решении игровой задачи. При этом у детей развиваются умения находить характерные признаки предметов и явлений окружающего мира, группировать, обобщать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать выводы, умозаключения.    

Игры помогают формированию понятий. Являются стимулом для речевого развития, освоения грамматического строя языка, что неразрывно связано с процессами памяти глухого школьника. В игре глухие и слабослышащие дети легче усваивают сложный материал, так как запоминание в данном случае носит непреднамеренный характер. Развивается личность ребенка в целом: его память, воображение, речь, мышление, эмоциональная сфера, самостоятельность и творческая активность, при этом происходит связь игровой деятельности глухого или слабослышащего школьника с речью в процессе освоения дактильной и устной речи ребёнок учиться входить в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой. На уроках природоведения дети усваивают не только названия предметов, признаков предметов, действий, но и овладевают значением слов, обозначающих некоторые абстрактные понятия: временные, относительные, пространственные. Отсюда большая результативность непроизвольного запоминания, поскольку предлагаемый игровой материал становится предметом мыслительной деятельности учащихся.

Е.Г.Речицкая указывает на необходимость использования различных игр, для включения учащихся в активную речевую и познавательную деятельность: введение элементов проблемности, активизации самостоятельности, организации коллективной познавательной деятельности.

Игры на уроках природоведения:

  • настольные игры;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • деловые игры;
  • интеллектуальные игры.

Особо можно отметить значение сюжетно – ролевых и дидактических игр.  

Сюжетно – ролевая игра – это воспроизведение действительности в символической форме. Благодаря игре на уроках природоведения учащиеся знакомятся со свойствами окружающих их предметов, событиями и явлениями в природе. На уроках природоведения особая роль отводится дидактическим играм. Это разновидность игр с применением правил, специально созданных педагогикой в целях развития детей.

Игры с природным материалом. Эти игры учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?», «Разложи листья по убывающей величине». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

    Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами. Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.) В таких играх формируются ценные качества личности ребенка- способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь занимательности и закрепления новых знаний. Дидактическая игра носит познавательный характер, она направлена на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на развитие познавательных способностей детей. Особенностью дидактических игр является наличие дидактической задачи, игровых правил и игровых действий. Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры. Дидактические игры могут быть сюжетными и бессюжетными. При   использовании   дидактической   игры   учитель   должен   следовать определенным педагогическим принципам:

  • опираться на уже  имеющиеся  у  детей знания;
  • следить за тем, чтобы  дидактическая  задача  была  доступна  детям;
  • поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  • постепенно  усложнять дидактическую  задачу  и  игровые  действия;
  • конкретно и  четко  объяснять правила.

Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Именно в процессе дидактических игр, возможно, целенаправленно формировать у глухих и слабослышащих детей основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию), развивать внимание, память, что является важнейшей частью общего психического развития.

В младшем школьном возрасте у глухих школьников формирование понятий происходит на наглядно – чувственной основе. В ознакомлении с природой младших глухих школьников их развитии и обучении помогает дидактическая игра. Особенно с использованием природного материала. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения. Многие овощи, фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры независимо от сезона. Весной, летом, осенью растительный мир привлекает глухого младшего школьника, бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия. Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору. Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на экскурсии, открытом воздухе, в классе. Игры на воздухе не требуют специального оборудования, но при выборе места игры необходимо, чтобы на месте проведения игры, растения с которыми будут знакомить школьников, были доступными для наблюдения.  Последовательность проведения игр даётся в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представления детей о разных группах растений. Планируя игру с природным материалом, учитель, должен помнить о соответствии её содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например: игры связанные с семенами лучше проводить весной, а со сбором урожая, - летом, осенью.       

Школьники усваивают в процессе дидактических игр понятия о времени, пространстве, цвете, форме, величине, а также относительные понятия (лучше, хуже, быстрее) которые представляют особую трудность для усвоения. В играх учащиеся усваивают целый ряд словосочетаний, употребляемых во всех играх без исключения, это, например такие словосочетания как: «Будем играть в …»; «Я хочу играть в …»; «Я хочу быть …»; «Я люблю играть в …»; «Мне понравилась игра»; «Как называется игра?».

Для повышения познавательной активности используются проблемные ситуации, когда учащиеся, отвечая на вопрос «Как можно это узнать?» или «Что нужно сделать?», должны поставить цель игры, «Нужно измерить!», «Нужно сравнить». При повторном проведении игры можно усложнить задачу: «Вчера мы измеряли палочкой. Она сломалась. Нужно взять другую мерку. Какую?». Дети предлагают разные мерки, отбирая подходящую для измерения мерку.

Игры, используемые, в обучении глухих детей помогают формированию природоведческих понятий об изменениях природы, являются стимулом для речевого развития, освоения грамматического строя языка, что неразрывно связано с процессами памяти.  Игра превращает урок в увлекательное занятие, формирует жизненно важные учебные навыки глухого школьника.

Список использованной литературы

  1. Аквилёва Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М. Просвещение. 1990.
  2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М. Просвещение. 1988.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы к психологии, 1966. // Дефектология №6
  4. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М. Просвещение, 1975.
  5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М. Просвещение. 1981.
  6. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. Учебное пособие. М. Владос. 2004.
  7. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М. Владос. 2008.
  8. Титова М.Ф. Изучение природы в 1- 4 классах (коррекционных) образоват. учреждений I и II вида. Пособие для учителя. М. Владос. 2004.
  9. Титова М.Ф. Обучение глухих учащихся сравнению при изучении ими природоведческого материала. // Дефектология. 1983.№ 5
  10. Титова М. Ф. Формирование у глухих учащихся понимания причинных связей в процессе изучения природы. // Дефектология. 1985. № 1.
  11. Титова М.Ф. Проверка природоведческих знаний и умений у младших глухих школьников. // Дефектология.  1980. № 6.
  12. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. Учебное пособие. М. Владос. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом.

Специальные средства и методы  обучения детей с нарушенным слухом (из опыта работы)...

Частные вопросы методики обучения детей с нарушением слуха на уроках информатики в 5 классе.

Результатом образования являются сегодня не столько предметные знания, сколько универсальные способы деятельности, т.е. более широкое понимание общеучебных умений и навыков, которые формируются ...

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида.

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида....

Конспект игры-драматизации по сказке "Репка" для детей с нарушением слуха.

Конспект игры-драматизации по сказке "Репка" для детей с нарушением слуха 5-7 лет....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

В статье рассматриваются приемы работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний» на уроках окружающего мира при обучении детей с нарушениями слуха. Приведены фрагменты конспектов у...

Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА"

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА...