Беседа "поговорим о воспитанности"
план-конспект занятия (5 класс)

Хохлова Ирина Владимировна

Цели:

Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.

Создать мотивацию правильного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_pogovorim_o_vospitanosti.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

    «Поговорим о     воспитанности»

Провела: Хохлова И.В

                                           

Цели:

Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.

Создать мотивацию правильного поведения.

Ход беседы.

  1. Вступительная беседа.

Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения, наука поведения среди людей. С самого детства надо стараться усвоить эту науку, уметь вести себя так, чтобы окружающим было удобно, хорошо и приятно.

Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, растущей в саду?

Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная в саду.

-За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

  • Плоды у дикой яблони мелкие и кислые, а у культурной - плоды хорошие.

Вот так бывает и с людьми, они тоже бывают дикими и культурными. Чем же они отличаются?

-Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Ребята, а как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

(Дети отвечают)

Конечно, общаться с культурным человеком всегда приятно.

  • А что значит быть культурным человеком?
  • соблюдать правила культурного поведения.
  • вести себя так, чтобы за себя не было стыдно самому.
  1. Беседа по теме.

Древнейшие, дошедшие до нас правила поведения созданы 5 тысяч лет назад. У каждой эпохи, у каждого народа, свои представления о хорошем тоне. Некоторые из них вам покажутся нелепыми, и в настоящее время мы ими не пользуемся.

Например: В Древнем Риме считалось приличным носить до 18 перстней.

В средние века даже на пирах собственными ножами отхватывали лакомые кусочки туши зажаренного кабана, а жирные руки считалось приличным вытирать о скатерть.

В 18 веке в Англии были в моде очень высокие прически до 1 метра высотой и представляли они собой очень внушительное сооружение. На такую прическу рекомендовалось надевать ночью сетку из проволоки, чтобы там не заводились мыши. А чтобы довести такую прическу до бала, у кареты снимали крышку.

Еще в начале нашего века женщине считалось неприличным выгуливать собаку.

Но, не смотря на все различия, правила поведения разных времен имеют много общего, потому что в них оставались неизменными понятия о добре.

Правила поведения создавались в народе постепенно. И возникли они отнюдь не случайно.

Вам, конечно, известно правило, что, входя в помещение мужчины должны снять шапку, шляпу. А пришел этот обычай к нам из средневековья. Вам не приходилось встречать на улице человека, который был бы одет в костюм из железа.

Такие костюмы носили в старину рыцари, лет 700-800 тому назад. И надевали не только тогда, когда готовились к бою, но, собираясь в гости, потому что путешествовать в то время было довольно опасно. По дорогам в то время скитались в поисках добычи бродяги, а в лесах укрывались банды разбойников.

Даже в городах люди ходили тогда вооруженными. При любом споре легко было получить удар мечом или кинжалом. А, уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал тяжелые железные латы или сплетенную из железных колец прочную кольчугу, железные сапоги, железные рукавицы и железный шлем с забралом, закрывающим лицо. Но вот на пути дом, где живет знакомый. Переступая порог, странствующий рыцарь, снимает свой шлем и несет его в руке «Я тебя не опасаюсь, - говорит он этим жестом хозяину. - Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю.»

Суровые эти времена давно прошли. Но, обычай, входя в комнату, снимать шапку, остался. Остался, потому что это хороший обычай. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который ты вошел, уважаешь живущих в нем людей, веришь в хорошее отношение к тебе. И это им, конечно, приятно.

С тех же, давних времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку (рукавицу) человек показывал встречному, что в его руке не спрятано оружие. А сейчас ты снимаешь перчатку из уважения к товарищу.

Приветствие.

Первое проявление вежливости - это приветствие, подача руки, поклон, умение представится. Каждому в этом поможет такт и вкус. Приветствие - это выражение уважения, дружбы, внимания. Оно должно быть вежливым, внятным, спокойным; оно должно соответствовать местным обычаям. В человеческом обществе сменилось уже множество приветствий, но слово «здравствуйте» мы можем сказать в самых разных обстоятельствах, при любых встречах. Так же к месту будут, сказанное утром: «Доброе утро», а вечером «Спокойной ночи».

Но вы бы очень удивились, если бы к вам обратились со словами: «Ели вы сегодня?» или «Здоров ли ваш скот».

А ведь это тоже приветствие. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд кажется немного смешно, но если подумать немного, то легко можно доказать, что фраза «Здоров ли ваш скот?» - адекватно слову «Здравствуйте».

В самом деле, что составляло основу жизни монгола - кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровы животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы - и у людей голод, болезни, смерть. Вот и, получается: пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода - все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Какими только приветствиями не пользуются люди! «Салют! Чао! Салам Алейкум!» Древние Греки приветствовали друг друга: «Радуйся», а современные греки: «Будь здоровым!». Арабы говорят: «Мир с тобой!», а индейцы навахо «Все хорошо!»».

     Но не только словами можно приветствовать друг друга. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия еще разнообразнее.

Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык. А офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли, словно подрубленную голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрала тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Рабы Древнего Рима обнажали обритые головы.

А вот как описывает специфику жеста Франклин Фолсом: «Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китайцы в прежние времена, встречая друга пожимали руку самому

себе.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку».

Словом всего не перечислить. Да, - по - разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. И все-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности к окружающим.

Ведь в поклоне в коротких словах привета, заключено очень большое и приятное содержание: «Я тебя вижу. Ты мне приятен. Знай, что я тебя

уважаю и хочу, чтобы ты ко мне относился хорошо. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья!»

Вот что обозначает простое обыкновенное «Здравствуйте!»

Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. А всегда ли мы выполняем этот закон?

Как вести себя в общественных местах. (сообщения детей, воспитатель дополняет).

На улице. Двигаясь по улице в необходимом нам темпе, нужно стараться не причинять неудобств ни пешеходам, ни автомобилистам.

Воспитанный человек на улице не сорит, не плюет, ни на кого не показывают пальцем, не кричит на малышей, не останавливается внезапно посередине дороги для того, чтобы поговорить с товарищем, не ходит по газонам, по левой стороне тротуара, не лузгает семечки.

По улице нежелательно идти рядом вчетвером. Нужно разделиться на пары, чтобы не мешать идущим навстречу.

Мужчина всегда пропускает женщину вперед. Но если проход труден, впереди идет мужчина, в опасных местах предлагая женщине руку.

Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами или вещами, чемодан, портфель.

Не полагается носить зонт, как копье: им можно задеть идущего. Пользуясь открытым зонтом, нужно следить за тем, чтобы не задеть им чужую голову.

На ходу не следует есть. В крайнем случае можно позволить детям по дороге съесть мороженое, фрукты или печенье.

Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес прохожих по поводу их одежды, роста, выражения лица.

Юноши, которые посылают в адрес проходящих девушек даже остроумные реплики, демонстрируют недостатки своего воспитания.

К одежде, в которой мы выходим на улицу, нужно быть очень требовательными. Нельзя допускать неопрятность и небрежность в туалете.

В магазине. Делая покупку, надо стараться не утомлять продавца мелкими капризами. Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму денег, необходимую для покупки, а не искать их в кошельке или карманах в последний момент. Не следует медлить и пересчитывая сдачу. Современный жизненный ритм требует от нас быстрой реакции.

В дверях магазина или учреждения прежде пропускаем выходящих, а уж затем входим сами, таким образом исключается образование «пробки».

В транспорте. При посадке в трамвай, автобус, поезд надо придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, женщинам.

Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в случае, если вблизи не стоит ни одна женщина. Его обязанность - уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или случайной знакомой.

В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги. Не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.

В театре, кинотеатре, на концерте. Приходя на спектакль или кинофильм в последнюю минуту, опоздавший мешает тем, кто уже занял свои места. Проходить на свое место нужно лицом к сидящим.

Из зрительного зала в гардероб нельзя выходить до тех пор, пока не закончилось действие и актеры не вышли попрощаться со зрителями.

Иногда во время киносеанса зритель громко рассказывает своей спутнице (спутнику), «что сейчас будет».

В зрительном зале, чтобы не мешать другим, не следует шелестеть, развертывая конфеты, грызть их.

Под одной крышей.

Соседи, долгое время живущие в одном доме, как правило, приветствуют друг друга при встрече даже в случае, если коротко не знакомы. Они обязаны выполнять несколько правил, главное из которых - как можно меньше мешать другим. Не следует громко включать радио, скандалить с домашними. Если приходится нарушать чужой покой по случаю именин, ремонта, нужно предупредить об этом соседей.

В семье выполнение основных требований вежливости обязательно не меньше, чем вне дома. Тот, кто дома груб, менее всего достоин уважения.

Слова « пожалуйста», « спасибо», « прости» и в семейной жизни абсолютно необходимы. При этом не мешает напомнить: в общении между людьми большую роль играет интонация.

Для всех домашних обязательны чистота и опрятность одежды. Чистота, порядок в квартире очень часто зависят от правильной организации быта.

Сохранение чистоты и порядка в доме не может лежать на плечах одной хозяйки, это дело всех домашних, в том числе и детей.

Мы в гостях, у нас гости. Невежливо, часто бывая в гостях у знакомых, забывать в свою очередь пригласить их к себе. Опаздывать в гости более чем на 10 минут неприлично. Еще хуже, чем опоздание, досрочный приход. Мы можем застать хозяев неподготовленными.

Как долго оставаться в гостях? Здесь нет четкого правила, но все же нельзя переутомлять хозяев своим присутствием. Если случится, что , находясь в гостях, мы не знаем, как что следует есть, наблюдаем, как это делает хозяйка.

Все качества культурного человека в себе нужно воспитывать с раннего детства и развивать всю жизнь.

  1. Подведение итогов.

Вы должны чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. И, наоборот, бесцеремонное или грубое обращение, бестактность обидные прозвища, клички больно ранят, ухудшают настроение. Недаром про слово в народе говорится много пословиц.

Сперва подумай, потом говори.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

От одного слова, да навек ссора.

Ласковое слово - что весенний день.

Бритва скребет, а слово режет.

Добрые слова, дороже пирога.

Слово не обух, а от него люди гибнут.

Слово серебро, молчанье золото.

Худое слово доведет до дела злого.

Слово не нож, а дот ножа доводит.

И в заключение помните, как говорили древние «Недостоин уважения тот, кто не уважает других».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...