Вежливость без границ (проектно-исследовательская работа)
проект (8 класс)

Представленная проектно-исследовательская работа - попытка применить на практике технологии инклюзивного образования. Работа содержит поэтапное описание проведенных в данном направлении мероприятий. Адресована всем участникам образовательного процеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost_bez_granits.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Вежливость без границ

проектно-исследовательская работа

    Каждый день мы общаемся, разговариваем. Быть понятым и принятым стремится каждый из нас, обращаясь к другому.  Как уже давно известно, истина рождается не в споре, а в беседе, когда собеседники слушают и слышат друг друга. Ведь общение нельзя свести просто  к обмену информацией. Общение – это еще и выражение отношения к собеседнику. Достичь взаимопонимания, гармонии – вот цель любого диалога. Значит, любое обращение к слушающему тебя должно быть вежливым.

     Данная тема как нельзя более актуальна. В настоящее время специалисты многих гуманитарных наук проявляют интерес к проблеме вежливости, рассматривая ее как «категорию коммуникативного сознания». Вежливость – визитная карточка любого современного и успешного человека. Владение речевым этикетом, умение построить диалог, наладить взаимоотношения с окружающими просто жизненно необходимы. В русском языке есть целая категория исторически сложившихся речевых формул вежливости. Знать, правильно и уместно их использовать необходимо каждому.

     Также приоритетным направлением государственной образовательной политики сегодня является развитие инклюзивного образования. Главная задача инклюзивного образования — не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию. Основными функциями инклюзивного процесса являются социальная адаптация, коррекция и реабилитация ребенка, реализуемые в массовом образовательном пространстве. Каким же образом построить диалог, соединив в образовательном процессе различные категории обучающихся? Главное, это культура общения , выражение уважения и понимания по отношению к любому участнику образовательтного процесса независимо от его возможностей.

Гипотеза: употребление вежливых слов помогает наладить взаимоотношения с людьми и сохранять культурно-речевые традиции русского языка.

Цель: изучить этимологию и употребление вежливых слов, показать их значимость в жизни человека, привлечь внимание к проблеме вежливости.

Задачи:

  1. Изучить происхождение и особенности употребления вежливых слов на Руси
  2. Привлечь внимание к изучению речевой культуры родного языка и к традициям общения русского народа
  3. Провести анкетирование среди одноклассников
  4. Подготовить информационно-раздаточный материал  по теме в виде буклетов
  5. Провести акцию «Вежливость без границ» для детей с ОВЗ (принять участие в проведении тематического классного часа в «Семеновской школе-интернате», а также  в Межрегиональной Игре  КВН «Русское Слово» для детей с ОВЗ 18.02.2020)

   Слово «вежливый» образовалось от древнерусского «вежа», то есть «знаток» («ведать» — «знать»).  Оно широко использовалось в древнерусском языке с XIII в. Постепенно лексическое значение слова изменилось, и уже с XVIII в. оно используется как синоним к словам «обходительный», «воспитанный». Так в словаре  Ожегова «вежливый» означает «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый».

А какие еще синонимы к слову «вежливость» можно было бы подобрать? За помощью мы обратились к своим одноклассникам и провели  небольшой опрос. Они считают,  что вежливость – это уважение, учтивость, доброта, благородство, благожелательность, культура поведения, хорошее отношение к людям, галантность, благодарность.

      Совершенно очевидно, что вежливость – понятие очень емкое и, чтобы правильно его определить,  необходимо изучить историю появления и употребления  вежливых слов. С этой целью мы  обратились к исторической литературе.

С точки зрения русской грамматики вежливые слова являются формулами речевого общения (речевого этикета) и относятся к междометиям. Часть из них появилась в глубокой древности и , подчиняясь правилам развития                                                                                                             современного русского языка, в несколько измененном виде дошла до наших дней.

    Любое общение начинается с обращения. Мы называем, зовем, привлекаем внимание того человека, к кому обращаемся с речью.

   На Руси издавна самым распространенным приветствием было пожелание здоровья, хотя форма этого пожелания изменялась. Былинное «гой еси, добрый молодец» означает ни что иное как «будь жив или будь здоров, добрый молодец». Фразой «Мир Вашему дому!» приветствовали всех родичей встречного и его Род. Также приветствие у славян сопровождалось низким поклоном до земли особо уважаемым людям.. Знакомым и друзьям отдавали поясной поклон, а незнакомцам – чаще всего поклон, прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. При любом поклоне рука прижималась к сердцу, что у предков означало чистоту намерений и сердечность. Мы привыкли здороваться за руку, а раньше здоровались, пожимая запястье. Чуть позже появилось слово «здравствуйте» образовалось от приветствия «повелеваю тебе здравствовати» и «здравия тебе желаю». «Здравствуйте многая лета» — находим уже в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание предков. Как показывает анализ литературы, все начиналось и заканчивалось пожеланиями здоровья – и здравицы в застолье, при прощаниии, при разлуке. Речевые формулы приветствия «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер!» появились намного позже с конца 17 века по иноземному образцу.

    В слове «пожалуйста» тоже видны особенности национального характера. Русский человек, обращаясь с просьбой, рассчитывает на отзывчивость и доброту: «пожалейте», «будьте добры», «будьте любезны». Самое древнее выражения просьбы – «пожалуй». Глагол «пожаловать» имел много значений  - пожалеть, помиловать, простить, почтить. Со временем к форме повелительного наклонения «пожалуй» добавилась усилительная частица «ста» и в русском языке появилось слово «пожалуйста», дошедшее до наших дней.

    Имеют свою историю и формы выражения признательности. Например, «спасибо». Как таковое «спасибо» появилось уже в 16 веке. Протопоп Аввакум предложил заменить привычное выражение благодарю ( Благо Дарю ) на «спаси вас Бог». Упоминание об этом мы встречаем в летописях, датированных 1586 годом.                                                                                                                                                                                                                                                                      Правда смысл современного «спасибо» изменился, и вместо прежнего «спаси вас Бог», мы говорим: «Спасибо — вам», а вот «благодарю» по-прежнему означает пожелание блага. 

   Волшебное слово «извините» тоже используется в нескольких значениях: и как просьба о прощении, и как сожаление о причиняемом беспокойстве.

                                                                                                                                                                                                                                     

    Таким образом, из исторической литературы мы узнали, что передаваемые из поколения в поколение вежливые слова несут определенную смысловую нагрузку, являясь культурным кодом народа. Поэтому особенно важно их беречь и регулярно использовать в своей речи. Но самое главное, необходимо наполнить их внутренним содержанием, искренним уважением к собеседнику. Ведь испокон веков славилась Русь своим гостеприимством и радушием , а русские люди – добротой и отзывчивостью. Так в «Поучении Владимира Мономаха,  древнерусском памятнике 11 века,  читаем:  «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите»

   

      Также по результатам анкетирования, проведенного среди ребят класса, выяснилось, что чаще всего употребляются слова приветствия и прощания, и намного меньше слова благодарности и извинения. А ведь уметь признавать свои ошибки и быть благодарным за оказанную помощь очень важно.  Поэтому с целью привлечения внимания к проблеме вежливого общения мы обратились к  интернет-источникам и выяснили, что в  настоящее время проводятся различные акции как во всем мире, так и у нас в стране и даже в регионе.

      Так

11 января празднуют Международный день спасибо

последнее воскресенье января Mеждународный день пожалуйста;

17 февраля  Международный День спонтанного проявления доброты ;

21 сентября Всемирный день благодарности , Международный день мира.

13  ноября Всемирный день доброты

      В нашей стране 27 февраля  в соответствие с указом президента РФ от 26 февраля 2015 года отмечается День вежливых людей. Он же профессиональный праздник ССО (Сил специальных подразделений). В этот день, 27 февраля 2014 года, вооруженные люди в камуфляже без опознавательных знаков установили контроль над зданием Верховного совета и правительства Автономной республики Крым, который в то время находился в составе Украины, а в последующие дни над аэропортом в Симферополе и другими стратегическими объектами на полуострове. Кроме того, они помогали обеспечить порядок и безопасность при проведении 16 марта 2014 года референдума по вопросу о присоединении Крыма к России. Подчеркнутая корректность их поведения привела к появлению выражения "вежливые люди". С тех пор словосочетание "вежливые люди" стало синонимом тех, кто служит в Силах специальных операций (ССО) России.

В нашей республике также проводятся различные акции вежливости В 2016 году в Йошкар-Оле стартовала Всероссийская акция «Лайк водителю!»

«Вежливость в отношениях между водителем и пешеходом должна формироваться с самого детства», - считают организаторы акции.

А в 2017 году проводилась акция «Вежливая регистратура»

 

   Данную информацию мы обобщили и изложили в виде иформационно-раздаточного материала и раздали ребятам буклеты, а также решили попробовать провести свою акцию вежливости «Вежливость без границ» и поучаствовать в проведении классного часа в соседней школе-интернате для учащихся с нарушением слуха. Ребятам была показана презентация, предложено поучаствовать в ряде обучающих игр-тренингов и написать небольшое сочинение «Почему нужно быть вежливым?» Интересными нам показались выдержки из творческих работ неслышащих школьников: «Без вежливости человек станет жестоким, потому что не научится уступать другим», «Вежливый  человек культурный и приличный. Он нелицемерный и не показывает другим фальшивую улыбку», «Вежливый человек всегда спокойный, у него доброе сердце», «Вежливость нужна, чтобы люди не стали агрессивными и не разрушали все на своем пути»

   Как показал анализ работ неслышащих сверстников, внутренняя культура и умение быть вежливым   зависят не столько от уровня развития речи, сколько  от воспитанности желания делать людям добро.

    Также итогом мероприятия стало приглашение  поучаствовать в подготовке и проведении межрегиональной игры КВН «Русское слово» для учащихся с ОВЗ  18.02.2020, проводимого на базе той же школы. В клубе веселых и находчивых знатоков русского языка встретились команды

•        «Потомки Даля» (ГБОУ «Семеновская школа-интернат»);

•        «Савинята» (ГБОУ «Савинская школа-интернат»);

•        «Оптимисты» (МБОУ «СОШ № 21»)

•        «Знайки» («Цивильская ОШИ для обучающихся с  ОВЗ №1», участие в рамках интернет-трансляции).

    Ребята с нарушением слуха и зрения, учащиеся нашей общеобразовательной школы с удовольствием общались, выполняя задания из разных разделов русского языка, показывая сценки из школьной жизни, участвуя в различных конкурсах.

    И, конечно, проигравших на этом празднике не было. Самым главным было проявить дружеское участие и понимание. Оказывается,  разные по своим физическим возможностям люди могут прекрасно общаться, владея элементарным речевым этикетом и  проявляя  уважение  друг к другу.

    После игры все ее участники отправились на мастер-класс «Добрая игрушка».  Совместное изготовление сувениров и общение в процессе работы еще раз показало, что никакие ограниченные возможности здоровья не могут помешать установлению дружеских взаимоотношений.  Всегда можно предложить свою помощь неслышащему или плохо видящему сверстнику, поблагодарить за совместное мероприятие, сказать  добрые слова.  Это был настоящий праздник общения и вежливости.

   Заключительный этап проекта - создание группы ВК «Вежливая Йошкар-Ола» 1.03.2020г.  Предполагается, что эта группа должна стать источником информации о вежливых людях нашего города, профессионально и качественно выполняющих свою работу. Здесь можно оставить положительный отзыв, просто поблагодарить человека за оказанную помощь, участие или сотрудничество, а также разместить информацию  по проблеме межличностного общения и поделиться интересными фактами из истории русского слова.

    Первым опубликованным постом стало стихотворение Федора Ивановича Тютчева.

                    Нам не дано предугадать,

                    Как слово наше отзовется, —

                    И нам сочувствие дается,

                    Как нам дается благодать...

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер.

     Надеемся на сотрудничество и заранее всем благодарны за общение на страницах данной группы.

    Таким образом, проанализировав историческую литературу, интернет-источники, анкеты одноклассников, поучаствовав в проведении акции «Вежливость без границ», создав группу ВК, приходим к выводам

  • Вежливость – это показатель внутренней культуры и воспитанности человека

  • Современный мир сильно изменился, но по-прежнему вежливость и культура общения остаются главными составляющими взаимоотношений между людьми

  • Владение речевым этикетом помогает в общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья

  • Современный человек настроен на общение и интерес к проблеме вежливости все возрастает

  • Употребление вежливых слов помогает сохранять культурно-речевые традиции русского языка

  • Знание истории происхождения вежливых слов помогает осознанно  их  употреблять  и ощущать себя носителями русского языка и русской культуры.

 Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя

Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знанийАктуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавател...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными  качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с раз...