адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа (6 класс)

Коробейникова  Татьяна Васильевна

адаптированная рабочая программа  учителя-дефектолога по коррекции по овладению навыками:  социально-бытовыми навыками;  коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия и сотрудничества; контроля и регуляции своей деятельности;

по формированию: познавательной активности: системы знаний и обобщенныхпредставлений об окружающей действительности;

зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_6_novaya_21-22.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       

                  Программа составлена для учащихся  с ограниченными возможностями здоровья. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

                  Целью применения данной разработки является:

- ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся,

- развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

       Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений  на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

      При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

       Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

        Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

        Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори ”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

       Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер.

        Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

        Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

        Продолжительность групповых дефектологических занятий 40  минут, а индивидуальных занятий – 20 минут.  В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Основные направления коррекционно-развивающей работы  

1.Диагностическая работа включает:

 -выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы;

 -проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

 -определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

 -изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей;  -изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;  

-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;  

-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).  

2.Коррекционно-развивающая работа включает:  

-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально- психологопедагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;  

-выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и  воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;  

-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, коррекционных занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;  -коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

 -формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

 -развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.  

3.Консультативная работа включает:  

-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательного и  образовательного процесса;

 -консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;  

-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;  

4.Информационно-просветительская работа предусматривает:

 -информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

 -различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса –родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

 

-проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья

 

6 класс

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).

Развитие внимания 

Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.

Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.

Самостоятельное планирование этапов деятельности.

Развитие воображения

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

Развитие памяти

Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации;

Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.

Контроль уровня обученности:

                                     
1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:
  • задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие пространственного восприятия и воображения;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие личностно-мотивационной сферы.
2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного  года.

Основные требования к знаниям, умениям, навыками

 

           6    класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- делать обобщения и умозаключения самостоятельно;

- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;

- устранять логические ошибки;

- хранить в памяти и использовать полученные инструкции.

6 класс

 

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

Диагностическое обследование

1 -2

«Продолжи логический ряд»

М. Счет в пределах 100000. Образование, чтение, запись чисел в пределах 1 000 000.

Формирование знаний числового ряда, счет 10, 100, 1000 в прямом и обратном порядке.

Однозначное, двузначное, многозначное число.

Развитие математических представлений, развитие логического мышления

3-4

«Зашифрованный рисунок».

Простые и составные числа.

РР. Солнечная система. Отработка техники чтения.

Формирование представлений о солнечной системе. Чтение целыми словами.

Солнце, солнечная система

Расширение кругозора, развитие речи, пополнение словаря. Развитие внимания, самоконтроля, пространственного восприятия.

5-6

«Графический диктант».

Арифметические действия с целыми числами.

Р\Я  звуки и буквы.

Формирование навыков правописания, каллиграфии.

Безударные гласные, звонкие и глухие согласные.

Развитие памяти,  мышления, внимания, самоконтроля.

7-8

«Исключи лишнее».

РР. Отличия растительного и животного мира.

М. Решение задач в 2-3 действия, составленные из простых задач

Формирование  представлений о животном мире, отличиях растительного и животного мира.

Животный мир.

Расширение кругозора, развитие речи, пополнение словаря

9-10

«Сходство и различие». ЛПЗ.М. Единицы измерения.

Р\я Предложение. Главные члены предложения.

Закрепление знаний известных единиц измерения

Длина, стоимость, масса, время

Социальная ориентировка, развитие представлений об окружающем мире

11-12

«Мозаика».  Ч .Планета Земля. Отработка беглого чтения.

Формирование представлений о планете Земля

Атмосфера

Расширение кругозора, развитие речи, беглости чтения, пополнение словаря

13-14

«Найди отличия».  

М.  Составление чисел из разрядных единиц.

Р\Я Безударная гласная в корне слова.

Формирование знаний о римских цифрах, умения написания

Римские цифры

Расширение математических представлений, развитие памяти, логического мышления.

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

15-16

«Продолжи логический ряд».

М. Многозначные числа

Р\Я правописание звонких и глухих согласных.

Формирование знаний о многозначных числах.

Многозначное число

Расширение математических представлений, развитие мыслительных операций.

17

«Угадай слово».

  РР. Животный  мир.

М. Отложение любого числа на счётах.

Формирование знаний о животных, их названий, разнообразии животного мира

Звери, домашние животные.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти

18 -19

«Найди отличия».

 М.  Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Р\Я Словарные слова.  

Формирование знаний о параллельных линиях

Параллель

Расширение математических представлений, пополнений словарного запаса

20

Зрительный диктант».  

 РЯ. словарный диктант

Формирование представлений о разнообразии мира деревьев

Тополь, клён и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти.

21-22

«Исключи лишнее».

М. Сравнение чисел. Решение задач на сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Р\Я Правописание приставок.

Формирование умения сравнивать числа

Больше, меньше

Развитие мыслительных операций, развитие памяти

23

«Сходство и различие».   Р/Р Беглое чтение.

Формирование представлений о разнообразии мира кустарников

Шиповник, смородина и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти

24-25

«Противоположное слово».

 М. Единицы измерения и их соотношения.

Р\Я  Род и число существительных.

Формирование способности обобщать и дифференцировать предметы по цвету, форме и величине

Цвета, форма.

Развитие мышления, развитие наглядно-образного мышления

26-27

«Поиск ошибок в тексте».

  РР. Лекарственные травы.

М. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Р\Я Изменение существительных по падежам.

Формирование представлений о разнообразии мира лекарственных трав, их пользе

Мать-и-мачеха, ромашка и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

28

«Графический диктант».  

М.  Решение задач по теме : "Сложение и вычитание именованных чисел"

Формирование знаний о видах треугольников

Равносторонний, равнобедренный, прямоугольный

Развитие математических представлений, пополнение словаря, развитие речи

29 -30

«Противоположное слово».  РЯ. Части речи. Решение задач в 2-3 действия, составленные из простых задач.

Р\Я Имя прилагательное, изменение по родам и числам.

Формирование представлений о разнообразии животного мира

Существительное, прилагательное, глагол

Расширение кругозора, представлений об окружающем мире

31-32

«Продолжи числовой ряд».  

М.  Письменное сложение четырёхзначных чисел.

Р\Я Склонение имен прилагательных.

Формирование представлений о дробях

Правильные, неправильные

Расширение математических представлений, развитие мышления

33-34

Р\Р . Насекомые. Осознанность чтения.

Р\Я диктант проверочный.

Формирование представлений о насекомых, их разнообразии, внешнем виде

Муха, комар и т.д.

Расширение кругозора, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса, осознанность чтения.

35-36

«Точки».

  М. Решение зада на увеличение и уменьшение числа .

Р\Я Склонение имен прилагательных.

Формирование умения умножать на 10, 100

Умножение

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций, логической памяти.

37-38

«Зашифрованный рисунок».

 М. Проверка сложения вычитанием.

Два способа проверки действия вычитания.

РЯ. Рыбы. Отработка каллиграфии.

Формирование представлений о рыбах, их разнообразии, внешнем виде

Карась, сельдь и т.д.

Расширение кругозора, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса, отработка каллиграфии.

39-40

«Поиск ошибок».

 .М. Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число.

Р\Я Зрительный диктант.

Формирование умения делить на 10, 100 без остатка

Деление

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций

41-42

«Противоположное слово».

М. Решение задач на увеличение числа в несколько раз.

РЯ. Написание сочинений.

Формирование умения писать сочинение.

Вступление, заключение.

Расширение кругозора, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса

43-44

«Зрительный диктант». ЛПЗ.М.  Умножение чисел на круглые десятки.

Формирование умения делить на 10, 100 с остатком

Деление, остаток

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций

45-46

Обобщающее занятие.

М. Письменное деление многозначных чисел на однозначное.

Р/Я Изменение глагола по временам.

Формирование умения выполнять задания  самостоятельно.

Формирование самостоятельности, упорства.

IV четверть

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

47-48

«Найди отличия» ЛПЗ.

М. Решение задач на куплю - продажу.

Р\Р Составление устного рассказа по плану.

 

Формирование представлений об окружности, построение.

Диаметр, радиус, хорда

Расширение математических представлений, развитие мышления, пополнение словарного запаса.

49-50

«Внимательный художник».  М. Получение и запись обыкновенных дробей.

РЯ.   Изменение глаголов по числам..

Формирование представлений и знаний о профессиях человека.

Столяр, плотник, швея и т.д.

Расширение запаса знаний о профессиях, развитие речи, пополнение словарного запаса.

51-52

 «Зашифрованный рисунок».

 М.  Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Р/Р Изложение по плану.

Формирование представлений об оси симметрии

Ось симметрии

Развитие мышления, расширение запаса математических представлений.

53-54

«Исключи лишнее».  РР. Здоровье человека.

М. Окружность. Прямоугольник.

Р/Я Однородные члены предложения.

Формирование знаний о том как можно сохранить здоровье человека

Вредные привычки.

Расширение представлений о себе, пополнение словарного запаса, развитие речи.

55-56

«Волшебный мешочек».  

М. Цилиндр, конус.

Р/Я Обращение, правописание.

Формирование знаний о цилиндре, конусе

Цилиндр, конус

Развитие мышления, расширение запаса математических представлений, тактильного восприятия.

57

«Шнуровочки».

М Взаимное расположение прямых на плоскости: горизонтальное, вертикальное, наклонное.

Развитие умения заплетать, завязывать, шнуровать. Написание словарных слов.

Узел, плетение

Развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, памяти, зрительного внимания.

58

М. Решение задач на использование понятия "Масштаб".

Р/Р Пересказ прослушанного текста.

Формирование связной самостоятельной речи.

Масштаб

Развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, памяти, зрительного внимания.

59

М. Геометрические тела: куб, брус, шар.

Р/Р  Чтение текста по ролям.  

Формирование умения чтения текста по ролям.

Роль

Развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, памяти, зрительного внимания.

 60

  Обобщающее занятие.

Диагностическое обследование

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.

Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 8 класса

Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю )_________________Контрольных  работ  ( диктантов ) – 6 ____Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного ...

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...