"Путешествие в страну глухих звуков"
план-конспект

Углова Ирина Александровна

Конспект логопедического занятия с обучающимися по адаптированным общеобразовательным программам, имеющими заключение "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Смешанная дисграфия". Цель занятия - закрепление слуховой дифференциации звуков Ц,Ч,Щ,Х, связь звуков с буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_gluhih_zvukov.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктор логопедического занятия

Целевая аудитория: обучающиеся по адаптированным общеобразовательным программ, имеющие логопедическое заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, смешанная дисграфия»

Тема занятия: Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну глухих звуков.

Цель изучения темы: создать организационные и методические условия для различения обучающимися глухих согласных звуков [щ][х][ц][ч].

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять умение различать гласные и согласные звуки;

- учить  дифференцировать звуки [щ][х][ц][ч];

- учить выделять изучаемые согласные в слогах, словах, определять их место в слове.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное восприятие путем обучения соотнесению слов со схемами;

- развивать слуховое восприятие путем прослушивания и проговаривания изучаемых звуков;

- развивать навыки звукового анализа, слогового и языкового анализа и синтеза путем выделения звука в слове, составления слогов и слов с изучаемыми звуками.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение слушать одноклассников и педагога, проявлять терпение;

- прививать интерес к изучению звуковой стороны речи.

Образовательные ресурсы:

Схема и план характеристики звука, схема слова, буквы Ц, Ч, Щ, Х, А, О, У, игровизоры, лабиринты, разрезанные на буквы слова.

Карта занятия

Этап занятия

Организационно-технологический блок

Деятельность логопеда

Деятельность обучающихся

  1. Организационно-мотивационный

Задача: подготовка ребят к работе на занятии, обеспечение благоприятного микроклимата.

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: обучающиеся готовы к продуктивной деятельности.

Приемы контроля: устный

Принцип: психологической комфортности

Рассаживание, доброжелательное приветствие. Представление гостей.

- Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. А теперь все вместе  дружно улыбнитесь!

 Начинаем наше занятие.

Дети приветствуют логопеда, улыбка настраивает на позитивный лад.

  1. Создание проблемной ситуации.

Задача: формулировка учебной проблемы

Форма: фронтальная

Средства: наглядные, языковые

Результат:  выявляют, проговаривают, осознают проблему. Осознают учебный вопрос, сформулированный логопедом.

Приёмы контроля: устный

Принцип: деятельности

Формулирует задание:

-Загадаю вам сейчас непростые загадки. Из читаемых коротких стихов выделите звук, который будете слышать чаще всего:

- Цыпленок – курицы птенец, такой послушный молодец! (Ц)

- Что это у Галочки? Ниточка на палочке! Палочка в руке, ниточка в реке. (Ч)

-Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. (Щ)

- Ха, ха, ха, ха, ха, ха – яркий хвост у петуха! (Х)

- Какие звуки мы сегодня будем изучать?

Выявляют услышанные звуки, осуществляют связь с буквой.

Повторяют звуки, опираясь на буквы на доске.

  1. Систематизация имеющихся знаний по теме, открытие элементов нового знания.

Задача: систематизация признаков, характеризующих изучаемые звуки, по опорному плану. Коррекция и развитие монологической и диалогической речи.

Форма: фронтальная

Средства: языковые, практические

Результат: различение изучаемых звуков на слух, связь с буквой

Приемы контроля: устный, аудиальный

Принцип: деятельности, вариативности

- Прежде чем мы увидим, как они живут, давайте охарактеризуем их по плану:

1. Гласный/согласный. Почему? (есть преграда при произнесении)

2. Звонкий/глухой. Почему? (не работают голосовые связки)

3. Всегда твердый? (Ц)

4. Всегда мягкие? (Щ,Ч)

5.Имеют твердый и мягкий варианты? (Х) Докажите.

-Жили Звуки Ц,Ч,Щ,Х в своей суровой и холодной стране – горы, холмы, пещеры, черные ущелья и трещины окружали их со всех сторон. Никто не приходил к ним, никто не звал их к себе. Поэтому были они…

И вот однажды случайно забрели к ним веселые бродячие артисты. Они пели и плясали, ходили по городу и приглашали звуки на свое представление. Один из артистов громко пел «А-а-а-а», второй подпевал «У-у-у-у-у», третий хохотал «О-о-о-о». Угадайте, что это были за артисты?

- Давайте поможем вытащить глухие согласные из их мрачных домов и подружим их с гласными, составим и запишем слоги.

- повеселели глухие согласные, стали разговаривать, загадки загадывать. Например:

-Что пьет Ч – компот или чай?

-Из чего пьет [Ч] – из кружки или из чашки?

-Что служит Ч для определения времени – часы или солнце?

- А в чем Х ходит – в халате или в костюме?

-Что любит Х – соль или сахар?

- Чем чистит Щ сапоги – щеткой или тряпкой?

- Кого ловит Щ в реке – сома или щуку?

-  Куда любит ходить Ц – в театр или в цирк?

- Что любит Ц  больше – деревья или цветы?

Дают характеристику звукам по плану, высказывают предположения в ответе на вопросы 3-5, опираясь на ленту букв.

Грустные, печальные, серьезные, неулыбчивые, суровые…

Гласные звуки.

Запись под диктовку (дифференцированно – списывание)

Ща, що, щу

Ха, хо, ху

Ца, цо, цу

Ча, чо, чу

Отвечают на вопросы, используя слова с нужным звуком.

  1. Физминутка

Задача: обеспечение здоровьесбережения

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: снятие усталости

Приемы контроля: визуальный, кинестетический.

Принцип: деятельности

Руки вверх поднимем – раз!

Выше носа, выше глаз!

Прямо руки вверх держи –

Не качайся, не дрожи!

Два – опустим руки вниз,

Стой на месте, не вертись!

Вверх – раз, два – вниз,

Вверх – раз, два – вниз.

Будем делать повороты, Повторять со всей охотой.

Раз – налево поворот,

А теперь наоборот.

Так, ничуть не торопясь,

Повторяем восемь раз!

Выполняют движения по показу.

  1. Самостоятельное применение знаний, формирование умений и навыков

Задача: закрепление умения применять актуализированные знания.

Форма: индивидуальная

Средства: языковые

Результат: выполнение заданий проблемного характера

Приемы контроля: устный, визуальный, аудиальный

Принцип: деятельности, вариативности

- Так развеселились глухие звуки, что стали и другие звуки в гости приглашать, перемешиваться с ними, составляя слова. Но это получалось у них еще не очень хорошо, поможем?

- Под конец праздника согласные звуки решили показать гостям свои загадочные лабиринты. Давайте пройдем по лабиринтам вместе с ними.

Составляют слова из букв.

Халат, щетка, часы,

цветы.

Дифференцированно (1 гр) – добавить сахар, роща, дача, овца.

 Дифференцированно (3 гр) – по образцу. Определяют положение звука в слове.

Выполняют задачу – выводят букву из лабиринта к картинке, собирая все буквы слова, обозначающего название этой картинки.

  1. Итог занятия

Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: осмысление

Приемы контроля: устный

Принцип: рефлексии

- День закончился, все устали и легли спать. Звук Щ спал так (щщщ), звук Х – так…

- Понравилась вам моя сказка?

- Кто ее главные герои?

- Что это за звуки?

-Какое продолжение вы бы придумали этой сказке?

-Спасибо, вы сегодня замечательно поработали (можно отметить каждого). До следующего занятия, ребята!

Изображают, как посапывают звуки во сне.

Повторяют характеристику изучаемых звуков.

Возможно, продолжают сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну глухих звуков" 1 класс фронтальное логопедическое занятия

Учить дифференцировать звуки ш-щ-ц-ч между собой и с другими согласными звуками, в слогах, словах, предложениях....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Путешествие в страну звуков и букв

Интегрированное логоритмическое занятие для обучающихся начальной коррекционной школы VIII вида...

конспект логопедического занятия по теме"Путешествие в страну гласных звуков А , У" в старшей группе

Конспект занятия с использованием ТСО (презентации) по теме "Путешествие в страну гласных звуков А,У"...

Конспект логопедического развлечения «Путешествие в страну волшебных звуков»

Конспект итогового логопедического развлеченияв подготовительной группе компенсирующей направленности«Путешествие в страну волшебных звуков».  Проводится в конце учебного года....

Тема: «Путешествие по стране гласных звуков».

Занятие для детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте....