Дыхательная гимнастика при заикании.
статья

Терёхина Юлия Николаевна

Комплекс дыхательных и интонационных упражнений при заикании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika_pri_zaikanii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика при заикании.

Комплекс упражнений №1

1. Вдох –  через нос, выдох - через рот

Вдыхаем в живот (контролируем рукой), живот поднимается. Плечи и грудная клетка не двигаются. 5-6 раз.

2. Вдох – через нос (в живот), выдох – через рот

Во время вдоха поднимаем руки вперёд, вверх и в стороны

Выдох – ставим руки по бокам грудной клетки. 5-6 раз.

3. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

Выдох через «трубочку» (губы сложены тонкой трубочкой) – 3 раза

Выдох через «трубочку пошире» (губы раскрываются шире) – 3 раза

Выдох через широко открытый рот – 3 раза.

Щёки не надувать, мышцы плеч расслаблены.

4. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

Выдох длинный, на выдохе – мысленно считаем до 15. 5-6 раз.

5. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

Выдох длинный, на выдохе – мысленно считаем до 10, далее от 11-15 вслух.

Выдох не прерываем!!! 5-6 раз.

6. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

Выдох длинный, на выдохе – произносим «С – С – С» и мысленно считаем до 15 – 2 раза.

Выдох длинный, на выдохе – произносим «Х – Х – Х» и мысленно считаем до 15 – 2 раза.

Выдох длинный, на выдохе – произносим «Ф – Ф – Ф» и мысленно считаем до 15 – 2 раза.

Выдох длинный, на выдохе – произносим «Ш – Ш – Ш» и мысленно считаем до 15 – 2 раза.

7. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

На выдохе - рукой в воздухе рисуем «лёжа» восьмёрку и произносим

А-О-У-И, пока не закончится дыхание. Гласные не разрываем и выдох не прерываем. Произносим распевно!!!

Комплекс упражнений №2.

1. «Резкий выдох»

Вдох – через нос (в живот), выдох -  резкий выдох через рот, произнося про себя  - ху.  Во время выдоха передняя стенка живота резко подбирается внутрь. 7-10 раз.

2. То же упражнение, что № 1, только делаем 3 резких выдоха подряд.

3. «Тёплый выдох».

Вдох – через нос (в живот), руки во время вдоха поднимаются вверх и за голову, выдох -  через широко открытый рот, плавный, идёт тёплый воздух, руки подносим ко рту и чувствуем воздух, мысленный счёт до 12.   5-6 раз.

4. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

Выдох длинный, на выдохе – произносим «М-М-М» и мысленно считаем до 15 – 2 раза. Выдох плавный. Мышцы не напрягаются.

Также Н, Л, Р, З, Ж, В.

5. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

Выдох длинный, на выдохе – произносим «С-З, С-З, С-З» и мысленно считаем до 15 – 2 раза. Выдох плавный.

Также Ш-Ж, В-Ф.

Комплекс упражнений №3.

  1. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

На выдохе протяжно произносить слоговые цепочки, постепенно увеличивая количество слогов. НЕ прерывать дыхание!!!!

ФАФ                                                                        

ФАФ    ФОФ        

ФАФ    ФОФ     ФУФ              

ФАФ    ФОФ     ФУФ     ФЫФ              

ФАФ    ФОФ     ФУФ     ФЫФ      ФИФ            

ФАФ    ФОФ     ФУФ     ФЫФ      ФИФ     ФЕФ

Так же отработать сочетания: ФАС, ФАШ, ФАХ, САФ, ШАХ, ШАС, ХАХ, РАМ, МОМ, ЛАМ, ВАС, ВАЖ, ЗАВ, ЖАХ, ЖАХ, ВАК.

  1. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

На выдохе протяжно произносить слоговые цепочки, меняя ударный слог:

ММА – ММО – ММУ – ММЭ – ММИ – ММЫ – ММ

ММА – ММО – ММУ – ММЭ – ММИ – ММЫ – ММ

ММА – ММО – ММУ – ММЭ – ММИ – ММЫ – ММ

ММА – ММО – ММУ – ММЭ – ММИ – ММЫ – ММ

ММА – ММО – ММУ – ММЭ – ММИ – ММЫ – ММ

ММА – ММО – ММУ – ММЭ – ММИ – ММЫ – ММ

Так же распевно отработать:

ННА – ННО – ННУ – ННЭ – ННИ – ННЫ – НН

ЛЛА – ЛЛО – ЛЛУ – ЛЛЭ – ЛЛИ –  ЛЛЫ –  ЛЛ

ЛЛЯ – ЛЛЕ – ЛЛЮ – ЛЛЕ – ЛЛИ – ЛЛЬ

ММНА – ММНО – ММНУ – ММНЭ – ММНИ – ММНЫ

3. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

На выдохе РАЗГОВОРНО (не тянуть) произносить: ММУ!  ММО!  ММА!

Запинки не должны возникать!!                                   ММЭ!  ММИ!  ММЫ!

Интонационные упражнения.

Комплекс упражнений №1.

1. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

На выдохе произносим гласные, воспроизводя удивлённый вопрос (голос повышается), затем ответный возглас (голос понижается).

        У ?  У                       О ?   У                      А ?     О

У                     У        У                    О       О                        А

       Э ?     А                     Ы ?    Э                    Ы ?       Ы

А                    Э          Э                     Ы      Ы                       Ы

2. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

Произносим высокий звук, затем не прерывая выдоха, голос «спускается» вниз.

УУ !                   У !                 У !                    У !                    У !        

       У                      УО                   УОА              УОАЭ               УОАЭЫ

Также со звуками А, О, Ы, Э.

3. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

 Произносить сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто рассказываешь «страшную сказку».

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ

Интонационные упражнения.

Комплекс упражнений №2.

1. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

На выдохе, не прерывая дыхания, плавно произносим ряд звуков, интонацией выделяем гласный звук (вопрос, затем ответ).

у О у а у э у и у ы ?? (вопрос)                у о у А у э у и у ы ?? (вопрос)

у О у а у э у и у ы !! (ответ)                    у о у А у э у и у ы !! (ответ)

у о у а у Э у и у ы ?? (вопрос)                у о у а у э у И у ы ?? (вопрос)

у о у а у Э у и у ы !! (ответ)                    у о у а у э у И у ы !! (ответ)

у о у а у э у и у Ы ?? (вопрос)

у о у а у э у и у Ы !! (ответ)

2. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

На выдохе произносим слоговые сочетания, переходя из низкого грудного тембра в высокий, и затем обратно.

    ШУ        У

 У              ШУ

Также отработать сочетания:    У – ШУ, У – ШО, У – ША, У – ШЭ, У – ШИ

                                                      У – СУ, У – СО,  У – СА,   У – СЭ,  У – СЫ

                                                      У – ФУ, У – ФО, У – ФА,   У – ФЭ,  У – ФЫ

                                                      У – КУ, У – КО,  У – КА,   У – КЭ,  У – КЫ  

                                                      У – ТУ, У – ТО,  У – ТА,   У – ТЭ,  У – ТЫ  

                                                      У – ПУ, У – ПО, У – ПА,   У – ПЭ,  У – ПЫ    

   3. Выполнять так же, как предыдущее  упражнение.

             ЖУ ?       У

   У - ШУ              ШУ – ЖУ

Также отработать сочетания:

У – ШУ - ЖУ, У – ШО - ЖО, У – ША - ЖА, У – ШЭ - ЖЭ, У – ШИ - ЖИ

У – СУ - ЗУ, У – СО - ЗО,  У – СА - ЗА,   У – СЭ - ЗЭ,  У – СЫ - ЗЫ

У – ФУ - ВУ, У – ФО - ВО, У – ФА - ВА,   У – ФЭ - ВЭ,  У – ФЫ - ВЫ

У – КУ - ГУ, У – КО - ГО,  У – КА - ГА,   У – КЭ - ГЭ,  У – КЫ - ГЫ  

У – ТУ - ДУ, У – ТО - ДО,  У – ТА - ДА,   У – ТЭ - ДЭ,  У – ТЫ - ДЫ

У – ПУ - БУ, У – ПО - БО, У – ПА - БА,   У – ПЭ - БЭ,  У – ПЫ - БЫ  

Упражнения для удлинения речевого выдоха.

1. Вдох – через нос (в живот), выдох -  через рот

На выдохе произносим различные речевые отрезки. Воздух распределяем на протяжении всего высказывания. Учимся делать «добор »воздуха – неполный вдох.

На дворе трава (добор),

На траве дрова (добор):

Раз дрова (добор), два дрова (добор), три дрова (добор) –

Не вместит дров двор (добор),

Дрова выдворить.

Черёмуха душистая (добор)

С весною расцвела (добор),

И ветки золотистые (добор),

Что кудри завила.

!! Пробуем делать «добор» не через одну, а через 2 строчки.

2. Глубоко вдохнуть. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе.

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

3. Произносим:

 - междометие «О» с разной интонацией: удивлённо, радостно, испуганно.

 - «да» - восторженно, спокойно, категоричным тоном, вопросительно, задумчиво, скорбно, дерзко, иронически, с сожалением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в детском саду.

В данной презентации   изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы....

использование дыхательной гимнастики

использование дыхательной гимнастики в работе с детьми...

Речевое дыхание. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса....

Комплекс дыхательной гимнастики «Кто, как дышит»

Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…»...

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика...

Консультация для учителей и воспитателей продленных групп коррекционной школы "Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой"

В консультации даются рекомендации по профилактике нарушений дыхательной функции обучающихся коррекционной школы, с использованием эффективных методов развития правильного физиологического и речевого ...

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой для лечения заикания

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой для лечения заикания...